ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В Г. ИРКУТСКЕ

№64-1,

Педагогические науки

Представлены материалы опроса 314 школьников старших классов в г.Иркутске о соблюдении ими основ здорового образа жизни. Установлено широкое распространение курения среди них, на фоне низкой двигательной активности. Отмечены увлечения школьников в свободное от учебы время, социально-психологический климат в школе. Рекомендовано усилить профилактическую работу среди учащихся.

Похожие материалы

Введение. На сегодняшний момент среди населения России все чаще наблюдаются последствия малоподвижного образа жизни, которые проявляются формированием хронических заболеваний, слабостью и неустойчивостью к умственным и физическим нагрузкам не только в пожилом, но и зачастую в молодом возрасте [1-6, 13]. Причинами этого являются слабая физическая активность, вредные привычки, неправильное питание, стрессы и другие социально-негативные явления в юном возрасте [7-10].

В настоящее время у молодежи проявляется слабый интереса к соблюдению здорового образа жизни, в том числе и занятиям спортом, что в целом является недостаточным для развития организма, влекущим за собой проблемы с иммунитетом. По современным социальным нормам, формирование личности зависит не только от условий, в которых находится человек, но и от соблюдения режима дня и здорового образа жизни, ставшими особенно актуальным в сфере общественного развития. С учетом этого представляется актуальным изучение вопроса, связанного с оценкой здорового образа жизни старшеклассниками, тем более подобные исследования в г.Иркутске в последние годы не проводились.

Цель — дать оценку соблюдения основ здорового образа жизни старшеклассниками в городе Иркутске.

Материалы и методы. В феврале 2017 года был проведен анонимный опрос подростков от 14 до 18 лет, которые посещали 8-11 классы, в трех школах Ленинского района города Иркутска. Анкета состояла из 16 вопросов, освещающие здоровый образ жизни. Общее количество опрощенных учащихся составило 314 человек, из которых 43% юноши и 57% — девушки.

Результаты исследования. Установлено, что 44,6% подростов в свободное от учебы время проводят за компьютером или различными гаджетами с доступам в сеть Интернет. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1. Увлечения школьников в свободное от учебы время

Увлечение

Количество(%)

Компьютер

44,6

Спорт

19,7

Техника

5,4

Литература

7,3

Музыка

3,8

Рисование

4,1

Танцы

3,5

Прогулки

3,5

Творчество

2,5

Рукоделие

2,2

Ничего

5,1

Спортом увлекается 19,7%, техникой 5,4%. Мало учащихся, занимающихся какими-то второстепенными видами деятельности, такими как творчество, рукоделие, рисование, музыка и т.д.

Как свидетельствуют наблюдения авторов [11] во время проведения медицинских осмотров в 85-90% случаев у детей выявляют какие-либо нарушения осанки, что связано времяпровождением за компьютером. Зачастую стрессы и окружающая обстановка накладывают отрицательный отпечаток на здоровье [12], поэтому в анкету были внесены вопросы, связанные с оценкой социально-психологического климата в школе.

Установлено, что 29,4% подростков считают, что положительные эмоции не влияют на их состояния здоровья; 50,6% — что эмоции оказывают влияние и 20% — затруднились ответить на поставленный вопрос.

В таблице 2 приведены результаты опроса школьников по их оценке социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

Таблица 2. Социально-психологический климат в Вашем учреждении

Удовлетворяет ли Вас социально-психологический климат в Вашем учреждении образования?

Количество(%)

Да

28,03

Нет

27,07

Скорее да, чем нет

45,9

Как видно из таблицы 2, удовлетворяет социально-психологический климат 28,03%, примерно столько же (27,07%) — нет, остальных — скорее да, чем нет (45,9%).

Таблица 3. Отношения между преподавателями и учащимися

Устраивают ли Вас отношения между преподавателями и учащимися?

Количество(%)

В основном, устраивают

56,69

В чем-то устраивают, в чем-то нет

34,44

Во многом не устраивают

7,32

Как видно из табл.3, большинство учащихся устраивает отношения с преподавателями школ, а во многом не устраивает- 7,3%.

В основном устраивают отношения детей и родителей около 54%; в чем-то устраивают, а в чем-то нет -34,39%; и только 9,24% опрошенных полностью не удовлетворяют.

Психологический портрет, отношения в школе и дома, увлечения в свободное время стали базовыми причинами для дальнейшего определения уровня распространения среди школьников вредных привычек.

По данным проведенного опроса количество курящих постоянно школьников г. Иркутске составляет 28,34%, изредка курит 17,2%, не курящих — 54,14%.

Таблица 4. Отношение к курению

Стоит ли отказаться от курения, чтобы быть здоровым?

Количество(%)

Да

34,08

Нет

4,46

Не знаю

5,1

На вопрос «Стоит ли отказаться от курения» 34% ответили да, 4,46% — нет. Из числа опрошенных около 57% не смогли ответить на поставленный вопрос. Дополнительно каждому был задан вопрос о вреде курения здоровью, на который все ответили, что курение вредит здоровью.

