К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ КАТЕГОРИИ ОТНОШЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ И НАКАЗАНИЮ

№64-2,

Психологические науки

Отношение осужденного к совершенному преступлению и последующему наказанию, как категория, отражающая внутреннюю нравственную позицию личности во время отбывания наказания, закономерно привлекает внимание ученых.Для характеристики личности осужденного имеет значение оценка им тех обстоятельств, которые привели его к совершению преступления, а также оценка самого преступления и назначенного за него наказания.

Похожие материалы

На наш взгляд, отношение осужденных к наказанию следует принять в качестве одного из основных критериев исправления осужденного, поскольку оно имеет особое значение для оценки его личностных особенностей, жизненных установок.

В общем виде в психологии под отношением понимается фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе).

В отечественной психологии понятие «отношение» является одним из центральных, оно разрабатывалось В.Н. Мясищевым, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Г.М. Андреевой, А.В. Петровским и др. Близкие понятия изучались Л.И. Божович, В.А. Ядовым.

Одно из первых определений психологического отношения принадлежит В.Н. Мясищеву, который представлял отношения человека как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Также он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным человек с момента своего рождения и на протяжении всей своей жизни формируют его субъективные отношения ко всем сторонам окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности объективно существующих отношений в условиях его макро- и микробытия, в котором он существует [1].

Начиная с работ В.Н. Мясищева, понятие психологических отношений прочно входит в лексикон отечественной психологической науки. Ведущие российские психологи активно развивали категорию психологических отношений в своих работах [1].

Е.В. Левченко выделяет логико-философскую, биологическую и интроспективно-психологическую линии развития идеи отношения. Значительно позже появилась биологическая линия развития этого понятия. Вся суть состояла в описании идеи отношения организма к среде, противопоставленной изучению изолированного, оторванного от среды организма. Представителями биологической линии развития понятия отношения являлись Ж.Б. Ламарк, Г. Спенсер, Ч. Дарвин [2].

В.М. Бехтерев рассматривал отношение организма к среде. Он выделил такие характеристики данного отношения как активность и избирательность.

А.Ф. Лазурский выделял субъективную и объективную стороны психики. Субъективная связанна с работой скрытых механизмов, по-другому она называется эндопсихика. Объективная сторона — внешняя, доступная для наблюдения. Она включает в себя актуальные взаимодействия со средой, которая была обозначена как отношения личности к среде или экзопсихические проявления. Понятие «отношение» определялось им как склонность, потребность, интерес, форма типичной реакции личности.

По мнению М.Я. Басова организм взаимодействует не со средой вообще, а с определенной структурированной ее частью, выделение которой зависит от возможностей организма. Эту особенность взаимодействия организма со средой он описывает с помощью понятия временного и пространственного радиуса среды. В связи с понятием среды ученый рассматривает жизненно значимые или средовые отношения (объективные и избирательные), которые собственно и обеспечивают превращение объективной реальности в среду. Он отмечает, что всякое отношение становится жизненно значимым для организма и, следовательно, его средовым отношением тогда, когда фактор, противостоящий организму, оказывает на него то или иное воздействие и тем оказывает свое влияние на жизнь, на развитие данного организма [2].

В рамках интроспективно-психологической линии развития понятия «отношение», представленной работами И.Ф. Гербарта, В. Вундта, Г. Гефдинга, это понятие употреблялось как вспомогательное, интуитивно очевидное.

С.Л. Рубинштейн считал, что в процессе жизнедеятельности человек реализует и утверждает себя: как субъект — в своем отношении к объектам, им порожденным, и как личность — в своем отношении к другим людям, на которых он в своей деятельности воздействует, с которыми он через нее вступает в контакт: «Реально мы всегда имеем два взаимосвязанных отношения — человек и бытие, человек и другой человек (другие люди). Эти два отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены».

По мнению К.К. Платонова отношение является неотъемлемым свойством, атрибутом сознания. Рассматривая отношение как один из трех основных компонентов сознания, автор полагает, что отношение может выступать в единстве с переживанием ("отношение как переживание") или в единстве с познанием ("отношение как знание"). Понятие психологических отношений раскрывает в наибольшей степени такую существенную сторону сознания как эмоционально окрашенная оценка социальных явлений, выступающих объектами сознания. Если когнитивная, познавательная сторона сознания фиксируется такими понятиями, как знания, представления, образы, значения и т.д., то понятие психологических отношений фиксирует другую, не менее важную сторону индивидуального и группового сознания, связанную с оценкой объектов и явлений окружающего мира. И личность, выступающая индивидуальным субъектом онтологически единого и целостного сознания, усваивает, воспроизводит и создает новые не только знания, но и отношения, оценки. В основе психологических отношений личности, носителем и субъектом которых выступает отдельный индивид, всегда лежат общественные, социальные отношения, субъектами которых являются социальные общности, группы.

