СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА

№64-1,

Философские науки

В статье рассмотрен структурный аспект социального взаимодействия в этнокультурном пространстве региона. В социальной практике этнокультурное взаимодействие реализуется в форме взаимного воздействия ценностных парадигм этнических сообществ. Активация сферы этнокультурного взаимодействия влечёт становление транскультурного пространства, формой реализации которого является университет как особое подпространство социальной жизни, аккумулирующее элитарные достижения культуры и производящее актуальные технологии общественного воспроизводства.

Похожие материалы

Актуальность пространственного подхода в комплексе методологических систем анализа социальных явлений обусловлена возможностями рассмотрения социальных практик в контексте выявления многообразия структурных связей, отношений, форм взаимодействия. Структуры социальной сферы, данные в системе человеческого восприятия, формируют образ реальности, отражающий комплекс взаимодействия подразделений социальной сферы. Отражение в сознании субъекта системы корреляционных отношений социально-экономических, социокультурных и этнокультурных процессов является необходимым условием выбора человеком адекватной модели социального поведения. Мы полагаем, что разработку вопросов, связанных с определением содержания, структуры и форм социальной рефлексии, необходимо дополнить результатами анализа этнокультурного взаимодействия. Социальное взаимодействие определяется нами как система социально-экономических, социально-политических и социокультурных отношений, реализуемых определённой социальной общностью. Этническое многообразие российского общества в целом и социального сообщества ЧР в частности обусловило практическую значимость определения структуры этнокультурного взаимодействия в социальном пространстве региона [7, с. 5].

Значимость социально-философского анализа феномена межэтнического взаимодействия в мультикультурном обществе обусловлена ролью этнокультурного взаимодействия в рамках выявления механизмов эффективного воздействия на содержание и структуру социального пространства региона. В контексте курса на модернизацию социально-экономического потенциала Российской Федерации вопросы межэтнического взаимодействия оказываются связаны с политикой инновационного развития, в которой культуре отводится одно из центральных значений. Культура рассматривается как сфера аккумуляции социального капитала, в которой формируются новые виды социокультурных технологий. Формирование концептуальной схемы-модели развития этнокультурного взаимодействия является вопросом, вызывающим существенный интерес, поиск ответов на который позволяет обрести ресурсы эффективного ответа на современные вызовы. Базой конструирования модели межэтнического взаимодействия на региональном уроне является обобщение, систематизация и конкретизация потенциала применения опыта культурного развития, накопленного научным сообществом [4, с. 322].

Категория «этнокультурный» представляет форму выражения системы ценностей, воспроизводимой «исторически сложившейся на определенной территории устойчивой совокупностью людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка и культуры, а также сознанием своего единства и отличием от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)» [9, с. 7]. Этническая культура трактуется нами как сфера производства материальных и духовных ценностей, реализуемая этническим сообществом. Этническая культура определяется как совокупность уникальных способов институализации видов человеческой деятельности, обеспечивающих развитие этноса как социального организма. Категория «взаимодействие» в контексте философского анализа представляет собой отражение «процесса воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого» [2]. Мы предлагаем рассматривать взаимодействие как процесс, вызванный отношениями всеобщей связи сегментов реальности друг с другом, результатом которого становится отражение в содержании одной из сторон отношений, свойств и качеств другой стороны.

В социальной практике этнокультурное взаимодействие реализуется в форме взаимного воздействия культурных систем этнических сообществ друг на друга, следствием которого становится генезис их содержания, форм, структур. Контрагентами взаимодействия являются этнические общности с традиционными комплексами ценностных ориентаций и уникальными технологиями освоения реальности. [7, с. 21]. Этнокультурное взаимодействие может быть реализовано на всех уровнях социальной организации этнического сообщества, в рамках обеспечения необходимого уровня удовлетворения комплекса потребностей. В социально-философском ракурсе этнокультурное взаимодействие целесообразно рассматривать в качестве специфического способа социального взаимодействия, в процессе которого контрагенты (этнические сообщества) реализуют целенаправленную деятельность по удовлетворению комплекса своих потребностей и интересов.

