ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

№64-1,

Педагогические науки

В данной статье представлено описание общеразвивающих упражнений с предметами как средство повышения эффективности учебных занятий.

Похожие материалы

Общее физическое развитие и подготовка обучающихся к освоению технически сложных двигательных действий — есть главная цель общеразвивающих упражнений (ОРУ). Под этим термином понимаются общедоступные и незатейливые в техническом плане движения телом и конечностями тела, выполняющиеся с целью поддержания здоровья, воспитания физических качеств и умений, а также для проведения спортивной разминки, которая является необходимым атрибутом на занятии физической культурой. ОРУ являются фундаментом практических занятий и их подготовительной части.

С помощью них можно выборочно оказывать влияние на различные (единичные и сборные) группы мышц занимающихся, что способствует правильному и верному развитию и становлению двигательного аппарата, и подготовки к решению задач основной части учебного занятия.

Основные задачи ОРУ:

  1. Развить умение выполнять двигательные действия с различными установленными параметрами.
  2. Развитие коренных умений и навыков.
  3. Развитие умения совмещать движения различными частями тела.
  4. Функциональная подготовка организма к предстоящей деятельности
  5. Совершенствование телосложения.
  6. Обучение технике дыхания.
  7. Умение правильно напрягать и расслаблять отдельные мышцы и группы мышц.
  8. Формирование гибкости тела и подвижности суставов занимающихся.
  9. Воспитание силы.

Благодаря ОРУ можно корректировать физическую нагрузку, на которую, в свою очередь, сильно влияет количество упражнений в одном занятии. Степень сложности, обуславливается прилагаемыми усилиями и напряжением задействованных в работе мышц.

Каждое упражнение по-своему нагружает мышцы тела и его конечности, и именно этим и объясняется многообразие упражнений. Перемена быстроты, размаха и направления движений — все это прямо влияет на мышечную нагрузку занимающегося. Равным образом расширяются границы применения упражнений благодаря смене исходного и конечного положений, применения различных отягчений, предметов и снарядов. Легкость и возможность поэтапного усложнения упражнений делают их понятными и доступными для занимающихся любого возраста и любого уровня физподготовки.

Выделяют ОРУ для мышц рук и мышц плечевого пояса, мышц корпуса, мышц ног и тазового пояса, мышц шеи и для мышц всего тела. Помимо этого, в каждом блоке принято выделять упражнения более местного характера. В частности, в упражнениях для рук можно выделить упражнения для кистей и пальцев, а упражнениях для ног упражнения для стоп (вращения стопой, ходьба на внешней и на внутренней стороне стоп, перекатывание с пяток на носки).

Для каждого из блока характерно большое количество разных движений.

Рывки, круговые движения (вращения), упражнения для кистей и пальцев, предплечий и плеча характерны для первого блока.

Наклоны, повороты, круговые движения, упоры лежа (отжимания) характерны для второго блока.

Для третьего применяются приседы, выпады ногами, махи ногами, упоры присев.

Наклоны головы, повороты, круговые движения используются для четвертого блока.

А выпады с наклонами, упоры лежа и прыжки относят к упражнениям для пятого.

На занятиях в общеразвивающих упражнениях используются такие предметы как: скакалка, разнообразные мячи (набивные, резиновые, теннисные), гантели, гимнастические палки, а так же могут использоваться стандартные гимнастические снаряды (скамейка, стенка, шест, длинная планка).

Все вышеперечисленные предметы могут применяться со всевозможными целями: отягощение, воспитание точности движения (метание мячей), а так же и как средство привлечения внимания к учебному процессу и повышения интереса к занятиям у занимающихся.

Скакалка используется для перескакивания на двух и на одной ноге, также ее можно сложить несколько раз и использовать как палку. Большая скакалка может использоваться в групповых играх и занятиях.

Мячи применяются для совершения бросков и ловли, для оттачивания их точности, используются в индивидуальных, парных, а также в групповых занятиях.

Гимнастическую палку можно использовать в качестве опоры для упражнений в упорах и висах при занятиях в паре с партнером.

Разновесные гантели применяются для отягощения, и направлены на усиление эффекта при различных динамических упражнениях силового и скоростно-силового характера.

Уместно проведение ОРУ в паре, что расширяет возможности их использования и повышает настроение занимающихся.

Классическая схема проведения упражнений для первой серии занятий:

  1. Для мышц шеи.
  2. Для мышц рук и плечевого пояса.
  3. Для мышц туловища.
  4. Для мышц ног.

Последующие серии занятия идут в том же порядке, но с повышенной трудностью и интенсивностью. Такой порядок выполнения упражнений объясняется необходимостью чередования нагрузки на различные части тела, что в свою очередь увеличивает эффективность проводимых занятий и повышает эффективность прилагаемых мышечных усилий для активного отдыха работающих мышц.

Так же необходимо включить в серию пару упражнений, наиболее интенсивных и сложных для всех частей тела. И в завершении занятия выполняются упражнения умеренной интенсивности. В занятие можно включать по 10-30 упражнений, целесообразно повторять каждое упражнение от 4-х до восьми раз. С количеством упражнений возрастает нагрузка на мышцы занимающихся.

Требования, предъявляемые к проведению общеразвивающих упражнений:

  1. Одновременный показ и объяснение ОРУ.
  2. Использование правильной гимнастической терминологии.
  3. Зеркальный показ упражнения.
  4. Идеальный показ упражнения.
  5. Наличие замечаний и указаний по ходу выполнения упражнения.
  6. Налаженный контакт с занимающимися.

Существует 4 способа проведения ОРУ:

  1. Раздельный способ.
  2. Поточный способ.
  3. Игровой способ.
  4. Комбинированный способ.

В первом способе упражнение выполняется раздельно, при этом начало и конец упражнения идентичны.

Сущность второго способа заключается в последовательном и непрерывном выполнении блока упражнений.

В третьем способе во время выполнения ОРУ присутствует момент игры.

Четвертый же представляет собой сочетание вышеперечисленных способов в одном занятии.

Таким образом, систематическое выполнение общеразвивающих упражнений содействует усилению и развитию отдельных мышц, а так же мышечных групп костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, что крайне положительно отражается на улучшении физического развития, выносливости организма и здоровье занимающихся, а также повышает мотивацию к занятиям физической культурой.

Список литературы

  1. Бикбулатова С.А., Леденева И.В. Общеразвивающие упражнения с предметами в процессе физического воспитания в вузе: методические указания для студентов и преподавателей по курсу «Физическое воспитание»/ сост.: С.А. Бикбулатова, И.В. Леденева. – Омск: СибАДИ, 2011. – 56с.
  2. Бикбулатова С.А., Сухостав О.А., Зябрева Т.И. Общеразвивающие упражнения: методические указания для преподавателей и студентов по курсу «Физическое воспитание»/ сост.: С.А. Бикбулатова, О.А. Сухостав, Т.И. Зябрева. – Омск: СибАДИ, 2003. – 14 с.