Б.Ф. Ломов, обращаясь к проблеме психологических отношений человека, использует термин субъективно-личностные отношения. Под данным термином он понимает многомерную многоуровневую динамическую систему, как интегральное свойство личности, определяющее всю психическую жизнь человека. Рассматривая многомерность отношений, Б.Ф. Ломов вводит понятие «субъективного пространства» отношений. Оно включает в себя отношение к труду, собственности, другим людям и т.д. Однако субъективное пространство отношений субъекта может не совпадать с пространством общественных отношений, в которое личность включена объективно. По мнению Б.Ф. Ломова, «термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но, прежде всего, ее субъективную позицию в этом окружении. Выделяя субъективные отношения личности, автор подчеркивает, что они формируются и проявляются, прежде всего, как отношения к людям.

Таким образом, в нашей стране за последние годы было выполнено большое количество научных исследований по проблеме психологических отношений, которые способствовали развитию и дальнейшей разработке данной проблемы. Данная разработка связана с введением в систему социально-психологического знания таких понятий, как межличностные отношения; межгрупповые отношения; взаимоотношения; социально-психологические отношения и др.

В смежных отраслях психологии разрабатываются такие понятия, как отношение человека к деятельности; профессионально-ответственное отношение к труду; ответственное отношение к участникам делового взаимодействия и т.п.

Переходя к рассмотрению отношения осужденных к преступлению и наказанию, необходимо отметить, что уголовное наказание всегда обращено к личности, однако объектом уголовного наказания выступает не сама личность, а принадлежащие ей материальные и духовные блага, обладание которыми, а потом и утрата их не безразличны для личности. Поэтому при лишении свободы, например, ограничению подвергаются права и пользующие правовой охраной фактические возможности поведения, которые могут быть непосредственно использованы осужденным для совершения преступлений. Ограничиваются, также, такие права и охраняемые правом фактические возможности поведения, которые могут влиять положительно на реорганизацию его мотивов.

Круг ущемляемых материальных и духовных благ, принадлежащих личности, зависит от самого вида наказания. Наказание в виде лишения свободы ущемляет личную свободу человека, лишает его возможности выбора по своему усмотрению места жительства и круга общения.

Следовательно, ущемляя материальные и духовные блага, уголовное наказание воздействует на личность осужденного, а осужденный как-то реагирует на это воздействие. В результате этого между личностью и наказанием возникает так называемое взаимодействие.

Такая реакция личности может соответствовать целевой направленности наказания, но может и противоречить ей. В процессе этого взаимодействия наказание для личности выступает как объективное, то есть зависящее от неё явление. Не смотря на то, что наказание является субъективным фактором в общей системе средств борьбы с преступностью, оно может приобретать и объективный характер, если его рассматривать как одно из средств воздействия на личность. Наказание должно отразиться в сознании и психологии осужденных, вызвать у них определенную реакцию, изменить их нравственно-психологический облик и поведение. Наказание всегда обращено к личности, ущемляет её личные материальные и духовные блага, у осужденных, соответственно, формируется к нему определенное отношение.

Это явление и называют «отношением осужденного к наказанию». Отношение осужденных к наказанию занимает ведущее положение во всей иерархии их личностных отношений, так как именно оно в первую очередь становится «значащим» переживанием. У осужденных личностное отношение формируется не только к нему, но и к другим средствам исправления и перевоспитания: общественно полезному труду, воспитательной работе, общеобразовательному и профессиональному обучению. Все эти средства не должны вызывать у человека неприятных переживаний. Наказание должно вызывать у осужденного такие переживания, которые справедливо можно назвать «значащими» переживаниями.

Эти переживания полностью соответствуют важнейшим условиям выделения определенной реакции личности на воздействие объективной действительности в качестве личностного отношения.

