КАСТОМИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

№64-1,

Экономические науки

В статье исследуется кастомизация на предприятии в современных условиях. Автор анализирует положительные и отрицательные особенности кастомизации. Особое внимание уделяется логике кастомизации.

Похожие материалы

Для каждого товара существуют разные группы потребителей. И у каждого потребителя свое представление об идеальном продукте. Кастомизация представляет собой (от англ. customer — клиент, потребитель) в общеупотребительном смысле адаптированные под конкретного потребителя продукты, услуги, цены и каналы поставки.

Применение кастомизации началось в 1950-х года, когда появилось конвейерное производство. Огромное количество фирм изготавливали похожие товары в больших количествах, после этого продукция оседала на складах — и объемы продаж с трудом поддавались контролю.

Сначала покупатель приобретал товар, который предоставлял ему производитель. Но со временем, появился спрос на индивидуализированные товары, не похожие на другие.

Стали появляться custom-продукты, производство которых стоило дорого. Потребовались сотрудники для выполнения чертежей, контроля изготовления, расчета затрат и т. д. Все это делалось ручным способом, что в итоге влияло на стоимость конечного продукта. Покупатели свыклись с тем, что у кастомизированных товаров цена выше. Только в течение последних нескольких лет появились системы mass customization, позволяющие поддерживать генерирование чертежей, подбор материалов, и производить продукты без увеличения затрат.

С развитием конкуренции современных организаций возникает потребность отслеживания нынешних тенденций и своевременных мероприятий. Эти мероприятия позволяют увеличивать эффективность маркетинговой деятельности посредством абсолютного удовлетворения потребностей покупателя.

Даже несмотря на кризис покупатели не желают приобретать стандартные продукты и услуги, они хотят покупать персонифицированный товар, учитывающий их вкусы и предпочтения. Рассмотрим преимущества и недостатки кастомизации товаров.

К преимуществам кастомизации можно отнести:

  1. кастомизация позволяет повысить эффективность продаж, за счёт расширения ассортимента и углубления сегментации.
  2. кастомизация повышает адаптационную возможность поставщика, в следствие уменьшение размера товарных партий и сопутствующего повышения гибкости продаж.
  3. кастомизация сближает производственные (закупочные) программы продавцов с затратами целевых групп потребителей.

К недостаткам кастомизации можно отнести:

  1. кастомизация не гарантирует продажу товара, поскольку не в состоянии учесть индивидуальные предпочтения покупателя.
  2. кастомизация не спасает от возможного затоваривания и падение спроса на товар, вследствие неблагоприятной рыночной конъюнктуры.
  3. кастомизация не подразумевает эффективной обратной связи с потребителями, поскольку производство (закупка) товара осуществляется вне участия потребителя.

В процессе создания кастомизированного продукта принимают участие две стороны: производитель и заказчик. Рассмотрим логику кастомизации продукта:

1. Создание продукта. Чтобы начать создавать кастомизированный продукт нужно оценить бизнес-идею. Для начала проанализировать, актуален ли этот товар в данное время на рынке. Ведь за актуальность потребитель готов платить, порой очень много.

2. Сегментация рынка. Если потребление не видно окружающим, необходимо уже анализировать цель потребления продукта. Для чего служит этот продукт? Если для удовольствия, либо это личный каприз или часть праздника. Перед нами, в таком случае то, что нужно — гедонистический продукт, за такой продукт потребитель готов платить, и даже переплачивать. Создавать кастомизированный продукт, который не несет никакого удовольствия потребителю нет смысла.

3. Оценка емкости рынка. Поводом задуматься о кастомизации продукта, является множество возможных вариантов этого продукта. Также если продукт привычен для потребителя либо уходит корнями в местную культуру, так как

фактор привычки и соответствия местной культуре остается решающим. Емкость рынка изрядна изначально. Выводя на рынок новый, кастомизированный продукт, возникнет необходимость рекламы этого продукта. Заинтересованность покупателя может быть практически гарантированной, если кастомизировать продукт в привычной ему категории.

4. Экономическая эффективность проекта. Нужно определиться с возможным объемом заказа, возможной суммой чека. Так как этот показатель определяет возможную прибыль от данного процесса. Поэтому, исследования в этом поле просто необходимы. Эти исследования покажут, каков будет возможный объем заказа, и то, какова будет основная аудитория.

Пройдя по этим четырем пунктам, появится довольно четкая картина, какой продукт можно кастомизировать. Как он потребляется и в какой степени способно увеличиться потребление. А помимо того — какова потенциальная аудитория кастомизированного продукта, и для чего ей вообще может понадобиться индивидуализированный продукт

В настоящее время потребители стремятся быть не как все, и готовы защищать право на неповторимость. Более того, на кастомизированные товары есть платежеспособный спрос, и, как следствие, организации вынуждены прислушиваться к потребителям и их интересам.

С развитием Интернета и компьютеризации кастомизация значительно упростилась, так как возникала возможность самостоятельно заполнения характеристик и требований к кастомизированному товару, которые после этого передаются в производство компьютерным путем. Соответственно и расширяется рынок товаров, которые могут пройти стадию кастомизации.

На сегодняшний день отказаться от кастомизации и сконцентрироваться на продвижении всего нескольких моделей товара быстро приведет к снижению доли рынка и конкурентоспособности организации. Соответственно рынок товаров, которые могут быть кастомизированны, расширяется.

Список литературы

  1. Калужский М.Л. Кастомеризация бизнеса: новые горизонты маркетинга // Практический маркетинг. — 2016. — №10. — С. 3-10.
  2. Калужский М. Л. Практический маркетинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012.
  3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.