ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС — ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

№64-1,

Педагогические науки

В статье показаны особенности проведения веревочного курса. Его предназначение сплочение коллектива. Курс состоит из заданий и упражнений, которые необходимо проводить на спортивной площадке или на природе. Даются рекомендации для руководителя группы с тем, чтобы совершенствовать методику проведения занятий, создание благоприятного психологического климата и физической подготовки участников. Даются рекомендации и участникам данного тренинга. Они заинтересованы в том, чтобы их группа была сплоченной, ответственной. Задания для веревочного курса имеют общие элементы с упражнениями из веселых стартов и турслетов. Данный тренинг должен проводиться периодически с тем, чтобы группа развивалась. Так же данная форма должна сочетаться с другими формами воспитательной работы.

Похожие материалы

В настоящее время существует много различных психологических техник и технологий, направленных на сплочение группы, достижение коллективного успеха, взаимопонимание [2]. Даже из жизненного опыта следует то, что совместное преодоление трудностей, положительный настрой, наличие цели позволяет укрепить внутригрупповые связи. К таким технологиям относится и программа самосовершенствования группы — веревочный курс. Важным итогом ее относится личностный и общий опыт взаимодействия.

В нашем опыте данный курс используется при подготовке вожатых к работе в летнем оздоровительном лагере. Подготовка ведется таким образом, чтобы будущие вожатые могли применить свой опыт для сплочения временного коллектива в летнем лагере. Веревочный курс — это тренинг, состоящий из различных игр и упражнений, причем они предполагают и физическую и психологическую нагрузку, ловкость, силу, выносливость. Все усилия тренера и участников группы, состоящей из 10-12 человек, направлены на сплочение группы, создание благоприятной психологической атмосферы в ней. В условиях летнего лагеря возможно проведение курса на спортивной площадке или за пределами лагеря, а в условиях учебно-воспитательного процесса возможно его провести и в спортивном зале.

Важно добиться того, чтобы все участники смогли выполнить задания. В случае, если один из участников команды не выполнит задания, то ответственность несет вся команда, т. е. всем участниками приходится заново проходить задание. Условия соревновательности в упражнениях отсутствуют, поэтому никто участников не стимулирует пройти быстрее курс. Кроме того, невыполнение одним из участников задания не предполагает никаких санкций, кроме прохождения задания всей командой заново. В принципе, это не накладывает перед участниками никаких обязательств. Если команда не пройдет курс, это все равно будет способствовать сплочению команды. Единственно уровень коллективизма может повыситься незначительно, но ведь одноразовый тренинг малоэффективен. Веревочный курс должен стать систематическим и интегрированным с другими тренинговыми мероприятиями для того, чтобы быть эффективным.

Название курса говорит о тех заданиях, которые входят в него: бревно, треугольник, качающееся бревно, переправа, стена, пенальти, баскетбол, гать и т. д. Список упражнений и заданий достаточно разнообразный. Наверняка можно придумать и авторские задания. Смысл всех заданий состоит в том, чтобы проявить коллективную ловкость при преодолении препятствий из веревок, скакалок, сеток, палок, стен и т. д. Взаимопомощь в заданиях не учитывается, т. к. каждый выполняет задание самостоятельно. Единственно, она может проявляться в том случае, если члены команды дополнительно позанимаются с «отстающим» участником или дадут советы. Но это совсем не обязательно, т. к. время прохождения курса не устанавливается. Санкции, которые возможны для участников являются недейственными. Задания бывают разной сложности, поэтому на их выполнение требуется разное количество времени. Например, поместиться в квадрат со стороной 1 метр всей команде можно меньше чем за минуту, а забить 15 голов в ворота с 11 метров требует больше времени, перелезть всей команде через стену может потребовать еще больше времени. Для проведения таких травмоопасных заданий следует соблюдать правила техники безопасности, которые целесообразно повторить перед веревочным курсом. Особая ответственность накладывается на организаторов. Они должны уметь страховать участников, однако, они по правилам не должны наглядно показывать как выполнить задание — участники должны разобраться во всем самостоятельно. Кроме того, участники должны быть готовы к тому, чтобы выполнить часть упражнений за других. Выполняя задание «турник» следует учитывать, что в группе могут находиться девушки, девочки. Для них подтягивание не является нормативным заданием. Оно приобретает значение для тех, кто занимается фитнесом, гимнастикой. Поэтому остальным членам группы придется выполнять в этом случае упражнение за других, причем даже не у всех юношей получается выполнить норматив по подтягиванию. Тренеру следует индивидуально подбирать для группы количество подтягиваний на турнике [3].

