МЕТОДИКА УЧЕТА И АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В АВТОНОМНОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

№64-1,

Экономические науки

В данной статье автором рассмотрены вопросы методики организации бюджетного учета динамики основных средств. Так же в статье описаны сложности и важной проведения анализа динамики и структуры объектов основных средств в бюджетном автономном учреждении.

Похожие материалы

На сегодняшний день многие граждане Российской Федерации обращают внимание на качество и объем услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, только в момент социальной напряженности [1, с. 417]. В другие моменты, граждан больше интересует деятельность и результаты хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций [1, с. 418]. Тем не менее, стоит отметить, что на количество бюджетных учреждений Российской Федерации весьма велико, как и направления их деятельности [1, с. 419].

Многие граждане Российской Федерации даже не задумываются о той роли, которую бюджетные учреждения играют в обеспечении жизнедеятельности и управления гражданского общества [1, с. 420]. Рассмотрим более подробно классификацию бюджетных учреждений Российской Федерации в разрезе сфер деятельности [2, с. 161].

Бюджетные учреждения в Российской Федерации классифицируются по следующим направлениям [2, с. 162]:

  • сфера «Здравоохранение»;
  • сфера «Наука»;
  • сфера «Культура»;
  • сфера «Образование»;
  • сфера «Физическая культура и спорт»;
  • сфера «Социальная защита»;
  • сфера «Социальная защита»;
  • сфера «СМИ»;
  • сфера «Занятость населения»;
  • cфера «Многофункциональные центры»;
  • сфера «Иные сферы».

И если просмотреть информацию о количестве функционирующих на сегодняшний день в Российской Федерации бюджетных учреждений по некоторым сферам деятельности (Таблица 1. ) можно сделать вывод об их высокой доле [3, с. 201].

Таблица 1. Количество бюджетных учреждений функционирующих в различных сферах деятельности в Российской Федерации

Направление деятельности

Количество учреждений, шт.

сфера «Здравоохранение»

8021

сфера «Наука»

68

сфера «Культура»

37815

сфера «Образование»

100232

сфера «Физическая культура и спорт»

2231

сфера «Социальная защита»

5536

сфера «СМИ»

704

сфера «Занятость населения»

2097

сфера «Многофункциональные центры»

198

В основном граждан интересует деятельность и результаты программ, осуществляемых в основном медицинскими или образовательными учреждениями [3, с. 202]. Что касается сфер деятельности бюджетных учреждений в Российской Федерации, то граждане часто уменьшают важность результатов функционирования бюджетных учреждений культуры [3, с. 203]. Тем не менее, бюджетные учреждения культуры осуществляют важную культурно-просветительскую деятельность [3, с. 204]. А именно удовлетворяют общественную потребность в сохранении и развитии культуры народов Российской Федерации, поддержки самодеятельной творческой инициативы и социальной активности населения [3, с. 205]. Например, в Саратовской области функционирует порядка более 985 бюджетных учреждений культуры, в Свердловской области — 1250 бюджетных учреждений культуры и в Республике Татарстан — 3292 бюджетных учреждений культуры [3, с. 206].

Для функционирования и выполнения социальных заданий граждан и органов власти Российской Федерации бюджетным учреждениям культуры необходимо обеспечить свои потребности соответствующим объемом нефинансовых активов [4, с. 500]. В состав, которых включаются такие объекты как основные средства и различные виды материальных запасов. Например, без объектов основных средств невозможно функционирования бюджетного автономного учреждения [4, с. 501]. Основные средства являются базой с помощью, которой автономные бюджетные учреждения осуществляют свою текущую ежедневную деятельность, которая направлена на удовлетворение разнообразных социальных нужд и запросов граждан Российской Федерации [1, с. 415]. Это связано, прежде всего, с видами данных нефинансовых активов, которые опосредуют возможность выполнения государственного заказа соответствующим видом бюджетных учреждений [4, с. 502].

Так основные средства представляют собой [5, с. 127]:

  • здания (жилые и нежилые помещения);
  • сооружения;
  • машины;
  • библиотечный фонд;
  • транспортные средства;
  • прочие основные средства и т.д.

Основные средства это — активы, непроизводственного характера, сроком полезного использования свыше 12 месяцев, не являющиеся собственностью организации и предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления, в независимости от их стоимости [2, с. 160].

Рассмотрим основные задачи учета основных средств в автономном учреждении культуры, к которым относятся [3, с. 200] :

  1. контроль их наличия и их состояния с того момента как их приобрели до момента выбытия в местах их использования и по конкретным материально-ответственным лицам, закрепленным договорами материальной ответственности [4, с. 499];
  2. правильная организация документального оформления движения различного вида основных средств [5, с. 126];
  3. сбор данных для правильного расчета налоговых платежей [6, с. 112];
  4. достоверное определение результатов в ходе хозяйственной операции по выбытию различных объектов основных средств учреждения [7, с. 36];
  5. достоверное определение величины разнообразного вида затрат, которые связаны с процессом сохранности и поддержания объектов основных средств в соответствующем рабочем состоянии, которые представлены в виде расходов на технический осмотр, расходов на соответствующий уход, расходов на проведение различных видов ремонта (текущего, капитального, планового и т.д.) [8, с. 535];
  6. сбор информации, необходимой для формирования и составления отчетности о наличии и движении основных средств (статистической и бухгалтерской) [9, с. 16].

