ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

№64-1,

Экономические науки

Статья 23 НК устанавливает обязанность каждого налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. Перечень подлежащих уплате федеральных, региональных и местных налогов содержится в ст. 13–15 НК РФ. Совокупность предусмотренных законодательством о налогах и сборах обязательных платежей составляет так называемый общий режим налогообложения. Наряду с общим налоговым режимом НК РФ предоставляет налогоплательщику право перейти на систему налогообложения в виде специального налогового режима. Специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и в порядке, установленном НК РФ. В соответствии со ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13–15 НК РФ. К числу специальных налоговых режимов относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; 5) патентная система налогообложения. Данный перечень специальных налоговых режимов также закреплен в ст. 18 НК РФ. Кроме того, в части второй НК РФ содержится самостоятельный раздел, посвященный юридическому составу каждого вида специальных налоговых режимов. Установление специальных налоговых режимов в законодательстве о налогах и сборах является важным направлением налоговой политики государства. Специальные налоговые режимы упрощают налоговую отчетность для налогоплательщиков, стимулируют приоритетные направления хозяйственной деятельности, поддерживают малый и средний бизнес, снижают налоговую нагрузку в отношении налогоплательщиков, увеличивают предпринимательскую активность и оптимизируют налоговое администрирование. Законодательство о налогах и сборах по общему правилу устанавливает альтернативу для налогоплательщика в отношении применения общего режима налогообложения или специального налогового режима. Однако применять конкретный специальный налоговый режим могут только те субъекты, которые признаются налогоплательщиками данных налоговых режимов в соответствии с НК РФ.

Похожие материалы

Налоги появились в древние времена и тех пор понесли немало изменений. Они эволюционировали, менялась их форма, вид, понятие, роль. То, что налоги во многом определяются конкретными историческими рамками, оставляет нам надежду на становление «заключительного» понятия налога, однако оценивая современную налоговую систему можно увидеть высокий потенциал в развитии налогового права.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взымается с физических лиц или организаций в виде отчуждения их денежных средств для обеспечения функционирования государственной и муниципальной деятельности. В 1819 году Жан Симонд де Симонди определял налог как «цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан»[1]. Индивидуальная безвозмездность налога в определении налогового кодекса предполагает отсутствие возмездности для каждого определенного человека, однако по нашему мнению такая формулировка не говорит об отсутствии возмездности налогов как таковых. По нашему мнению возмездность налогов выражается в возмездности обществу или определенной группе людей, в связи с их поступлением в бюджет и последующим распределением[2].

Специальные налоговые режимы являются особым порядком уплаты и исчисления налогов, и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК Российской Федерации)[3]. Данные налоговые режимы нацелены на поддержку малого и среднего предпринимательства, они создают более благоприятные экономические и финансовые условия функционирования организаций. Специальные налоговые режимы предусматривают, что налогоплательщик освобождается от уплаты некоторых видов налогов и сборов, который заменяется каким-либо фиксированным налогом или более простой системой исчисления налога, налогоплательщик имеет право применять специальный налоговый режим если им соблюдены все условия установления этих режимов, а также для него устанавливается особый порядок при определении элементов налогообложения[4].

Понятие специальный налоговый режим является производным понятия правовой режим. Последнее в налоговой среде является специфическим проявлением такой системы налогообложения, которая объединяет ряд отдельных самостоятельных налоговых режимов, однако не является самостоятельным налогом (по правовым признакам), а имеет некоторые особенности в налоговой конструкции[5].

Все виды специальных налоговых режимов объединяет то, что они устанавливают единый налог и освобождают от уплаты иных налогов и сборов. Однако есть некоторые виды платежей, освобождение от которых кажется нецелесообразным, невозможным, в виду своей значимости и специфики, а также особой целевой направленности.

Мы выделили среди таких платежей основные:

  • Государственная пошлина;
  • Взносы в Государственный пенсионный фонд, по обеспечению государственного пенсионного страхования;
  • Налоги, уплачиваемые физическими лицами, объектом налогообложения которых является личное или иное имущество, которое не связано с реализацией, производством товаров, услуг;
  • Налоги, которые имеют экологическую направленность.

В общем виде при определении налогового регулирования с использованием специальных налоговых режимов можно сказать, что они выражаются через упрощение общей, установленной законодательством Российской Федерации, системы налогообложения и в снижении налоговых нагрузок.

Мы не можем не сказать о последствиях применения специальных налоговых режимов для налоговой системы и государства в целом. Несомненно, можно выделить как положительные последствия (позитивные), так и отрицательные (негативные).

К положительным последствия применения специальных налоговых режимов относится:

  • Значительное сокращение теневого оборота;
  • Снижается налоговая нагрузка на некоторые приоритетные области предпринимательской деятельности;
  • Повышается собираемость налогов в сфере применения специальных налоговых режимов;
  • Упрощается процедура налогового администрирования;
  • Повышается инвестиционная активность населения, малого предпринимательства.