Конструирование параметров этнокультурного взаимодействия обуславливается наличием следующих условий. Во-первых, субъекты взаимодействия должны располагать соответствующим уровнем готовности к установлению определённых отношений с контрагентом. Мотивационный ресурс является базовой предпосылкой становления института межэтнического взаимодействия. При этом, осознание субъектом мотивационного содержания выступает в качестве фактора, задающего уровень межкультурных контактов. Во-вторых, взаимодействие предполагает определённый комплекс упорядочивающих мероприятий, что в свою очередь предполагает систему структурирования этнокультурного взаимодействия, раскрывающего ресурсный потенциал этнокультурных контактов. В-третьих, взаимодействие — это всегда информационное отражение культурного содержания одной этнической системы в другой. Осуществить взаимодействие без соответствующего информационно-коммуникативного обеспечения не представляется возможным. Посредством информационного обмена контрагенты культурного взаимодействия обеспечивают условия совершенствования механизмов взаимодействия, обогащая друг друга необходимым знанием. Заявленные условия реализуется в неразрывном единстве и предопределяют возможность их практической реализации.

История цивилизации убедительно доказывает, что процветание социума непосредственно связано с развитием межкультурных контактов. А. Панарин отмечает, что драма любого общества состоит в игнорировании социального статуса «другого» — того, кто выступает в качестве носителя альтернативных знаний и ценностей» [6, с. 26]. Культура нуждается в непрерывном адресате, восприемнике, партнёре. Изоляция снижает созидательный потенциал культуры, оборачивается оскудением сфер жизни народа. Быть в культуре — значит быть в диалогическом соприкосновении с другими культурными системами и оставлять следы этого соприкосновения. Диалогическая модель выступает в качестве соответствующей традиционному менталитету народов Чувашии формы сближения людей, располагающих противоположными системами жизнеобеспечения, религиями, ценностными приоритетами, ограничивающими гипертрофию оценки собственных достижений. Этническая история народов Чувашии складывалась так, что где бы они ни обитали, ойкумена их проживания всегда оказывалась на стыке различных культур и цивилизаций, на землях, где происходило активное межэтническое взаимодействие, там, где пересекались миграционные потоки и торгово-хозяйственные связи. Это обстоятельство наложило отпечаток на их мировоззрение, культуру и язык, придало национальному характеру качества терпимости и открытости, сформировало опыт межкультурных контактов, обеспечило становление диалогической формы взаимодействия как наиболее органичного способа реализации культурного взаимодействия. В. С. Библер определяет диалог культур как «...форму одновременного бытия и общения людей различных — прошлых, настоящих и будущих — культур, форма взаимопорождения культур» [1]. Диалогическая модель становится характерной чертой современной теории и практики культурной политики, обеспечивая возможность перенимать и усваивать новые знания, вырабатывать конструктивную позицию коммуникационного взаимодействия. В современном социокультурном пространстве обмен культурными достижениями, становится инструментом приспособления этнического сообщества к вызовам современного мира. Ю. М. Лотман, разрабатывая концепцию межэтнического диалога как формы межкультурного взаимодействия, обосновал значение этнокультурного диалога в качестве механизма взаимной социальной трансформации его контрагентов [5, с. 604-605].