Для того чтобы организовать учет основных средств в автономном учреждении, который отвечал бы рассмотренным выше задачам, огромное значение имеют такие составляющие как [6, с. 113]:

  • достоверная и правильная классификация основных средств [6, с. 114];
  • правильное и достоверное установление соответствующих принципов оценки соответствующих объектов основных средств [6, с. 115];
  • правильное и достоверное установление единицы учета объектов основных средств [10, с. 917].

Правильно сформированная оценка различного вида объектов основных средств является денежным выражением их стоимости, в которой их отражают в бухгалтерском учете [9, с. 17]. Существуют три вида стоимости основных средств — первоначальная, остаточная и восстановительная [11, с. 361]. Все различные объекты основных средств принимают к бюджетному учету в бюджетном автономном учреждении по первоначальной стоимости, которая должна быть сформирована в соответствии с направлением его поступления [12, с. 140]. В качестве первоначальной стоимости основных средств признают сумму всех фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение, и изготовление объектов основных средств [22, с. 24].

В величину данных расходов относятся [13, с. 209]:

  • суммы, которые выплачиваются согласно заключенному с поставщиком (продавцом) договору, включая НДС (за исключением тех случаев, когда основные средства приобретаются учреждением за счет средств от деятельности, приносящей доход) [14, с. 357];
  • суммы, которые выплачиваются другим организациям за осуществление работ по договору строительного подряда или иным договорам [15, с. 30];
  • суммы, которые выплачиваются другим организациям за консультационные и информационные услуги, которые связаны с приобретением объектов основных средств [16, с. 80];
  • различные платежи и государственные пошлины за приобретение права на объект основных средств [17, с. 97];
  • таможенные пошлины [18, с. 38];
  • вознаграждения, выплачиваемые организации (посреднической), через которую приобреталось основное средство [19, с. 4];
  • суммы расходов на доставку основных средств до места их использования, в том числе и расходы по страхованию операций доставки объектов [20, с. 122];
  • другие затраты, которые напрямую связанны с приобретением, сооружением и изготовлением основного средства, в том числе содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор за ним [21, с. 17].

В качестве первоначальной стоимости основных средств, которые поступили в автономное бюджетное учреждение по договору дарения, признают их рыночную стоимость, на дату принятия к учету, а также величина стоимости услуг, которые связаны с их доставкой и привидением в готовое для использования состояние [23, с. 148]. Под текущей рыночной стоимостью понимают цену продажи конкретных видов нефинансовых активов на дату их ввода в эксплуатацию в автономном бюджетном учреждении культуры [24, с. 86]. Таким образом, текущая рыночная цена — это цена, которая сложилась на определенную дату при взаимодействии предложения и спроса на рынке таких же товаров в экономически сопоставимых условиях [26, с. 8]. В случаях, когда на рынке отсутствуют идентичные товары, рыночная цена будет складываться на основе цен на однородные объекты [25, с. 161]. Объекты основных средств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, оценивают в валюте Российской Федерации путем пересчета сумм в иностранной валюте по курсу Центрального банка, который действует на дату принятия основного средства к учету [27, с. 382]. Первоначальную стоимость основного средства, по которой оно принимается к учету, нельзя изменить, за исключением случаев, которые установлены законодательством [28, с. 26]. Величина остаточной стоимости объектов основных средств представляет собой стоимость объекта за вычетом величины их износа, то есть равная первоначальной либо восстановительной стоимости за вычетом амортизации в течение всего срока его использования [6, с. 116]. Операция учета поступления основных средств в исследуемое учреждение культуры осуществляется в соответствии с учетной политикой организации, а также в соответствии с Приказом Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» [29, с. 13].