Индивидуальный подход к участникам веревочных курсов может заключаться и в том, что необходимо учитывать физическую подготовку и здоровье членов группы. Если в обычном тренинге на сплочение сильных эмоциональных переживаний не предусматривается и в нем могут принять участие люди без учета состояния здоровья, то в веревочном курсе предполагаются физические усилия.

Задания и упражнения можно придумывать и самостоятельно. Они должны быть связаны со спортивным снаряжением, в частности с веревками. Их целесообразно натягивать на деревья, таким образом, чтобы они представляли препятствия, которые необходимо преодолеть, или же, наоборот, приспособления, с помощью которых можно преодолеть препятствия. Мячи использовать для развития ловкости и взаимопомощи.

Ни в коем случае в тренинге нельзя использовать задания, которые бы унижали и дискредитировали личность. В этом случае группа может стать агрессивной. По правилам же тренер должен придерживаться нейтралитета. Считается, что агрессивность будет сплачивать группу, или раздробит ее на различные подгруппы. На наш взгляд такой подход негуманный. Тренер должен вмешиваться в конфликты, которые могут возникнуть в группе. Известно, что любой конфликт заканчивается. Для этого применяют различные методы, такие как поиск компромиссов, обращение к третейскому судье, переговоры и т. д. Подобного рода диалогу между участниками и должен содействовать тренер. В итоге следует приходить к тому, чтобы участники осознавали важность благоприятного психологического климата. В группе должно быть чувство единство и готовность помочь [1].

Поведение каждого участника регламентируется нормами общества. Понятно, что каждый будет стремиться внести свою лепту в сплочение коллектива, но следует и каждому учитывать свою индивидуальность. Если у личности не в достаточной степени присутствует ловкость, выносливость, то не стоит прилагать сверх усилия ради группы. Данный человек может быть полезным в другом для этого коллектива, например в выполнении творческих заданий и т. д. Личность может самовыразиться и в организационных мероприятиях для группы, в создании хорошего настроения у участников веревочного курса. Мы бы рекомендовали руководителям курсов обратить внимание на социодинамику каждой личности. Для этого вести записи, наблюдения, применять тестирование. Использовать, например, тест САН (самочувствие, активность, настроение), составлять личностные рекомендации.

  1. Веревочный курс должен носить не разовый характер и быть интегрирован в другие формы сплочения и жизнедеятельности группы. Веревочный курс целесообразен как в условиях летнего лагеря при создании нового коллектива, так и уже в сложившемся трудовом, учебном, спортивном и др. коллективе.
  2. Организатор веревочного курса должен не только не вмешиваться в ход выполнения задания, но и не допускать конфронтации в группе и создания неблагоприятной психологической обстановки, пренебрегания правилами техники безопасности.
  3. При организации веревочного курса необходима тщательная подготовка как в продумывании заданий, так и в подборе необходимого оборудования и инвентаря.
  4. Как и в любом психологическом тренинге, в веревочном курсе важным элементом на различных этапах должна быть рефлексия. Во время ее руководителю необходимо добиться того, чтобы члены группы объективно оценили свое поведение и действия группы, провели анализ и коррекцию личностной и коллективной деятельности.
  5. Задания для веревочного курса могут быть заимствованы из арсенала упражнений туристического слета или веселых стартов, психологически направлены на общекомандное преодоление трудностей. В качестве инвентаря выступают веревки, канаты, крепления, мячи, шесты и т. д.

Список литературы

  1. Егоров А.А. Экшн-тренинг. URL: [Эл. ресурс. Свободный доступ в интернете. vpaivashool.edu 22. info]
  2. Максимов Ю.Г. Совершенствование форм воспитательной работы в начальной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2008-2009». [Эл. Ресурс. Свободный доступ в интернете. festival. 1 september.ru]
  3. Юшков А., Петров Э. Опыт организации и проведения веревочного курса. [Эл. ресурс. Свободный доступ в интернете. Vktehnologi.narod.ru/ stat, 1.htm]