МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОНЛАЙН ПРОЕКТ READING ENGLISH ONLINE (REOL)

№64-1,

Педагогические науки

В статье рассматривается актуальный вопрос организации и проведения международных онлайн проектов для студентов на примере проекта Reading English Online (REOL), направленного на развитие умений чтения студентов, их кругозора, навыков межкультурной коммуникации. Основой организации данного проекта является принцип всепроникающего обучения, краткая характеристика которого приводится также автором.

Похожие материалы

Актуальность исследования обусловлена процессами глобализации и интернационализации, развитием межкультурных связей, интеграцией Российской Федерации в мировое социально-экономическое пространство. Это, в свою очередь, определяет насущную необходимость в подготовке будущих специалистов с высоким уровнем владения иностранным языком, способных осуществлять иноязычную коммуникацию на бытовом и профессиональном уровнях.

Однако практический уровень владения иностранным языком выпускниками неязыковых высших учебных заведений не отвечает социальному заказу общества и побуждает педагогов к поиску новых подходов, методов, путей организации и условий протекания учебного процесса. Ответом на императивы современности должна стать информатизация высшего образования в целом и процесса изучения иностранных языков в частности.

Описание проекта

Название: Международный онлайн проект «Reading English Online (REOL)»

Сроки реализации: Постояннодействующий (в рамках 2016–2017 учебного года РЭУ 1.03 — 31.05)

Место проведения: http://readingenglishonlineblog.blogspot.ru/

Оборудование: ПК, мобильные устройства, доступ в Интернет

Используемые ресурсы: Сервисы Интернета второго поколения Blogger.com, Quia.com, docs.google.com, Present.me

Цели

Развитие умений чтения студентов, привлечение будущих экономистов к чтению оригинальной английской литературы, включение студентов в реальную иноязычную коммуникацию в отложенном времени.

Задачи
  1. 1. Зарегистрироваться в проекте: https://www.quia.com/quiz/6201979.html

  2. Прочитать три оригинальных рассказа на английском языке (название рассказа и режим доступа будут опубликованы на вышеуказанном сайте 1 марта, 1 апреля, 1 мая) и выполнить упражнения на понимание прочитанного (ссылки представлены после каждого рассказа), получить баллы за выполнение упражнений. На прочтение каждого рассказа и выполнение упражнений к нему отводится 1 месяц (март, апрель, май).
  3. Написать краткий комментарий к каждому прочитанному рассказу на вышеуказанном сайте, получить баллы за комментарии (31 марта, 30 апреля, 27 мая).
  4. Записать аудио презентацию «My favorite English story» на сервисе www.present.me продолжительностью от 5 до 7 минут (прислать ссылку на свою презентацию до 27 мая включительно на адрес электронной почты shvidko72@rambler.ru). Критерии оценивания аудио презентации будут опубликованы на сайте 1 мая, получить баллы за презентацию.

31 мая по суммарному результату работы в проекте (упражнения, комментарии, аудио презентация) будут объявлены три победителя, которые будут награждены дипломами 1, 2, 3 степени. Преподаватели, подготовившие победителей, также получат дипломы.

Примечание

Кроме общей координации проекта и ведения блога в сервисе Blogger.com, разработка автора включает: подбор оригинальных рассказов на английском языке, создание авторской системы упражнений (составляет комплекс в единстве следующих компонентов: упражнения на понимание прочитанного, лексико-грамматические упражнения, вопросы для обсуждения), разработка на основе означенной системы компьютерных тестов в сервисе Quia.com

Количество участников

На постоянной основе в проекте принимают участие пользователи из 20 стран мира, зарегистрированными подписчиками проекта являются более 150 человек.

Методологическая основа проекта

Методологической основой организации проекта считаем принцип всепроникающего обучения. Термин «всепроникающее обучение» (ubiquitous learning или U-learning) впервые был введен в употребление в конце 80-х годов прошлого столетия, сегодня исследованию этого феномена посвящены работы М.Е. Кадемия [4], B. Cope и M. Kalantzis [9]. Идея U-learning обусловлена появлением беспроводной связи, мобильных устройств и стала продолжением повсеместной компьютеризации (U-computing), что означает незаметное и органичное слияние технологий с физическим окружением человека, то есть вплетение компьютеров в структуру повседневной жизни без осознания людьми их присутствия. Всепроникающее обучение подразумевает возможность создания каждым индивидом той информационной обстановки, в которой он нуждается в данный момент времени в данном месте по принципу on demand (по необходимости).