Учет основных средств ведут на счете "Основные средства" в разрезе соответствующих субсчетов [30, с. 60]. Для формирования информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств и хозяйственных операций их изменяющих, применяются следующие группы счетов, представленные в таблице 2 [31, с. 99]:

Таблица 2. Cчета бюджетного учета, применяемые для учета различного вида объектов основных средств в автономных бюджетных учреждениях

Номер счета

Название счета

010110000

"Основные средства — недвижимое имущество учреждения"

010120000

"Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения"

010130000

"Основные средства — иное движимое имущество учреждения"

010140000

"Основные средства — предметы лизинга"

В практике бюджетного учета для целей ведения учета объектов основных средств применяют соответствующие счета аналитического учета в соответствии с видом объекта учета и содержанием хозяйственной операции [32, с. 119]. Для того чтобы принять объект основных средств согласно распоряжению (приказу) руководителя создается специальная комиссия [33, с. 17]. Принимая объект основных средств, комиссия должна составить соответствующий первичный документ, который представлен в виде акта приема-передачи основных средств (форма ОС — 1 бюдж.), который составляется отдельно на каждый объект. После составления акты приема-передачи основных средств поступают в бухгалтерию учреждения для дальнейшей работы с данным документом [34, с. 24]. К оформленным актам прилагают техническую документацию по объектам основных средств. На основании представленных комиссией документов, бухгалтер создает соответствующие записи в инвентарной карточке основных средств, где указывается краткая характеристика данных объектов. Инвентарные карточки являются основным регистром аналитического учета, в них отражается вся «жизнь» основного средства от момента его поступления в организацию до момента списания с учета [35, с. 99]. Кроме того каждый объект основных средств закрепляется за конкретным материально-ответственным лицом, в случае смены которого обязательно должна быть составлена накладная на внутреннее перемещение [7, с. 37]. В соответствии с учетной политикой учет основных средств ведется в денежной оценке, в рублях и копейках. Прием к учету основных средств осуществляется по первоначальной стоимости, особенности определения которой зависят от способа поступления в организацию [7, с. 38]. В исследуемое учреждение культуры основные средства могут поступить в результате их приобретения в счет плановых ассигнований, в счет централизованных закупок, по внутриведомственным расчетам, а также безвозмездного получения от юридических и физических лиц [36, с. 74].

Проиллюстрируем методику учета объектов основных средств на примере автономного учреждения культуры [37, с. 16]. Как правило, в учреждении культуры предусматривается поступление основных средств, в результате их изготовления хозяйственным способом и приобретения за счет средств от предпринимательской деятельности [51, с. 246].

Рассмотрим порядок отражения на счетах бюджетного учета автономного учреждения культуры поступления объектов основных средств [52, с. 58].

Автономное учреждение культуры в январе приобрело у ЗАО Фирма Система компактный генератор тумана за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания в сумме 87 449 руб. 41 коп.

  • Формирование первоначальной стоимости объекта основного средства

Д-т 4 106 21 310 «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»

К-т 4 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» — 87 449 руб. 41 коп.

  • Принятие к учету компактного генератора тумана по сформированной первоначальной стоимости- 87 449 руб. 41 коп.

Д-т 4 101 24 310 «Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценное движимое имущество учреждения»

К-т 4 106 21 310 «Уменьшение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» — 87 449 руб. 41 коп.

  • Начисление амортизации (февраль — 948 руб.43 коп.)

Код по ОКОФ 14 3696120 6 группа

Д-т 4 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

К-т 4 104 24 410 «Амортизация машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения» — 948 руб.43 коп.

Рассмотрим порядок отражения приобретения основного средства стоимостью до 3 000 руб. [53, с. 125]

Автономное учреждение культуры приобрело в феврале у ИП Храмова О.Н. объект основных средств за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания в сумме 1 800 руб.

  • Формирование первоначальной стоимости объекта основного средства- 1800 руб.

Д-т 4 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

К-т 4 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» — 1800 руб.

  • Принятие к учету по сформированной первоначальной стоимости — 1800 руб.

Д-т 4 101 36 310 «Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иное движимое имущество учреждения»

К-т 4 106 31 310 «Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения» — 1800 руб.

  • Списано при вводе в эксплуатацию — 1800 руб.

Д-т 4 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

К-т 4 101 36 410 «Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иное движимое имущество учреждения» — 1800 руб.

Рассмотрим порядок отражения изготовления основного средства силами учреждения (рамка веревочная) за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания [54, с. 113].

Осуществлена покупка материала в сентябре у ООО «АльпСнабСаратов» на сумму 9510 руб.

  • Материал оприходован на склад

Д-т 4 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иное движимое имущество учреждения»

К-т 4 302 34 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» — 9510 руб.

  • Выданы материалы материально ответственному лицу для изготовления веревочной рамки

Д-т 4 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иное движимое имущество учреждения»

К-т 4 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иное движимое имущество учреждения»

  • Формирование первоначальной стоимости объекта основного средства (рамка веревочная) — 25 714 руб.

Д-т 4 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

К-т 4 105 36 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иное движимое имущество учреждения» — 25 714 руб.

  • Принятие к учету по сформированной первоначальной стоимости рамки веревочной — 25 714 руб.

Д-т 4 101 36 310 «Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иное движимое имущество учреждения»

К-т 4 106 31 310 «Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения» — 25 714 руб.