Взаимодействие культурных систем всегда сопряжено с комплексом социальных трансформаций, проводником которых становится взаимопроникновение жизненного опыта этнических сообществ. Диалог культур — это взаимопроникновение аксиологических комплексов различных культур друг в друга, сопровождающееся преодолением стереотипов, синтезом традиционного и инновационного, возникновением особой сферы этнокультурного взаимодействия, атрибутами которой являются сосуществование этнических обществ на одной территории, взаимовлиянием религиозных и ментальных систем, своеобразием языковой ситуации, многовекторностью способов установления и реализации контактов. Сферы этнокультурного взаимодействия характеризуются возникновением эмерджентных структур, в которых осуществлена аккумуляция свойств взаимодействующих контрагентов, где ни одна из культур не ущемлена, но является основанием нового качества социокультурного взаимодействия [8, с.40]. Сфера этнокультурного взаимодействия по своей структуре и содержанию представляют собой уникальное сочетание условий в каждом регионе. Не существует универсальной практики их формирования, поскольку каждый вариант взаимодействия возникает в особых условиях в специфический социально-исторический момент [3, с. 86]. В сфере этнокультурного взаимодействия формируется зона транскультурного пространства — комплекс отношений структур производства системы общечеловеческих ценностей, преодолевающих ограниченность сложившихся национальных, гендерных, профессиональных культур, замкнутость традиций, языковых и ценностных детерминаций и раздвигает поле созидательного творчества. Транскультура определяет себя в отношении концепций диалога взаимодействия и тенденций специализации разных культурных областей, в котором осуществляются межкультурные контакты. Достижение необходимого в современных условиях качества транскультурного пространства реализуется в рамках высшей школы, предусматривающей формирование у обучаемых устойчивой социальной позиции, способности к самостоятельным действиям, адекватности поведенческих реакций на основе межкультурного диалога как средства аккумуляции достижений мировой культуры. Университетское пространство является средой, аккумулирующей элитарные формы транскультурного взаимодействия, формирующего адекватные вызовам времени способы удовлетворения социальных потребностей этнического сообщества. В то же время, университетское пространство инициирует воспроизводство методов совершенствования взаимодействия культур в качестве технологии производства парадигм социальных трансформаций.

Таким образом, взаимодействие этнических культур в контексте институций региональной культурной политики предпочтительнее всего реализовывать в рамках культивирования ценностной парадигмы диалогического метода межкультурных контактов, обеспечивающего эффективное решение вопросов социального взаимодействие на базе общности потребностей этнокультурных сообществ региона. [8, с.43]. Позитивное развитие межкультурного диалога в социальной практике необходимо развивать в комплексе целенаправленного культивирования зон этнокультурного взаимодействия социальных сообществ региона. Сфера этнокультурного взаимодействия представляет собой специфическое поле социального пространства, в рамках которого процессы этнокультурного взаимодействия реализуются в предсказуемых, традиционных комфортных условиях. Непосредственным следствием активации сферы этнокультурного взаимодействия становится возникновение транскультурного пространства, элитарной формой реализации которого является университет как социальное подпространство, аккумулирующее элитарные достижения культуры и производящее актуальные технологии общественного воспроизводства. Следовательно, формирование зон этнокультурного взаимодействия в рамках диалогической модели межкультурного взаимодействия является базовой формой создания пространства транскультурного континуума, реализация которого непосредственно связана с содержанием миссий университета как подсистемы социального пространства. Объединение в рамках университетского пространства институций этнокультурного взаимодействия на базе производства и практического применения нового знания утверждает данный феномен в качестве специфической транскультурной среды, аккумулирующей потенциал комплексной трансформации содержания социального субъекта в приоритетных для общества направлениях.

Список литературы

  1. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) http://e-libra.ru/read/99370-ot-naukoucheniya-k-logike-kultury-dva-filosofskix-vvedeniya-v-dvadcat-pervyj-vek.html
  2. Взаимодействие // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/
  3. Кузьмин Ю. А. Роль практики в жизни человека (социально-философский аспект) // Актуальные аспекты современной науки сборник материалов XIV-й международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский центр «Аксиома». – 2017. – С. 86-89.
  4. Кузьмин Ю. А. О методах и приемах научного познания // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 1. – № 59. – С. 320-327.
  5. Лотман Ю. М. Семиосфера // К построению теории взаимодействия культур. СПб., 2010. – С. 604–605. http://lib.vkarp.com/2010/09/16/
  6. Панарин А. Что такое глобальный мир? // Москва. 1998. № 4. С. 26.
  7. Степанов А. Г. Традиции коллективизма чувашского народа как социокультурный феномен. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Чебоксары, 2003.
  8. Степанов А. Г., Арсентьева С. И., Ефремов О. Ю. Адаптационные процессы в социальном пространстве // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11-9. – С. 39-46.
  9. Этнические процессы в современном мире / отв. ред. Ю. В. Бромлей – М., Наука, 1987. – 447 с.