Всепроникающее обучение предполагает проникновение во все сферы жизнедеятельности студента. Согласно исследованиям психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [1; 2; 5; 7], к основным видам сознательной человеческой деятельности относят общение, игру, труд, творчество, каждый из которых имеет свои специфические черты и выполняет определенные функции, но все они взаимосвязаны между собой системой ценностей и мотивов индивида.

Таким образом, проект REOL позволяет процессу изучения иностранного языка «проникнут» в досуговую деятельность студентов.

Синонимами термина «всепроникающий» могут выступать: всеобъемлющий, всеохватывающий, повсеместный, полный, абсолютный, совершенный, безусловный, безотносительный. С точки зрения философии «всепроникающий» означает ценность, определяющая смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка (Н.О. Лосский) [6]. Учитывая философское трактование данного термина, можно сделать вывод о том, что система всепроникающего обучения должна быть доступна и значима для всех слоев общества, в ней необходимо задействовать школьников, студентов, родителей, профессионалов. Соответственно, означенный проект является открытым, по статистике сервисов Blogger.com в нем принимают участие на постоянной основе пользователи из 20 стран мира, всего в проекте зарегистрировано более 150 участников.

Термин «всепроникающее обучение» является достаточно новым в педагогике и, как следствие, спорным. Иногда он используется синонимично с понятием «мобильное обучение», поскольку предполагает использование мобильных устройств в образовательных целях. Однако, это не так. Рассмотрим подробнее сущность понятий «мобильное обучение» (mobile learning), «смешанное обучение» (blended learning), «дистанционное обучение» (distance learning), «электронное обучение» (electronic learning) и их соотношение с ключевым термином исследования — «всепроникающее обучение» (ubiquitous learning).

Под электронным понимается любое обучение, основанное на использовании информационно-коммуникационных технологий для предоставления учебных материалов и автоматизированной оценки знаний; дистанционным является обучение на расстоянии, не всегда с применением ИКТ (так, например, возможна доставка печатного образовательного контента почтой или корреспонденция с преподавателем); смешанное обучение предполагает различные комбинации традиционных и электронных форм, методов и технологий обучения; мобильное же является разновидностью электронного обучения и предполагает использование определенного вида устройств и приложений (портативных или мобильных). Схематически соотношение видов обучения с использованием ИКТ можно представить в виде концентрических окружностей (Рис. 1).

Разновидности обучения с использованием ИКТ
Рисунок 1. Разновидности обучения с использованием ИКТ

Как показано на схеме, всепроникающее обучение является объединением электронного и мобильного типов учебного процесса. Соответственно, будучи разработанным на основе принципа всепроникающего обучения, данный проект:

  • позволяет организовать живую коммуникацию студентов с носителями языка и студентами зарубежных вузов в реальном и отложенном времени;
  • может быть реализован как при наличии ПК, так и на мобильных устройствах;
  • кардинальным образом меняет роль преподавателя, который лишь координирует и направляет ход проекта, не вмешиваясь в деятельность студентов;
  • становится частью повседневной жизни студентов, проникая в их досуговую деятельность, занятия второй половины дня и выходных;
  • повышает уровень общей культуры будущих экономистов, расширяет кругозор;
  • развивает коммуникативную культуру будущих экономистов.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 209 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
  3. Емельянов В.А. Теоретические основы построения и обучения гибридных интеллектуальных систем [Текст] / В.А. Емельянов, Н.Ю. Емельянова. // Коллективная монография. – Уфа, Изд-во «Аэтерна», 2016.– С. 54-69
  4. Кадемия М.Е. От электронного к всепроникающему обучению / М.Е. Кадемия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/89682/1/257-264.pdf (18.08.2014)
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1975. – 328 с.
  6. Лосский Н.О. Ценность и бытие / Н.О. Лосский // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.odinblago.ru/cennots_i_bitie/ (18.08.2014)
  7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012. – 224 с.
  8. Фоминых Н.Ю. Комплекс оптимальных педагогических условий иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники / Н.Ю. Фоминых // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 6 (203). – С. 164–171.
  9. Cope B. Ubiquitous Learning / B. Cope, M. Kalantzis // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elizabethdelacruz.com/uploads/5/4/3/6/5436943/ubiquitouslearning28nov07.pdf (18.08.2014)