Чтобы подготовить основные средства к списанию, принятие решения о том, чтобы направить документацию на согласование списание имущества, в учреждении создана специальная комиссия. Комиссия создается для того, чтобы [43, с. 161]:

  1. проводить анализ основных средств, необходимый для оформление акта на их списание, применяя при этом необходимую техническую документацию (технические паспорта, ведомости дефектов и др.), в том числе и данные бухгалтерского учета [38, с. 68];
  2. определять невозможность ремонта и дальнейшего использования объектов основных средств в учреждении и вносить предложения о его продаже, передаче или эксплуатации [39, с. 60];
  3. выяснять точные причины списания основного средства (моральный износ, физический износ, а так же нарушение нормальных условий эксплуатации, авария и т.д.) [40, с. 8];
  4. устанавливать лиц, виновных в преждевременном выбытии основных средств из эксплуатации [41, с. 28];
  5. определять реальную возможность для использования отдельных деталей и различных видов материалов, со списываемого объекта, и проводить их оценку, осуществлять контрольные мероприятия в ходе изъятия из списываемых объектов основных средств пригодных к дальнейшему использованию узлов, деталей и материалов [42, с. 63].

Акты на списание основных средств составляются комиссией по результатам обследований основных средств [11, с. 362]. При этом демонтаж и разборка объектов основных средств до процесса утверждения актов на списание и до издания приказа (распоряжения) запрещено [56, с. 98]. Общая процедура для списания объекта основных средств выглядит следующим образом [11, с. 363]:

На первом этапе — определяется техническое состояния каждой единицы основных средств, в случаях, когда комиссия не может самостоятельно составить заключение разрешается привлекать экспертов [58, с. 96];

На втором этапе — оформляют необходимую документацию [59, с. 142];

На третьем этапе — происходит получение разрешение на списание, издание приказа (распоряжение) [11, с. 364];

На четвертом этапе — происходит демонтаж и разборка имущества [11, с. 365];

На пятом этапе — утилизируются объекты и ставятся на учет материалы, которые получены от ликвидации [12, с. 141];

На шестом этапе — объекты основных средств списываются с баланса учреждения [12, с. 142].

Списание объектов основных средств в автономном учреждении культуры происходит в результате их непригодности к дальнейшему использованию, в связи с полным физическим или моральным износом; внутриведомственной передачи или реализации объектов основных средств [1, с. 422]. При списании с учета объекта основных средств бухгалтеру необходимо сделать следующие записи [2, с. 164]:

Объект основных средств (пульт сценический) был приобретен за счет средств субсидии в 2014 году. В марте 2017 г. происходит списание данного объекта основных средств.

  • Начисление амортизации за месяц 68 руб.85 коп.

Д-т 4 401 20 271

К-т 4 104 28 410

  • Списание суммы начисленной амортизации 64 402 руб.11 коп.

Д-т 4 104 28 410

К-т 4 101 28 410 «Уменьшение стоимости прочие основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»

  • Списание остаточной стоимости 1239 руб.11 коп.

Д-т 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

К-т 4 101 28 410

Амортизация основных средств — представляет собой систематическое распределение стоимости объекта основных средств на протяжении всего срока его полезного использования [62, с. 11]. То есть, первоначальную (восстановительную) стоимость объектов основных средств возмещают бухгалтерским способом амортизационных отчислений, которые производится по соответствующим отчетным периодам в течение всего срока их полезного использования [12, с. 143]. Бухгалтеру необходимо срок полезного использования определять при принятии объекта основного средства к учету, согласно существующей классификации объектов основных средств и амортизационных групп которые установлены соответствующим Приказом Правительства Российской Федерации [61, с. 34]. Срок полезного использования для тех основных средств, которые не указаны в данных амортизационных группах, устанавливается опираясь на рекомендаций, которые содержатся в документах производителя, входящих в комплектацию основного средства, либо исходя из решения комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов [60, с. 58].

Решение комиссии формируется с учетом:

  1. срока ожидаемого использования данного объекта в соответствии с планируемой его производительностью или мощностью;
  2. планируемого физического износа, который зависит от используемого режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения различного вида ремонтов;
  3. требований различных соответствующих нормативный и правовых, а также других ограничений использования данного конкретного объекта основных средств;
  4. планируемого гарантийного срока использования объекта основных средств;
  5. сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации.

Срок полезного использования различного вида объектов основных средств, которые получены безвозмездно, определяются [13, с. 210]:

  • по тем объектам, которые были получены от других бюджетных учреждений или от государственных и муниципальных учреждений — учитывая сроки их фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации;
  • по тем объектам, которые были получены от иных юридических и физических лиц — исходя из их рыночной стоимости и сроков эксплуатации, которые были установлены комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов.

Для формирования в денежном выражении информации о начисленной амортизации объектов основных средств и нематериальных активов и хозяйственных операций, отражающих движение амортизации, применяются следующие группы счетов (Таблица 3. ) [13, с. 211].