Если выделить негативные последствия применения специальных налоговых режимов, следует сказать о следующих моментах:

  • Укрупнение большого количества субъектов предпринимательства;
  • Создаются новые схемы уклонения от уплаты налогов, в основу которых положены специальные налоговые режимы;
  • Уменьшаются поступления во внебюджетные фонды, также уменьшается поступления налога на прибыль в бюджет;
  • Затрудняется проведение налоговых проверок[6].

Специальные налоговые режимы применяются и базируются на основе некоторых принципов, которые мы рассмотрим далее.

Принцип сосуществования. Он означает, что применения специальных налоговых режимов в стране не должно говорить об отказе или неприменении общей системы налогообложения, иных видов налогов и сборов, от уплаты которых не освобождают специальные налоговые режимы. Этот принцип исходит их того, что потребности в расходах у государства очень велики и взимание лишь одного налога не сможет удовлетворить все потребности государства.

Принцип множественности. Говоря об этом принципе необходимо отметить, что идея, когда все налоги просто заменяются каким-либо одним не прижилась ни в одной стране. Говоря о том, что мы применяем специальные налоговые режимы, мы говорим о том, что они заменяют лишь уплату определенных налоговых поступлений одним налогом, но не всех налогов и сборов, взносов и платежей, к примеру социальный налог.

Принцип равенства условий. Данный принцип очень хорош и правилен в теории, однако на практике он не всегда выполняется. Специалисты в области налогового права, справедливо утверждают, что если несколько налогов заменяется одни налогом и применяется ко всем субъектам налогообложения, то теряется индивидуальная налоговая нагрузка, которая увеличивает или уменьшает налоговую базы, в зависимости от степени экономической активности, эффективности предприятия. Таким образом наиболее сложно приходится нести налоговое бремя слаборазвитым предприятиям, в то время, как на сильных предприятиях оно уменьшается[7].

Принцип простоты. Для определения налоговой базы хозяйствующего субъекта должен быть разработан очень простой механизм формирования единого налога, однако в действительности идет фиктивное упрощение. Мы не видим составных частей, структуры, формы и формулы налога, а если не знать сути налога, то мы не можем изменять его структуру и соответственно размер, для соответствия налогов экономической ситуации в стране. Происходит то, что происходило в административной системе. Налоги теряют регулятивную функцию, уплата налогов превращается в банальный перевод фиксированной суммы в бюджет.

Принцип упрощения документации. Согласно этому принципу субъекты освобождаются от применения плана бухгалтерских счетов и использования способа двойной записи. Кроме того, налоговая отчетность принимает максимально упрощенные формы (уплата на основе патента, упрощенной декларации). Однако здесь предполагается сохранить действующий порядок ведения кассовых операций;

Принцип добровольности. Подразумевается, что переход плательщика на специальный налоговый режим и отказ от него будет осуществляться на добровольной основе. Исключение должно быть сделано лишь для налогового режима для отдельных видов предпринимательской деятельности;

Принцип привлекательности. Этого можно достичь за счет снижения величины налогового бремени. Это необходимо сделать для повышения деловой и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

Принцип избирательности. В этом плане следует определить круг плательщиков, которым переход на специальный налоговый режим будет запрещен. Во-первых, здесь реализуется ограничение по предприятиям, использующим особый порядок ведения бухгалтерского учета. Во-вторых, целесообразным выглядит ограничение по численности работающих, а не ограничение по величине выручки[8].

Таким образом, по нашему мнению, вся совокупность специальных налоговых режимов, действующих на территории Российской Федерации, должна строиться на общих базовых принципах, которые необходимо закрепить законодательно.

Представляется, что специальные налоговые режимы были введены государством в целях:

  • поддержки субъектов малого предпринимательства и развития малого бизнеса;
  • поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;
  • привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.

Тем самым установление специальных налоговых режимов служит в конечном итоге целям укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога (ее стимулирующей подфункции)[9].

Всё перечисленное нами, понятие, принципы, раскрытие природы специальных налоговых режимов и составляет их правовую характеристику.

Список литературы

  1. Я.С. Ядгаров. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ (Учебник Четвертое издание, переработанное и дополненное). 2009
  2. Горский Игорь Васильевич. Развитие налоговой системы Российской Федерации : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.10 : М., 2004 342 c. РГБ ОД, 71:05-8/190
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31, ст. 3824.
  4. Брызгалин А.В., Кудреватых С.А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права // Государство и право. 2012. № 6. С.61.
  5. Овчинников С. С. Правовое регулирование специальных налоговых режимов: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 2005. С.7.
  6. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  7. Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. — Серия : Профессиональное образование.
  8. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 495 с. — Серия : Профессио¬нальное образование
  9. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 336 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс