РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ДОО

№64-1,

Педагогические науки

В статье рассматривается роль здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда дошкольной образовательной организации. Раскрываются особенности деятельности логопеда по внедрению здоровьесберегающих технологий.

Похожие материалы

В настоящее время одной из наиболее важных проблем дошкольного образования — укрепление здоровья детей в ДОО. Поскольку именно здоровье человека выступает в качестве индикатора устойчивого развития нации и является фактором саморазвития общества.

Здоровьесберегающая образовательная среда в ДОО включает: адекватность, адаптацию и устойчивость к условиям среды; организацию деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса; характеристики профессионального и личностного потенциала человека, в том числе систему жизненных ценностей; установку, потребность вести здоровый образ жизни; состояние общего душевного комфорта; формирование постоянно меняющейся разнообразной развивающей предметной среды.

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий влияет на личностные характеристики:

  1. воспитателя: ценность здоровья становится системообразующей, побуждающей вести здоровый образ жизни, любить ребенка и в целом гармонизировать образовательный процесс;
  2. воспитанника: самооценка, оценка самочувствия, удовлетворенность успехами, критичность по отношению к себе становятся адекватными объективной реальности.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях ДОО осуществляется по нескольким направлениям [1]:

  1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамино-, аэрофито-терапия в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
  2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга и релаксации, психогимнастика, элементы арттерапии, музыко-, сказко-, смехотерапии, фитодизайн).
  3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных мероприятий, валеологизация образовательного пространства для дошкольников и др.).
  4. Формирование валеологической культуры ребенка (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).

Нами была разработана программа, которая направлена на повышение эффективности проведения логопедических занятий с использованием разнообразных форм и методов здоровьесберегающих методик, способствующих повышению двигательной активности у старших дошкольников, стимулированию интереса детей к физическим упражнениям и активному овладению ими.

В содержание образовательной деятельности включали разнообразные движения. Особое внимание уделяли технике выполнения наиболее сложных движений, таких как подлезание, лазание, метание, прыжки.

Внимательно следили за тем, как выполняются задания, помогали детям старшего дошкольного возраста исправить ошибки, поощряли тех, кто успешно справлялся с заданием. При разработке плана логопедических занятий мы включали разнообразные движения, игровые моменты. Все это поддерживало интерес старших дошкольников к занятиям, а, следовательно, их стремление к овладению различными движениями. Сюжетные занятия проводились для повышения интереса к движениям при закреплении двигательных умений, навыков.

В процессе образовательной деятельности мы использовали разнообразное оборудование: гимнастические скамейки, где старшие дошкольники ходили и бегали врассыпную, змейкой между скамейками; общеразвивающие упражнения выполняли стоя у скамеек, сидя и лежа на них.

Также мы использовали различные виды ходьбы, меняли темп, направление, вводили дополнительные задания. Детям старшего дошкольного возраста очень нравилась ходьба змейкой в разных вариантах, при этом в качестве ориентиров использовали скамейки, шнуры, кубы, мел. Очень важны в логопедической группе общеразвивающие упражнения, выполняемые с предметами из различных положений (стоя, лежа на спине, животе, сидя), которое способствует более качественному овладению различными видами движений, позволяющих постепенно увеличивать нагрузку. При выполнении основных движений использовали упражнения обучающего характера, а также упражнения на закрепление и совершенствование умений и навыков.

Большое внимание уделяли подвижным играм, которые приносят много веселья, радости и оказывают важное значение на физическое и умственное развитие детей. Двигательный опыт старших дошкольников различен, поэтому при организации игровой и двигательной деятельности учитывали возрастные и индивидуальные возможности каждого ребенка. Подбирали игры с разным набором движений (бег, прыжки, лазание, метание), развивая при этом смелость, ловкость и решительность.

Значительное место отводилось играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые вводились хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса детей старшего дошкольного возраста к подвижным играм мы усложняли их содержание, правила и задания. В ряде игр от старших дошкольников требовали проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений.

В работе по логопедическому развитию широко использовали контрольные занятия, они позволили выявить уровень логопедической и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, наметить план индивидуальной помощи отстающим. В работе с детьми очень важен индивидуальный подход. Для реализации такого подхода мы распределили старших дошкольников на 3 основные подгруппы в зависимости от уровня развития — подгруппа с высоким, средним и низким уровнем. Установление трех подгрупп позволило осуществить дифференцированный подход и проводить образовательную деятельность разную по содержанию, методам и приемам. В связи с тем, что старшие дошкольники имеют высокий и средний уровень логопедического развития, быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно простого показа, выполняемого в среднем темпе. Детям с низким уровнем логопедического развития необходим замедленный показ движений с четким и подробным объяснением. Для каждой подгруппы давался свой подбор упражнений в основных видах движений.

Так, старшим дошкольникам с высоким уровнем логопедического развития предлагали задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий. Детей с низким уровнем логопедического развития вовлекали в более активную деятельность, предлагали игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движения и выносливости, пробежки с постепенным увеличением скорости и дистанции. Для детей старшего дошкольного возраста со средним уровнем логопедического развития усложняли двигательные задачи, подбирая вариативные задания. При этом обращали внимание на качество выполнения движений.

Для создания у старших дошкольников положительного эмоционального настроя и чтобы поупражнять их в умении применять имеющиеся двигательные умения в условиях игры, соревнования, проводили физкультурные развлечения.

В двигательном режиме детей старшего дошкольного возраста мы предусмотрели совместную физкультурно-оздоровительную работу ДОО и семьи. Знакомили родителей с разными формами работы по физическому воспитанию в ДОО, информировали о состоянии здоровья и физическом развитии детей, а также об уровне двигательной подготовленности их ребенка по результатам диагностик. Готовили для них различные папки-передвижки, проводили родительские собрания на темы: «Хотим быть здоровыми», где рассказывали о профилактике простудных заболеваний; «Позаботьтесь о здоровье детей», в котором говорили о закаливании организма ребенка и др.

На индивидуальных консультациях предлагали родителям проводить в выходные дни упражнения на развитие внимания, координации для детей с высоким уровнем логопедического развития, и упражнения на развитие быстроты движений для детей с низким уровнем логопедического развития. Привлекали родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Список литературы

  1. Студеникин М.Я., Кузнецова М.Н., Марченко Т.К. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. - М.: НИИ Педиатрии РАМН, 1996. - 57 с.