Таблица 3. Cчета бюджетного учета, применяемые для учета амортизации различного вида объектов основных средств в автономных бюджетных учреждениях

Номер счета

Название счета

010410000

"Амортизация недвижимого имущества учреждения"

010420000

"Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения"

010430000

"Амортизация иного движимого имущества учреждения"

010440000

"Амортизация предметов лизинга"

Для ведения бухгалтерского учета амортизации объектов основных средств и нематериальных активов применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции [13, с. 212]. Выделяют три вида объектов основных средств по способу начисления амортизации [13, с. 213]:

К первой категории относят объекты основных средств, стоимость которых меньше 3000 руб., по таким объектам амортизацию не начисляют, их стоимость списывают, когда объект основных средств передают в эксплуатацию [13, с. 214].

Бухгалтер автономного учреждения культуры должен сделать следующую запись.

Д-т 4 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

К-т 4 101 36 410 «Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иное движимое имущество учреждения»

Ко второй категории относят объекты основных средств, на которые начисляют 100% -ую амортизацию при принятии объекта в эксплуатацию. К данной категории относят средства, стоимостью от 3000 до 40000 руб. [14, с. 358]

К третьей категории относят основные средства, по которым амортизацию начисляют линейным способом. К этой категории относятся объекты основных средств стоимостью которых превышает 40 000 руб. [14, с. 359]. Используя линейный метод сумму амортизации которую необходимо начислить за месяц рассчитывают как произведение его первоначальной или восстановительной стоимости и нормы амортизации, которую рассчитывают для данного имущества [14, с. 360].

Как уже было рассмотрено выше, объекты основных средств, которые являются частью нефинансовых активов автономного бюджетного учреждения, разнообразны по своему составу и их учет достаточно трудоемок, в связи с разнообразием требований к организации их учета действующих нормативных актов в области бюджетного учета в Российской Федерации [14, с. 361].

Кроме осуществления правильно организованного и достоверного бюджетного учета, для оценки эффективного использования объектов основных средств различного вида необходимо осуществление аналитических процедур экономического анализа [15, с. 31].

В данном случае информация о результатах динамики и структуры объектов основных средств автономного бюджетного учреждения отчетного и прошлых лет позволяет руководству конкретного экономического субъекта принимать оперативные и взвешенные управленческие решения [15, с. 32]. По итогам проведенного опроса среди руководителей автономных бюджетных учреждений необходима информация о следующем [16, с. 81]:

  • об объемах неиспользуемых объектов основных средств [16, с. 82];
  • об объемах законсервированных объектов основных средств [16, с. 83];
  • об объемах объектов основных средств, находящихся в процессе монтажа и не введенных в эксплуатацию [16, с. 84];
  • об объемах объектов основных средств, находящихся в процессе капитального ремонта [16, с. 85];
  • об объемах объектов основных средств, находящихся в процессе модернизации [16, с. 86];
  • об объемах объектов основных средств, находящихся в процессе реконструкции [16, с. 87];
  • об объемах объектов основных средств выбывших в течение отчетного периода [16, с. 88];
  • об объемах объектов основных средств поступивших в течение отчетного периода [16, с. 89];
  • о структуре объектов основных средств по группам и видам [16, с. 90];
  • о техническом состоянии объектов основных средств по группам и видам [17, с. 98];
  • об эффективности использовании объектов основных средств по группам и видам [17, с. 99];
  • о доходности сдачи в аренду объектов основных средств [18, с. 39];
  • о эффективности передачи отдельных объектов основных средств другим учреждениям, в следствии их неиспользования в текущей деятельности автономного учреждения [18, с. 40].

Итак, необходимо рассмотреть методику анализа динамики и структуры различных групп объектов основных средств автономного учреждения культуры [18, с. 41].

Для осуществления аналитических процедур экономического анализа используются традиционные приемы, в данном случае это прием группировки и сравнения [18, с. 42].

В ходе анализа, объектов основных средств автономного учреждения культуры необходимо исследовать их натурально-вещественное содержание [18, с. 43]. Данное обстоятельство обусловлено тем, что объекты основных средств неоднородны, и каждый из них выполняет свою определенную функцию [44, с. 121].

Этот факт требует классифицировать основные средства по различным признакам [45, с. 12].

Под структурой основных средств понимается соотношение стоимости отдельных видов основных средств в общей стоимости, которое выражается в процентах [46, с. 99]. Кроме того, в ходе проведения анализа изучается абсолютная динамика и структурные изменения в составе основных средств исследуемого учреждения культуры [47, с. 151].

Анализ структуры объектов основных средств проводиться при помощи такого показателя как удельный вес, который рассчитывается в динамике за анализируемый период [1, с. 417]. Для того чтобы определить изменения, которые происходят в составе и структуре основных средств проведем анализ состава и структуры основных средств [1, с. 416]. Сначала необходимо рассчитать удельный вес каждого вида основного средства в их общей сумме на начало года (таблица 4) [19, с. 5].

