ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

№64-1,

Педагогические науки

Способность человека получать информацию из окружающего нас мира – одно из важнейших условий существования человечества. Современного выпускника общеобразовательной школы необходимо вооружить умениями и навыками информационной грамотности.

Похожие материалы

Движение современного общества от индустриального к информационному связано с лавинообразным увеличением количества информации во всех сферах деятельности человеческого сообщества, что в свою очередь приводит к изменениям в технологиях её хранения и переработки, увеличению парка компьютеров и нарастанию требований к подготовке подрастающего поколения.

В связи с этим перед системой образования ставятся цели и задачи, решение которых способно осуществить подготовку человека к жизни и деятельности в условиях становления информационного мира. Человек будущего должен иметь совершенно иное мировоззрение: ему необходимо обладать системой знаний о той среде в которой ему предстоит жить и действовать, он должен понимать какую роль в истории и жизни людей играют информационные процессы, он должен быть информационно грамотным.

Информационная грамотность — это намного более ёмкое понятие, чем традиционные навыки чтения и письма, это симбиоз цифровой, компьютерной, технологической, коммуникационной, и, наконец, медийной грамотности.

Содержание информационной грамотности личности: объём знаний об особенностях и тенденциях развития общества, знания об информации и наличие индивидуальных потребностей в информации, умение находить и неоднократно использовать полученную информацию, свободное управление информационными потоками, развитое креативное, алгоритмическое мышление, и в связи с изменяющимися подходами к обработке суммы человеческих знаний свободное владение компьютером и новейшими технологиями обработки информации.

Информационно-грамотные люди обладают набором компетенций, позволяющих им получать, понимать, оценивать, адаптировать под свои потребности, генерировать, хранить и представлять информацию необходимую для анализа проблемы и принятия решения. Им присущи: развитое критическое мышление, способности использования информации для выражения себя, стремление к самообразованию, способность показать профессионализм в разных сферах деятельности, умение руководствоваться в информационной деятельности этическими стандартами и нормами права интеллектуальной собственности.

Информационно-грамотный человек понимает, когда информация становится избыточной, т.к. немыслимо собрать всю информацию о том или ином объекте исследования. Грамотный человек понимает, что собранной информации вполне достаточно для принятия решений и способен остановиться от дальнейшего её накопления.

Способность человека получать информацию из окружающего нас мира — одно из важнейших условий существования человечества. Через органы чувств человека осуществляется связь человеческого организма с внешней средой по информационным каналам, который может иметь как естественную природу, так и быть искусственно созданным.

Изучение информационной грамотности в начальной школе связано с формированием прочных знаний и умений накопления, оценки, структурирования и предоставления информации с применением информационных технологий.

Задачи формирования информационной грамотности в начальной школе следующие:

  • изучение приёмов информационно-поисковой деятельности;
  • работа в библиотечно-поисковых системах;
  • формирование умений и навыков представления информации и её критической оценки.

Содержание обучения предполагает развитие компонента — когнитивного опыта обучающихся, формирует опыт практической деятельности и коллективного взаимодействия в процессе повышения информационной грамотности.

В образовательном учреждении необходимо создавать единую информационно-образовательную среду учреждения, развивать информационную грамотность всех участников образовательного процесса. Недостаточный уровень информационной грамотности учителей снижает продуктивность образовательных усилий, а низкий уровень грамотности обучающихся препятствует их адаптации в социальной среде, затрудняет профессиональную ориентацию и становление их как полноправных членов общества.

Итак, важной задачей образовательных организаций становится подготовка будущих исследователей, к тому, чтобы обучающиеся научились получать информацию из окружающего мира, анализировать ее, выявлять важные существенные закономерности с помощью и на этом фундаменте создавать новые знания.

Умения и навыки поиска и обработки информации не являются показателями информационной грамотности. Существует тесная связь между информационной грамотностью школьника и развитием его интеллектуальных способностей.

Организация обучения информационной грамотности в школе содержит следующие наиболее важные и сложные аспекты:

  • понимание ценности информационной подготовки со стороны всех участников образовательного процесса, создание высокого уровня мотивации к обучению;
  • методически грамотное взаимодействие учителей и библиотекарей в ходе организации обучения;
  • внедрение курсов по информационной грамотности в учебные планы учреждения;
  • определение необходимого и достаточного минимума информационных знаний, умений и навыков в составе курсов;
  • мониторинг эффективности обучения с целью обеспечения оценки качества обучения, разработка средств контроля;
  • финансирование курсов организацией.

Организации необходимо вкладывать средства в среду обучения, в том числе в обеспечение компьютерной техникой, в подготовку преподавателей и учебных материалов для библиотекарей — комплектов методических материалов, видеолекций и электронного контента, осуществлять регулярное обновление учебных материалов.

Цель образования — подготовка обучающихся к жизни в формирующейся информационной среде, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях внедрения новых наукоемких технологий, умеющих самостоятельно принимать и реализовывать свои решения, эффективно противодействовать угрозам и негативным воздействиям формирующейся среды.

Ученики должны освоить работу с различными источниками информации. Их необходимо ознакомить с принципами работы в этих источниках и оптимальными приемами поиска информации.

Школьники должны освоить сменные носители информации, понимать возможность опасности со стороны вредоносных программ. Они должны овладеть основными правилами «компьютерной гигиены»: проверять все поступающие файлы на вирусы, проводить регулярное обновление антивирусных баз.

Образовательные задачи:

  • формирование знаний об информации и информационных процессах, об информационных технологиях, о тех изменениях, которые происходят в содержании и характере деятельности человека;
  • формирование способности к выбору лучшего варианта решения;
  • развитие способностей к обучению и самообучению;
  • закрепление норм правильного социального поведения;
  • изучение возможностей информационных технологий в любой сфере жизнедеятельности;
  • повышение уровня компьютерной грамотности.

Современного выпускника общеобразовательной школы необходимо вооружить умениями и навыками информационной грамотности, способностями креативного подхода к работе с информационными ресурсами, навыками критического и эмпирического мышления.

Проблемы готовности человечества к комфортной жизни в современном обществе определили важность приобретения ими информационной грамотности, и воспитания информационной культуры, как неотъемлемой общекультурной составляющей личности школьника. Для решения проблемы организации обучения информационной грамотности как сложной, многоаспектной и финансовоёмкой проблемы требуется объединение усилий государства и общества, библиотек и образовательных учреждений, всех участников образовательного процесса.

Список литературы

  1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.
  2. Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Х. Лау. Перевод с английского – М.:, МЦБС, 2010. – 240 с.
  3. Программа ЮНЕСКО Информация для всех // www.unesco.org www.ifap.ru