НАПИСАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА

№64-1,

Юридические науки

Принятие нормативного правового акта вызвано необходимостью юридического обоснования, связанное с внесением, дополнением, изменением, запрету. Внесенный законопроект, по сути своей, является регулятором общественных отношений. Внесенный законопроект проходит сложную процедуру от внесения до его принятия. Принятие происходит в трех чтениях, каждое чтение по сути своей, должно убрать все неточности, размытые понятия в тексте законопроекта, определить финансово – экономическую составляющую.

Похожие материалы

Принятие нормативно — правового акта обусловлен необходимостью внести в рамки закона той или иной момент, который станет регулятором общественных отношений. «Структура закона занимает важное место в законодательной технике и имеет существенное практическое значение. Правильное распределение правового материала в тексте закона делает его структуру четкой, стройной, логической, последовательной, помогает быстро ориентироваться в содержании закона, способствует лучшему его усвоению, обеспечивает использование на практике в соответствии требованиями законности».

Основные признаки закона должны включать следующие основные признаки: закон принимается только высшими представительными органами государственной власти — парламентом страны, на всеобщем голосовании (референдуме); закон регулирует основополагающие, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения; закон обладает наивысшей юридической силой; закон является нормативным актом; закон регулирует общественные отношения; закон принимается в особом порядке, предусмотренном Конституцией и регламентом парламента.

Законотворчество — процесс создания закона. В зависимости от закона существует несколько видов законотворчества: принятие закона от имени Российской Федерации; принятие федерального конституционного закона; принятие федерального закона; принятие закона субъекта Российской Федерации; принятие нормативного правового акта министерством, губернатором, главой администрации, главой поселкового совета, директором предприятия.

Виды правотворчества можно разделить на следующие разделы: правотворчество органов исполнительной власти; правотворчество органов исполнительной власти; правотворчество министерств; правотворчество субъектов; участие в правотворчестве граждан; договорное правотворчество; локальное правотворчество.

Основным признаком принятия закона является его необходимость, механизм государственного регулирования общественных отношений, несет изменение в ранее принятый закон, дополняет ранее принятый закон. Основные положения внесённого законопроекта, внесения изменения в закон описывается в преамбуле. Преамбула представляет собой вводную часть вносимого законопроекта или в части его изменения, дополнения, в которой описывается мотивы его принятия, задачи и цели. Преамбулу следует излагать четко и кратко. Основной частью закона является его нормативно — правовое содержание, в котором описываются предписания и запреты. Нормативно — правовое содержание закона должно излагаться логически правильно с разделением на статьи, пункты, части, каждая из которой начинается с «красной строчки», пунктам и частям в тексте законопроекта придается равноценное значение. Внесение изменения в ранее принятый закон излагается не по статьям, а по пунктам с цифровым обозначением. Постановляющая часть вносимого законопроекта или внесение изменения в ранее принятый закон разбивается на разделы главы параграфы, заголовки. Это все позволяет внесенному законопроекту, внесение изменения в ранее принятый закон, понятней выразить суть, что позволяет ознакомиться с предметом закона и легко ознакомиться с предметом закона, нормативно — правовой акт излагается постатейно.

Законодательная техника является необходимой часть создания закона. Это делается для того, что бы он был понятным для широкого круга людей. «Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрировано формулируются в отрасли знания, именуемой законодательно техникой».

Принятие вновь законопроекта несет в себе отмену принятого ранее, или той части, которая описана в преамбуле вносимого законопроекта, такое положение трактует законодательная техника. Это связано с тем, чтобы упорядочить нормативно — правовую базу, изъять из оборота устаревшие нормативно — правовые акты, части, разделы, пункты, которые применяются в связи с принятием нового закона. Завершающей частью принятия внесённого законопроекта, части, раздела, пункта считается опубликование закона и вступление его в законную силу. Принятый закон обязательно должен быть опубликован. Опубликование закона происходит в официальных СМИ (Средствах массовой информации), газетах, радио, освещение по телевидению, освещение непосредственно государственными органами, общественными организациями. Закон вступает в законную силу с момента его опубликования. Нормативно — правовые акты имеют свою иерархию, уровни, направления, специфику, поэтому подписание закона происходит подписью соответствующего лица. Нормативные правовые акты наивысшей юридической силы подписывают глава государства, председатель парламента, министр, губернатор, глава администрации, глава поселкового совета.

Субъектами принятия нормативного правового акта являются: орган или лицо, которое вправе, принять нормативный правовой акт; процедуры принятия правотворческих актов, включает в себя законодательный процесс, которое заключается в определенном решении уполномоченного на то лица, группы лиц, которая сформирована для приведения внесенного законопроекта в согласующей комиссии; нормативные правовые акты, которые устарели, либо частично требуют пересмотра законы, подзаконные акты.

Законодательный процесс заключается в стадиях. Процесс принятия нормативного правового акта состоит из стадий рассмотрения, утверждения, обнародования (оглашения). Первый этап принятия внесенного законопроекта считается подготовительным (факультативным), который несет в себе предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта), согласно статьи 104 Конституции Российской Федерации; следующей стадией законодательного процесса считаются предварительные, в который входит составление текста, согласующие слушания, где определяется фактическое состояние области сферы общества в экономике, политике, социальной сферы; проводится анализ состояния законодательства по проблемам, относящихся к теме проекта; проводится подготовка законопроекта первоначального текста — это необходимо для того, чтобы в данной стадии поучаствовали согласительные комиссии из числа представителей заинтересованных органов, общественных организаций, ученых — юристов; подготовленный проект предварительно рассматривают на заседании согласительных комитетов и с присутствием органа, который внес законопроект на рассмотрение, законопроект дополнительно подвергают нескольким предварительным экспертизам правовой, финансовой, экологической и иным экспертизам; важнейшим моментом внесенного законопроекта, является вынесение на всенародное обсуждение; следующий этап правотворчества, возведение государственной воли в закон, с законопроектом готовится пояснительная записка в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, к законопроекту прилагается финансово — экономическое обоснование, прилагается справка, в которой поясняется, какие акты требуется дополнить, изменить, или не соответствуют Конституции Российской Федерации; следующая стадия заключается в том, что включение проекта в повестку для заседания, принятие внесенного законопроекта на рассмотрение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в трех чтениях: в первом чтении заслушивается доклад инициатора внесенного проекта на рассмотрение по существу; во втором чтении происходит слушание постатейно внесенного законопроекта, сообщается о том, что какие внесены поправки в ранее представленный текст законопроекта, на голосовании ставится отдельно каждая статья, раздел, глава, проекта; в третьем чтении не допускается внесение изменения во внесенный проект, в регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допускается порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Федеральным Собранием Федерального Собрания Российской Федерации, Президентом Российской Федерации; принятый законопроект подписывается тем лицом, на которое законом возложена данная процедура; заключительной стадией принятия считается — официальное опубликование законопроекта в СМИ (средствах массовой информации).

Список литературы

  1. Общая теория государства и права. Академический курс. Учебник для ВУЗов. Изд. Зерцало. 1998.
  2. Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики // Ваш налоговый адвокат. Консультации, рекомендации. 2008. № 11 (65). С. 11-26.
  3. Бошно С.В. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. № 4. С. 20-25.
  4. Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. 2004. № 2. С. 152-169.
  5. Бошно С.В. Законодательная инициатива высших судебных органов Российской Федерации // Российский судья. 2001. № 12. С. 15-21.
  6. Бошно С.В. Формы участия субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе / В сборнике: Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. Материалы научной конференции. Ответственный редактор: Авакьян С.А.. 2003. С. 257-260.