Таблица 4. Динамика основных средств автономного учреждения культуры

Виды основных средств

Сумма, руб.

Отклонение

2015г.

2014г.

Итого

682 995 389,21

705 279 524,54

- 22284135,33

недвижимое имущество учреждения

561 048 017,12

550 812 811,92

-10235205,2

особо ценное движимое имущество учреждения

138 466 150,28

126 893 997,30

-11572152,98

иное движимое имущество учреждения

5 765 357,14

5 288 579,99

-476777,15

предметы лизинга

-

-

-

По данным таблицы 3 можно сделать следующие выводы, что в отчетном 2015 году произошло значительное снижение стоимости объектов основных средств по сравнению с 2014 года на 22284135,33 руб. Данное снижение вызвано снижением стоимости объектов основных средств относящихся к группе «Особо ценное движимое имущество учреждения», так же произошло снижение остаточной стоимости объектов основных средств и по другим группам объектов [48, с. 59].

Данное снижение связано с выбытием части объектов основных средств в ходе его ликвидации в связи с полным физическим износом [57, с. 6].

Так по данным бухгалтерии учреждения культуры, в отчетном 2015 году произошло списание оборудования осветительного назначения, сценического пульта, механизма регулировки подъема декораций, музыкального пульта и ряда других объектов [49, с. 8].

Таблица 5. Анализ состав и структура объектов основных средств автономного учреждения культуры

Виды основных средств

2015

Сумма, руб.

Удельный вес, %

Нежилые помещения

243146358,56

35,6

Сооружения

69665529,70

10,2

Машины и оборудование

231535436,94

33,9

Транспортные средства

6146958,50

0,9

Производственный и хозяйственный инвентарь

109279262,27

16,0

Библиотечный фонд

68299,53

0,01

Прочие основные средства

23153543,71

3,39

Итого:

682 995 389,21

100

По данным таблицы 4 можно сделать следующие выводы: наибольший удельный вес в структуре основных фондов на конец 2015 года занимают машины и оборудование (33,9%) и нежилые помещения (35,6%), вместе они составляют 69,5% от основных средств.

Это связано со спецификой осуществляемой деятельности исследуемого учреждения культуры. Всего 0,9 % от общего объема занимают транспортные средства, 16,0 % производственный и хозяйственный инвентарь, сооружения — 10%, чуть меньше прочие основные средства — 3,39%, и совсем незначительную часть занимает библиотечный фонд (0,01%). Проведенный анализ состава и структуры объектов основных средств исследуемого учреждения культуры свидетельствует, что структура обеспечивает основные направления деятельности экономического субъекта, что можно признать положительным моментом [55, с. 203].

Таблица 6. Анализ основных средств, используемых для осуществления сценических работ по наличию и нормам снабжения на 2017-2016гг. (в натуральном выражении) в автономном учреждении культуры

№ п/п

Наименование

Наличие на 01.01.15

Потребность на 01.01.16г. с учетом списания

Излишек или недостаток основных средств по сравнению с установлен-ными нормами

Факт

Подлежит списанию

1

Микрофоны стационарные

25

2

26

-3

2

Микрофоны мобильные

56

20

38

- 2

3

Сценический пульт

9

4

5

-

4

Визуальный монитор

9

7

3

-1

5

Мониторы текстовые

5

2

4

-1

6

Машина для создания искусственного тумана

2

-

2

-

7

Телесуфлер

6

1

5

-

8

Световая установка (основной фон)

1

-

1

-

9

Световая установка (блики)

5

2

4

-1

10

Установка пиротехническая

2

1

2

-1

11

Пульт управления пиротехнической установки

2

-

2

-

Исходя из данных, полученных в ходе осуществленного анализ основных средств, используемых для осуществления сценических работ по наличию и нормам снабжения на 2017-2016гг. (в натуральном выражении) в автономном учреждении культуры на 01.01.2016 г. в исследуемом автономном учреждении культуры было выявлено несоответствие обеспеченности основными средствами работ сценического характера, причем возмещение недостающих объектов основных средств запланировано по данным бухгалтерии не на 100%, а лишь на 78%. Недостаточное обеспечение объектами основных средств объема запланированных сценических услуг может привести к снижению количества и качества оказываемых услуг данным учреждением населению [50, с. 96].

