ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

№64-1,

Экономические науки

В статье предложена процедура проведения анализа эффективности автотранспортного предприятия, основанная на расчете качественных и количественных показателей эффективности, основным инструментом предлагаемого методического подхода является функция желательности, дополненная вычислением интегрального коэффициента.

Похожие материалы

Для разработки механизма повышения эффективности хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия необходимо провести всесторонний анализ хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия. Это система мер или совокупность, применяемых с целью нахождения слабых и сильных сторон в работе предприятия автотранспортной отрасли.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия включает в себя систему мероприятий, которая решает многочисленные задачи. Рассмотрим их подробнее:

  1. Первоочередной задачей является объективная оценка ведения автотранспортным предприятием своей хозяйственной деятельности. Данный процесс происходит с учетом большого числа критериев: соответствие фактических данных установленным плановым (прогнозным) значениям, динамика и процесс корректировки основных технико-экономических показателей (себестоимость перевозок; коэффициентов использования пробега, выпуска автомобилей на линию, использования грузоподъемности; рентабельность перевозок, продаж, производства, валовая и чистая прибыль и прочие);
  2. Анализ хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия предусматривает действия по планомерному качественному и количественному анализу совокупности факторов, которые так или иначе влияют на активность всего автотранспортного предприятия.
  3. Выявление возможных резервов, которые смогли бы помочь повысить экономическую эффективность организации перевозок и улучшить финансовое состояние автотранспортного предприятия (повышение коэффициентов использования пробега, выпуска автомобилей на линию, грузоподъемности и т.д.);
  4. Разработка и внедрение наиболее оптимальных управленческих решений по работе с выявленными резервами.
  5. Составление прогнозов деятельности автотранспортного предприятия с учетом произведенного анализа и рекомендаций.

С целью оперативного получения данных об эффективности организации перевозок можно воспользоваться экспресс-анализом. Традиционно экспресс-анализ эффективности организации перевозок охватывает ресурсы и полученные результаты.

Однако именно комплексный анализ по всем группам технико-экономических показателей позволит получить наиболее полную и объективную оценку эффективности работы автотранспортного предприятия.

В свою очередь, процедура комплексного анализа эффективности работы автотранспортного предприятия, в отличие от экспресс-анализа, основывается на изучении эффективности направлений ее организации и сводится к расчету обобщающего интегрального показателя. Он представляет собой сумму эффективностей направлений деятельности автотранспортного предприятия (функционального, организации перевозок, интеграционного соответственно).

Предлагаемый методический подход предполагает определение тех элементов системы, которые обеспечивают эффективность ее организации и устойчивое функционирование. Первая стадия заключается в отборе показателей анализа текущего уровня эффективности организации перевозок, в определении их нормативных величин.

Параллельно необходимо определить степень взаимосвязанности и единства входящих в систему подразделений с точки зрения производственных отношений, производственно-хозяйственной самостоятельности и функциональной наполненности. С этой целью строится модель производственно-хозяйственной структуры автотранспортного предприятия, под которой автор понимает структуру, рассматриваемую с позиции производственной и хозяйственной обособленности.[2]

Следующий этап анализа — разработка функционально-информационной модели. Важность данного этапа обусловлена необходимостью изучения существующих взаимосвязей в системе управления: объема передаваемой информации, систематичности и направленности информационных каналов, содержания и формы передачи информации. Данные для проведения такого исследования могут быть получены на основе экспертной оценки, анкетирования.

Дополнением к исследованию производственно-хозяйственной структуры и функционально-информационной модели служат различные графические средства, одним из которых является причинно-следственная диаграмма (или диаграмма Исикавы), которая позволяет упорядочить влияние различных причин, факторов, событий на конечный результат процессов.

В целях устранения выявленного недостатка на следующих этапах анализа предполагается проведение расчета по отобранным на первом этапе показателям, позволяющим количественно оценить эффективность работы автотранспортного предприятия, на основе сопоставления параметров анализируемой системы перевозок с их нормативными значениями. Наличие отклонений существующего уровня эффективности от нормативного позволит определить направления для выявления резервов повышения эффективности работы автотранспортного предприятия.

Основным инновационным инструментом предлагаемого методического подхода для проведения количественного анализа текущего уровня эффективности организации перевозок является функция желательности f (1) . Функция желательности f определена в интервале от нуля до единицы и служит основой для шкалирования желательности при анализе эффективности организации перевозок. Каждое значение функции имеет определенный экономический смысл, указывающий на уровень эффективности организации перевозок. Так, f(x) = 0 означает неэффективную организацию перевозок, f(x) = 1 свидетельствует о достижении оптимального, наиболее приемлемого уровня эффективности организации перевозок. Для отрезка от нуля до единицы Харрингтон определил промежуточные значения функции желательности, описание которых применительно к предмету настоящего исследования представлено в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика уровней эффективности организации перевозок

Значение уровня эффективности организации перевозок

Характеристика значений уровней эффективности организации перевозок

1,00

1,00 — 0,80

0,80 — 0,63

0,63 — 0,37

0,37 — 0,20

0,20 — 0,00

0,00

Максимальный уровень эффективности организации перевозок

Высокий уровень эффективности организации перевозок

Уровень эффективности организации перевозок выше среднего

Средний уровень эффективности организации перевозок

Уровень эффективности организации перевозок ниже среднего

Низкий уровень эффективности организации перевозок

Неприемлемый уровень эффективности организации перевозок

Процедура анализа с помощью функции желательности состоит из трех этапов:

  1. выбор параметров анализа эффективности организации перевозок;
  2. получение значений параметров эффективности организации перевозок;
  3. объединение полученных значений в обобщенный показатель, характеризующий текущий уровень эффективности организации перевозок в целом.

На следующем этапе анализа определяется значение приведенного параметра х и присваивается рейтинг основным параметрам анализа эффективности организации перевозок с позиции функции желательности f. Расчетные значения уровней желательности f позволяют определить интегральную количественную оценку уровня эффективности организации перевозок.[1]

Таким образом, определены основные взаимосвязанные и последовательно выполняемые этапы анализа эффективности работы автотранспортного предприятия. Предложена процедура проведения анализа эффективности организации перевозок, основанная на расчете качественных и количественных показателей эффективности, основным инструментом предлагаемого методического подхода является функция желательности, дополненная вычислением интегрального коэффициента.

Список литературы

  1. Останкова И.Н. Механизм повышения эффективности организации производственных систем. Дисс. … к.э.н. Воронеж, 2015. С.70, 180-198
  2. Родионова В.Н. Эффект и критерии эффективности организации производства // Организатор производства. – 2014. – №1(20). – С.118-119.