Число школьников в г. Иркутске, употребляющих спиртные напитки (в том числе и изредка) — 62,4%, остальные — 37,6% не употребляет. Больше всего настораживает то, что 12,1% из употребляющих алкоголь считают, что нет никакого негативного влияния на их здоровье. Что же касается тех, кто занимается спортом, небольшая часть из них также имеет вредные привычки, не смотря на их образ жизни.

Таблица 5. Отношение к опасности алкоголя на здоровье

Опасно ли употребление спиртных напитков для Вашего здоровья?

Количество(%)

Да

76,11

Нет

12,1

Не знаю

11,15

Для решения проблем с двигательной активностью подростков, в школах должны быть созданы условия для занятия физической культурой и спортом. В каждом из трех образовательных учреждений, где проводилась наша работа, есть спортзалы, которые посещают учащиеся в определенное время занятий, а кто-то и дополнительно, если есть такая возможность. Полностью освобождено от занятий физкультурой всего 2%, а 31% — составляют лица, посещающие спортивные сооружения от случая к случаю и 67% — кто ходит постоянно.

Как стало известно, около 44% считает, что никакого улучшения в организме от занятий физкультурой они не испытывают, 43% учащихся считают наоборот и 11% — затрудняются ответить. По нашему мнению, это связано с недостаточным объемом физических нагрузок, которые школьники получают на обязательных занятиях физической культурой.

Известно, что закаливание — один из важных моментов для поддержания здорового организма. Результаты опроса школьников по вопросу занятия их закаливанием представлены в таблице 6.

Таблица 6. Закаливание организма

Занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма?

Количество(%)

Да, занимаюсь

3,82

Нет

89,81

Не считаю нужным

6,06

Как видно из таблицы 6, закаливанием занимается крайне незначительное количество школьников — 3,8%, не занимается — 89,8%.

Выводы

Установлено, что 45% учащихся трех школ города Иркутска больше времени проводят за компьютером и гаджетами. Тем самым, проводя больше времени в сидячем положении, у подростков развиваются различные негативные признаки с осанкой, которые приводят к болям в мышцах и суставах. Около 20% школьников, занимающиеся спортом и постоянно посещающие занятия физкультурой, заметно лучше себя чувствуют и не испытывают какой-либо усталости от физической нагрузки и более выносливей.

В результате опроса о социально-психологическом климате в образовательных учреждениях выявлено отношение школьников с преподавателями. В основном устраивают почти 57%, в чем-то устраивают, в чем-то нет — 33,4%, и только 7% не удовлетворяют.

Около 54% от общего числа школьников составили некурящие, остальные (28%) — курят постоянно. Число учащихся, не употребляющих алкоголь составило 37,6%.

Изученные данные о закаливании показали, что большая часть всех опрошенных не занимается закаливанием организма (90%). Количество занимающихся детей спортом и закаливанием составляет всего 3,8%.

Приведенные результаты исследования свидетельствуют о необходимости усиления работы среди старшеклассников по пропаганде основ здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Амбарцумян Р.А. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья / Р.А. Амбарцумян, М.М.Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 2 (73). С. 216-220.
  2. Колокольцев М.М. Физическое развитие студентов. Антропометрическая и соматотипологическая характеристика учащейся молодежи юношеского возраста Прибайкалья / Монография / М.М. Колокольцев; Иркутский государственный технический университет. Saarbrucken, 2011.
  3. Колокольцев М.М. Соматотипологическая характеристика популяции юношей Прибайкалья / М.М.Колокольцев, О.М. Лумпова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №2(61) – С. 226-231.
  4. Колокольцев М.М. Конституциональная характеристика популяции девушек 17-20 лет, проживающих в условиях Прибайкалья (сообщение 2) / М.М.Колокольцев, О.М.Лумпова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 8 (79). С. 275-279.
  5. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения / М.М.Колокольцев, Е.А.Койпышева // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. №1 (84). С. 210-215.
  6. Колокольцев М.М. Эффективность расширенного двигательного режима в физическом воспитании иностранных студенток / М.М.Колокольцев, Р.А.Амбарцумян, Е.А. Власов // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 18-20.
  7. Колокольцев М.М. Некоторые показатели физического развития девушек юношеского возраста Прибайкалья / М.М.Колокольцев, О.М.Лумпова, В.Ю.Лебединский //Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2011. №4-1. С.225-229.
  8. Колокольцев М.М. Сравнительная характеристика физического развития и физической подготовленности студенток технического вуза Прибайкалья в условиях поликультурной образовательной среды / М.М.Колокольцев, Р.А. Амбарцумян //Вестник Иркутского государственного технического университета.2013. №10(81). С.399-403.
  9. Колокольцев М.М. Конституциональная типология организмастудентов Прибайкалья (сообщение1) / М.М.Колокольцев, О.М. Лумпова // Вестник Иркутского государственного технического университета.2013. №7(78). С.268-273.
  10. Лумпова О.М. Соматотипологическая характеристика популяции девушек юношеского возраста Прибайкалья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Валеология. 2011. № 2. С. 67-72.
  11. Пономаренко Я.Е. Роль физической культуры в профилактике утомления глаз при работе за компьютером/ Л. Д. Рыбина// Иркутск. 2013 С. 274-283.
  12. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. – 123 с.
  13. Шпорин Э.Г. Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза / Э.Г.Шпорин, В.Ю.Лебединский, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 6 (65). С. 274-282.