Итак, на основании полученных результатов в ходе рассмотрения порядка организации учета объектов основных средств и осуществленного анализа основных средств, используемых для осуществления сценических работ по наличию и нормам снабжения на 2017-2016гг. (в натуральном выражении) в автономном учреждении культуры, анализа состав и структура объектов основных средств автономного учреждения культуры и анализ динамики основных средств автономного учреждения культуры руководству исследуемого учреждения следует [1, с. 421] :

  • усилить контроль за сохранностью объектов основных средств на местах их эксплуатации [19, с. 6];
  • усилить контроль за законностью и юридической правильностью операций с объектами основных средств [19, с. 7];
  • усилить контроль за ответственностью материально-ответственных лиц в случае наступления фактов нарушения сохранности объектов основных средств [19, с. 8];
  • проводить внеплановые инвентаризации объектов основных средств [19, с. 9];
  • произвести передачу неиспользуемых в текущей деятельности объектов основных средств другим учреждениям [2, с. 163];
  • провести оценку технического состояния различных групп объектов основных средств в целях решения о целесообразности проведения реконструкции или модернизации данных активов;
  • осуществить разработку планов осуществления экономического анализа динамики объектов основных средств для его проведения на постоянной основе;
  • производить планирование обеспеченности автономного учреждения культуры объектами основными средствами в соответствии с показателями эффективности их использования.

