ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ФОКУСЕ ЦЕННОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

№64-1,

Философские науки

Узловыми институтами формирования инновационной рефлексии человека являются востребованность этого явления обществом и педагогическая система в рамках которых осуществляется становление конечных целей образовательного процесса. Инновационное поведение – включает в свою сферу способности, умения и навыки воспринимать, создавать, творчески реализовывать всевозможные новации по наиболее эффективному преобразованию существующей реальности, в контексте удовлетворения социального запроса.

Похожие материалы

На рубеже веков очевидным становится тот факт, что педагогические теории, направленные на обеспечение непосредственных субъектов социальной практики всевозможным арсеналом знаний, без развития творческих способностей личности к самообновлению себя исчерпали. Социальные реалии ХХI века отмечены беспрецедентной потребностью в организации типа личности, способной к непрерывному самосовершенствованию. Сущность этого состояния заключается в стремлении социума к формированию таких условий собственного воспроизводства, в которые сумели обеспечить снятие противоречия между реалиями социального бытия и содержанием общественного идеала [9, с. 88].

Социализация человека изначально подразумевает как его способность к реализации традиционных способов социальной адаптации, так навыки производство новых средства социального и развития. Образование выступает в качестве определяющего фактора стабильного развития социума, значимый инструментарий совершенствования и гражданского общества, «способ вхождения человека в целостное бытие культуры» [2, с. 62]. Педагогика складывающаяся из комплекса вариантов реализации образовательного процесса, демонстрирует связь духовно-ценностных смыслов образования, с системой приоритетов культивируемых в определенных проектах социальных технологий обеспечивающих экзистенциальные ресурсы общественного организма [4, с. 100].

Традиционная парадигма советской образовательно-педагогической системы была нацелена на организацию освоения человеком определённого объёма знаний о мире в целом, что рассматривалось в качестве как необходимого условия адекватного включения человека в социокультурную систему общества. В основании этой системы заложена концепция классической науки, апеллирующая к универсализму, противопоставлению объекта и субъекта, жесткой обусловленности, строгой содержательной определённости знания и методов его получения, в качестве атрибутивных параметров формирования мировоззрения человека [7, с. 100]. Система формирования знания складывалась в рамках непосредственной передачи знания от преподавателя к обучаемому, где первый инициировал формы и методы передачи информации, обучаемые выступали в роли пассивных потребителей готового знания. В системе передачи знания преобладало дисциплинарное обучение, где межпредметные связи не являлись доминирующими факторами обретения знания.

В современных условиях жизненный опыт человека неизбежно обусловлен опытом с социокультурными системами содержание которых ориентировано на ценностные комплексы противоположные сложившейся традиции [6, с. 77]. Данное обстоятельство является основой мотивационного начала формирования социальной потребности в субъекте, способном к эффективной интеграции в мир отношений с непрерывно меняющимися правилами социальной адаптации. Вместе с тем, большинство механизмов, существующих в современной в системе отечественного образования являются выражением традиционных форм педагогической рефлексии. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что в российской образовательной системе отсутствуют необходимые ресурсы выполнения задачи, сформулированной в «Национальной доктрине образования», следствием, чего становится разрыв как между педагогическими парадигмами средней и высшей школ, так и требованиями социальной практики.

В таких условиях необходимо инициировать создание новой, универсальной образовательной парадигмы, способной преодолеть противоречия между содержанием общественного развития и формами образовательного процесса. Культивирование системы инновационного развития объекта образования является фундаментальным основанием этой концепции. Значение инновационной системы в образовательном процессе, следовательно, непосредственно связано с приведением методологического комплекса обучения в соответствие с реалиями изменений социальной реальности субъекта. «Развивающееся общество всегда создаёт острую потребность в «новых людях», т. е. новой системе образования, которая, реализуя социальный заказ, должна осуществлять подготовку людей с новым мышлением. Инновационные процессы в системе образования и есть ответы на эти вопросы» [3, с. 24].

