СЛОЖНОСТИ РАБОТЫ С ТАМОЖЕННЫМ КОНФИСКАТОМ

№64-1,

Экономические науки

Данная статья посвящена исследованию вопроса о сложностях работы с таможенным конфискатом, поиску пути решений этого вопроса, а так же даче рекомендаций по устранению и недопущению ошибок в этой сфере.

Похожие материалы

Словосочетание «таможенный» конфискат рождает в воображении потребителя сцены, когда предприниматель скупает товар на таможне по очень низкой цене, потом продает его по очень большой цене, но все же дешевле, чем этот товар отпускается в розницу. Но не всегда приобретенный товар отличается первоначальным качеством, так же он может быть не только таможенным. При этом получить таможенный конфискат в реализацию сложнее, чем обычно. При такой реализации существует множество проблем. За тем, как и откуда поступает товар, следят таможенные органы. Главным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей. Но что делать, если в ходе тщательных проверок выявляются товары, которые не могут пройти все условия проверки. В этом случае, таможенные органы изымают данный конфискат. Дальше же опять напрашивается вопрос: что делают с данным конфискатом? Для ответа на этот вопрос, в первую очередь, нужно понять как функционирует таможенная система; во-вторых, найти проблемные места; в третьих, разработать пути их решения.

Деятельность таможенной комиссии с конфискатом лучше рассматривать на примере предпринимателей, т.к. в их случае, конфискованный товар является источником высокого дохода с наименьшими затратами.

Для предпринимателя важной задачей является то, каким видом товара он желает торговать. Как уже отмечалось ранее, работа именно с таможенным товаром имеет много недостатков, т.к. это товары, которые были задержаны на границе, после чего их законный владелец не смог доказать правомерность своих осуществляемых действий и права на ввоз, затем, по решению суда, эти товары были переданы в пользу государства. Это является важным моментом, потому что товар можно будет приобрести только после судебного заседания по делу и будет вынесено решение о конфискации. До этого момента, даже если товар является изъятым и арестованным, никто не имеет права ни распоряжаться, ни реализовывать данную продукцию.

Бывали случаи, когда сотрудники таможни продавали конфискат, по делу которого не прошло судебное слушание, и владельцу было трудно доказать, что товар принадлежит именно ему. В настоящее время, имущество, признанное конфискатом в пользу государства, передается в ведомство Федерального агентства по управлению государственным имуществом. К сожалению, даже такая процедура не позволяет Росимуществу продавать конфискованный товар кому угодно. Некоторые виды товаров не подлежат дальнейшей перепродаже и зачастую уничтожаются. На некоторые виды товара существует условия тендера или аукциона, куда предприниматели подают заявки, и только потом, на конкурсной основе, определяются покупатели конфиската. Нельзя быть до конца уверенным в том, что именно вы окажетесь одним из тех, кто приобретет товар, даже если Росимущество будет рассматривать вас в качестве потенциального покупателя. На аукцион так же попасть крайне сложно, т.к. устанавливаются свои правила для участников аукциона. Это происходит потому, что сотрудники государственных органов должны быть уверены в том, что предприниматель, приобретший товар, в состоянии максимально реализовывать товар.

К тому же, не стоит забывать о том, что на таможне работают люди, так же, как и потребители, заинтересованные в покупке товаров по низким ценам. Зачастую происходит так, что сотрудники законными и не законными способами продают товар родственникам, друзьям. Само собой, на свободную реализацию поступает немалая часть конфиската, поэтому, быть до конца уверенными в качестве товаров, нельзя.

Торговля конфискатом может проходить при различных условиях, но общим для всех является то, что предприниматель не всегда точно формирует ассортимент своей продукции, а указывает только категории. Поэтому, не всегда выкупается то, что востребовано на рынке. Исходя из этого, возникает риск, что какой-то товар будет лежать на складах, а какого-то товара будет не доставать. Так же, в отношении некоторых товаров придется получать разрешение(это касается алкогольной и табачной продукции).

Следует так же отметить, что с некоторыми товарами работать легче, чем с другими, а с некоторыми невозможно совсем. Но даже несмотря на все эти сложности, работа именно с таможенным конфискатом востребована и представлена на рынке в большом ассортименте. Здесь можно встретить и мелкую технику(иногда даже крупную), одежду, украшения, пищевые продукты. Это объясняется тем, что сотрудничая с Росимуществом, можно получить совершенно разный товар, иногда даже эксклюзивный. Можно привести множество примеров, но самым распространенным является алкоголь. В связи с тем, что в России отсутствуют некоторые виды элитного алкоголя, его чаще, чем другие товары, задерживают на таможне. Но не стоит забывать, что если перевезти товара больше положенной нормы, можно лишиться всей продукции.[3]

Говоря об элитном алкоголе, зачастую встает вопрос о его качестве. Известно немало случаев, когда именно конфискованным алкоголем люди травились и погибали. Но это касается не только алкоголя. Если мы слышим «таможенный конфискат», то у нас сразу же всплывает в голове: наркотики, контрабанда оружием и т.д. В условиях массового характера таможенных преступлений даже самой эффективной борьбы с ними со стороны правоохранительных органов недостаточно для кардинального изменения положения дел.

Состояние таможенных дел, в первую очередь, определяется экономической политикой государства, особенно в сфере внешней торговли. Стоит обратить внимание, что именно такой политике свойственны изъяны, на которые специалисты чаще всего обращают внимание. Отмечается отсутствие должного подхода к ее формированию. Но компенсировать этот изъян- это задача не только Государственного таможенного комитета,- это проблема не одного ведомства.

Предлагается создание государственного органа на уровне министерства, который бы постоянно занимался разработкой государственной политики в сфере внешней торговли, вопросами ее государственного регулирования, координации деятельности всех органов, в какой то мере связанных с таможенными. Следует создавать надлежащее законодательство, регулирующую регистрацию участников ВЭД, ужесточить ее порядок, установить уголовную ответственность за деятельность, связанную с учреждением подставных фирм, незаконным использованием уставных учредительных документов в финансовой деятельности, а так же созданием, регистрацией и продажей подставных фирм в виде промысла. Следует серьезно отнестись к вопросу о материальном обеспечении предварительного расследования по делам о таможенных преступлениях, в частности следственных действий за рубежом.[2]

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 26.07.2000 и утв.Федеральным законом №117-Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000.
  2. http://www.pravo.vuzlib.su/ Проблемы борьбы с таможенной преступностью. Т.Д. Устинова А.Ф. Истомин, В.А. Бурковская, кандидаты юридических наук; Е.Ю. Четвертакова (НИИ при Генеральной прокуратуре РФ).
  3. Как открыть бизнес по торговле конфискатом.,Матиас Лауданум., 2014г., www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса.
  4. Налоговый контроль как способ пресечения налоговых преступлений., Жданова А.В., Минеева В.М. Сборник «Наука сегодня: теория и практика».2015.
  5. Султанова Л.Ф. Проблемы и перспективы реализации налогового контроля в Российской Федерации.Социально-гуманитарные и экономические науки : основные направления исследования и перспективы сб. науч. тр. всерос. заоч. науч.-практ. конф. / УГАЭС. - Уфа, 2013. – с. 51-59.