Список литературы

  1. Ваганова О.Е. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3.1. С. 415-422.
  2. Ваганова О.Е. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ Наука и общество. 2012. № 5. С. 160-164.
  3. Ваганова О.Е. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (22). С. 200-207.
  4. Ваганова О.Е. НЕОБХОДИМОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов Материалы VI международной научной конференции. 2016. С. 499-502.
  5. Ваганова О.Е. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В мире научных открытий. 2010. № 4-5. С. 126-127.
  6. Ваганова О.Е. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ И КРИТЕРИЕВ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ РЕАЛИЗУЕМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММЫ В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития современных гуманитарных и общественных наук Материалы II Международного электронного симпозиума. Под общ. ред. М.И. Абакарова. 2016. С. 112-117.
  7. Ваганова О.Е. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В мире научных открытий. 2010. № 4-7. С. 36-38.
  8. Ваганова О.Е. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ В мире научных открытий. 2011. № 6.1. С. 535.
  9. Ваганова О.Е. СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В книге: Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели Материалы II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 16-17.
  10. Ваганова О.Е. ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫБОРА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В мире научных открытий. 2011. № 10-2. С. 917.
  11. Ваганова О.Е. МЕТОДИКА АУДИТА ОБОСНОВАННОСТИ СМЕТЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В сборнике: Актуальные проблемы современной науки и образования материалы Научно-практической конференции с международным участием. Башкирский государственный университет, авторы ИСЭИ УНЦ РАН. 2010. С. 361-365.
  12. Ваганова О.Е. АУДИТ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 5. С. 140-143.
  13. Ваганова О.Е. ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 11-2. С. 209-214.
  14. Ваганова О.Е. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В сборнике: Актуальные проблемы современной науки и образования материалы Научно-практической конференции с международным участием. Башкирский государственный университет, авторы ИСЭИ УНЦ РАН. 2010. С. 357-361.
  15. Ваганова О.Е. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В мире научных открытий. 2010. № 4-7. С. 30-32.
  16. Ваганова О.Е. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Наука и современность. 2010. № 1-3. С. 80-90.
  17. Ваганова О.Е. АУДИТ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯсборник научных трудов по итогам научно-исследовательской работы Саратовского государственного социально-экономического университета в 2009 г.: в 2-х частях. Саратовский государственный социально-экономический университет.. Саратов, 2009. С. 97-99.
  18. Ваганова О.Е. ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Наука и общество. 2016. № 2 (25). С. 38-43.
  19. Ваганова О.Е. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ПОРЯДОК ОБОСНОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОВЕРКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ Факторы успеха. 2016. № 1 (6). С. 4-9.
  20. Чушинская О.С. АУДИТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 8. С. 119-122.
  21. Чушинская О.С. СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА, ЕГО ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ Поволжский гуманитарный журнал. 2005. № 1. С. 17.
  22. Ефремова Н.А. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ АНТИКРИЗИСНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ В сборнике: Стратегия развития предприятий Саратов, 2010. С. 24-28.
  23. Ефремова Н.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В сборнике: Проблемы и перспективы совершенствования управлением национальным экономическим потенциалом Материалы международной научно-практической конференции посвященной 75-летию образования Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. С. 148-149.
  24. Ефремова Н.А. К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 62. С. 86-89.
  25. Ефремова Н.А. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В КРИЗИСНОЙ ФАЗЕ РАЗВИТИЯ В сборнике: «…И помнит мир спасенный…» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 161-162.
  26. Наталия Александровна Ефремова ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В ПЕРИОД КРИЗИСНОЙ ФАЗЫ ЦИКЛИЧНОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ Н.А. Ефремова ; под ред. Долгого В. И. ; Федер. агентство по образованию, Сарат. гос. соц.-эконом. ун-т. Саратов, 2005.
  27. Nosov V.V., Kozin M.N., Andreev V.I., Surzhanskaya I.Yu., Murzina E.A. INCREASING THE EFFICIENCY OF LAND RESOURCES USE FOR AN AGRICULTURAL ENTERPRISE Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 6. С. 382-385.
  28. Малышева Л.В., Назарова Е.В. ФУНКЦИИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ Руководство к решению задач / Саратов, 2007.
  29. Уколова Н.В., Котар О.К., Носов В.В., Андреев В.И., Волгуцкова О.А., Исаева Т.А., Нечкина Е.В. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ Саратов, 2013.
  30. Высочанская Е.Ю., Малышева Л.В. ГИПОТЕЗА ЧИСТЫХ ОЖИДАНИЙ Поволжский торгово-экономический журнал. 2014. № 4 (38). С. 60-64.
  31. Малышева Л.В., Погожильская Г.Г. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА БАНКОВ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СТАТИСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 6-2 (89). С. 99-102.
  32. Малышева Л.В., Мавзовин В.С. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ Саратов, 2010.
  33. Голуб Н.И., Фадеев В.И., Кочкин А.С., Малышева Л.В., Кабанов В.Ф. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Саратов, 2012.
  34. Кочегарова О.С., Малышева Л.В. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ (НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ) Учебно-методическое пособие / Саратов, 2012.
  35. Коблова Г.И. Организация бухгалтерского учета затрат в государственных (муниципальных) учреждениях Наука и общество. 2012. № 5. С. 99-103.
  36. Коблова Г.И. Налогообложение казенных учреждений В сборнике: Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности Материалы II Международной научно-практической конференции. . 2016. С. 74-79.
  37. Коблова Г.И. Организация и методика учета затрат в учреждениях здравоохранения диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратов, 1999
  38. Гладилина Ю.М., Коблова Г.И. Этапы отражения расходов на счетах санкционирования для составления отчета по форме 0503128 за 9 месяцев Economics. 2016. № 9 (18). С. 68-71.
  39. Высочанская Е.Ю., Малышева Л.В. ГИПОТЕЗА ЧИСТЫХ ОЖИДАНИЙ Поволжский торгово-экономический журнал. 2014. № 4 (38). С. 60-64.
  40. Ефремова Н.А. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратов, 2006
  41. Малышева Л.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MATHCAD В РЕГРЕССИОННОМ АНАЛИЗЕ В сборнике: Высшее профессиональное образование: современные тенденции, проблемы, перспективы Сборник научных трудов Седьмой Международной заочной научно-методической конференции. 2010. С. 26-28.
  42. Ефремова Н.А. О РИСКАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В сборнике: Актуальные проблемы управления: теория и практика Материалы VI Международной (очно-заочной) научно-практической конференции. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. С. 63-67.
  43. Ефремова Н.А. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В КРИЗИСНОЙ ФАЗЕ РАЗВИТИЯ В сборнике: «…И помнит мир спасенный…» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 161-162.
  44. Носов В.В., Саломатина Т.В. О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ АНАЛИЗА УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В сборнике: Проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности материалы Межрегиональной научно-практической конференции: в 2 частях. под редакцией Б.Я. Татарских. 1998. С. 121-124.
  45. Носов В.В. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Саратов, 2003.
  46. Носов В.И., Носов В.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ Саратов, 2000.
  47. Садыкова Т.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 5. С. 151-154.
  48. Садыкова Т.М. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 9. С. 59-64.
  49. Садыкова Т.М. МЕТОДОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Саратов, 2005
  50. Коблова Г.И. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ Наука и общество. 2012. № 2. С. 96-102.
  51. Малышева Л.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития внутренней и внешней торговли 2013. С. 246-251.
  52. Малышева Л.В., Высочанская Е.Ю. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Поволжский торгово-экономический журнал. 2014. № 6 (40). С. 58-62.
  53. Nosov V., Kotar O. THE US GOVERNMENT IN THE PROGRAMMERS OF THE AGRICULTURAL INSURANCE В сборнике: THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES OF ENSURING THE ECONOMIC INTERESTS OF THE MODERN INNOVATIVE SOCIETY Science editor: A. Burkov. San Francisco, California, USA, 2013. С. 125-126.
  54. Садыкова Т.М. ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 8. С. 113-119.
  55. Бехер В.В. ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОЗРАЧНОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА Ленинградский юридический журнал. 2013. № 1 (31). С. 203-209.
  56. Тиндова М.Г. МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 1. С. 98.
  57. Тиндова М.Г. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Саратов, 2013.
  58. Мария Геннадьевна Тиндова ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА М. Г. Тиндова ; под ред. В. В. Носова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Саратовский гос. социально-экономический ун-т". Саратов, 2012.
  59. Tindova M.G. DEVELOPMENT OF TOOLS FOR PROCESSING BIG DATA В сборнике: Математическое и компьютерное моделирование в экономике, страховании и управлении рисками Материалы V Международной молодежной научно-практической конференции. 2016. С. 142-146.
  60. Бехер В.В. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Саратов, 2007
  61. Бехер В.В., Бабина К.И. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ» И «НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» В АНАЛИЗЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3 (33). С. 34-37.
  62. Бехер В.В. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Саратовская государственная академия права. Саратов, 2007