Категория «инновация», обосновавшееся в категориально-понятийном аппарате научного знания в целом и педагогического в частности, происходит от латинского «inovatio», что в переводе означает «в направлении изменений». В «Концепции инновационной политики Российской Федерации » представлены следующие варианты её дефиниции:

  1. Инновационная деятельность — выполнение работ, оказание, услуг по созданию, освоению в производстве и практическому применению нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, востребуемых рынком, на основе реализации результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в производстве.
  2. Инновация (конечный результат инновационной деятельности) — новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [8, с. 36].

В педагогике под «инновацией» понимается комплекс мер направленный на формирование культуры изменений, обновлений, творчества, всего того, что составляет ресурсы креативности в области организации результатов деятельности по становлению личностных качеств обучаемого ангел [1, с.76]. В предельно общем смысле педагогическая деятельность изначально содержит в себе набор инновационных характеристик, так как принципы педагогики с её момента возникновения были ориентированы на создание личности способной не просто к усвоению нового, но и к его воспроизводству. Педагогика в своих целевых значениях ориентирована на осуществление необходимых изменений в объекте своего воздействия.

В широком смысле инновационное поведение представляет собой деятельность по организации способностей личности к производству нового знания и его практической реализации. Основу инновационной деятельности составляют потребности человека в успешной интеграции в социальную, экономическую, политическую, духовную сферы общественной жизни. [9, с. 322]. Инновационное поведение проявляется в особой восприимчивости личности к научно-техническим, технологическим, социокультурным новшествам, в готовности к практическому содействию их реализации. В инновационном поведении личность обретает ресурсы выхода за пределы повседневности. Инновационное поведения побуждает человека к свободе творчества, и соответствующей степени ответственности за её результаты. Инновационная модель является наиболее продуктивной для создание принципиально новых институций культуры как технологий совершенствования условий социальной экзистенции [5, с. 321].

Следовательно, инновационное поведение представляет собой социальный феномен, органически объединяющий вопросы содержания процесса формирования специфических способностей творческой деятельности в рамках профессиональных навыков с социальным заказом общества. Стержневыми структурами инновационного поведения являются комплекс социальных потребностей и система педагогического воздействия, так как именно они оказывают непосредственное воздействие на организацию конечных целей социализации личности. Направленность человека на инновационные формы рефлексии отражает вектор социокультурной ориентацию человека, выраженный в качестве знаний и навыков их реализации, восприимчивость к техническим, социальным, экономическим, общекультурным новациям. Инновационное поведение представляет собой сферу реализации человеком способа социального бытия. Теоретический ракурс рассматриваемой проблемы заключается в необходимости определения сущности механизмов организации личности, как базовом средстве эффективной социализации.

Список литературы

  1. Ангеловский К. Учителя и инновации. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). – Р/на-Д:РО ИПК и ПРО, 2001.
  3. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М.: МНЭПУ С, 2004.
  4. Кузьмин Ю. А. Роль практики в жизни человека (социально-философский аспект) // Актуальные аспекты современной науки сборник материалов XIV-й международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский центр «Аксиома». – 2017. – С. 86-89.
  5. Кузьмин Ю. А. Актуальность принципов диалектики для совершенствования правового сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 3-2 (77). – С. 99-102.
  6. Кузьмин Ю. А. О методах и приемах научного познания // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 1. – № 59. – С. 320-327.
  7. Степанов А. Г. Традиции коллективизма чувашского народа как социокультурный феномен. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Чебоксары, 2003.
  8. Степанов А. Г. Категория «объект познания» в контексте социально-философского анализа // Вестник Чувашского университета. – 2010. – № 2. –С. 117-123.
  9. Степанов А. Г., Арсентьева С.И., Ефремов О.Ю. Адаптационные процессы в социальном пространстве // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11-9. – С. 39-46.