Во-первых, они отличаются высокой степенью обобщенности и не совпадают с мотивами деятельности, которые также представляют собой отношения, но более частные. Во-вторых, отношение к наказанию — это своеобразное личностное кредо осужденного, которое характеризует уровень его правового и нравственного сознания, представление об основных этических категориях и моральных требованиях общества, предопределяющее степень самооценки личности, её интересы и потребности. В-третьих, отношению осужденных к наказанию характерно такое свойство, как устойчивость. Устойчивость отношения к наказанию следует понимать так, что оно возникает и сохраняется как личностное отношение на протяжении всего периода отбывания наказания. Но содержание этого отношения отличается подвижностью и динамичностью, что и дает основание ставить перед исправительными учреждениями задачу воспитания у осужденных правильного отношения к наказанию.

Изменение уже сложившегося под влиянием прошлого социального опыта неправильного отношения осужденных к наказанию, воспитание и формирование нового отношения, способствующего его исправлению и перевоспитанию, является одним из обязательных компонентов программы нравственного обновления личности преступника.

Согласно результатам исследований, у большинства осужденных реакция на наказание не оформилась в виде устойчивой социальной позиции, в основе которой лежат определенные взгляды и убеждения. Изучение лишь восприятия наказания оставляет за пределами научного внимания этот социально-психологический феномен, познание механизма возникновения и функционирования которого имеет большое значение для теории и практики исправления и перевоспитания осужденных.

Формирование у осужденных правильного отношения к уголовному наказанию, то есть признание наказания справедливым за совершенное противоправное деяние, может рассматриваться как один из путей повышения эффективности уголовного наказания.

Осужденный, который не раскаивается в совершенном преступлении и не считает назначенное за преступление уголовное наказание справедливым, крайне трудно поддается исправлению и перевоспитанию. Такой осужденный, как правило, воспринимает уголовное наказание не как средство исправления и перевоспитания, а как незаслуженную кару за преступление, считая, что государство таким образом мстит ему за совершенное деяние. Как уже было отмечено, такие осужденные практически не поддаются исправлению и перевоспитанию, а, следовательно, по освобождению из мест лишения свободы вполне вероятно могут повторно совершить рецидив преступления.

Осужденный же, который глубоко и искренне раскаивается в совершенном противоправном деянии, признает назначенное уголовное наказание справедливым и заслуженным, маловероятно совершит рецидив преступления.

Безусловно, наказание только тогда может оказать на осужденного воспитательное воздействие, когда ущемление его в обладании материальными и духовными благами действительно переживается как страдание. В противном случае наказание теряет воспитательное значение.

Уголовное наказание способно оказывать на осужденных более сильное влияние, если ущемление в материальных и духовных благах переживается ими преимущественно как нравственное страдание, нежели как физическое. С психологической точки зрения нравственные страдания для человека более тягостны, чем физические.

Уголовное наказание может оказать наибольшее воспитательное влияние, далее, при условии, если осужденные переживают как страдание утрату подлинных, а не мнимых материальных и духовных благ. Переживание осужденными страданий должно вызывать у них отрицательные эмоции. На это рассчитано наказание. Если наказание по каким-либо причинам вызывает у осужденных положительные эмоции, то оно теряет свою стимулирующую нравственную силу, и, естественно, не будет побуждать волю освободиться от него. В данном случае под освобождением от страданий понимается исправление и перевоспитание осужденных.

С другой стороны, именно переживание отрицательных эмоций затрудняет исправление и перевоспитание людей. Человек, переживающий горе, несчастье, утрату жизненно важных для него благ, не всегда является идеальным объектом для воспитательного воздействия.

Осознание вины в совершенном преступлении и осознание справедливости назначенного судом наказания тесно взаимосвязаны. Вина в уголовно-правовом смысле выражает отрицательное отношение преступника к интересам государства. Осознание вины как элемента субъективной стороны наказания, напротив, является, как правило, свидетельством положительного отношения лица к справедливости назначенному ему наказанию. Осознание вины как элемента субъективной стороны наказания формируется в процессе исправления и перевоспитания преступника.

Само по себе отношение осужденного к наказанию является сложным явлением. В его структуре можно выделить следующие элементы:

  1. Осознание вины в совершенном преступлении, в справедливости наказания;
  2. Понимание социальной сущности наказания;
  3. Раскаяние в совершенном преступлении;
  4. Осознание необходимости отбыть наказание.

Эти взаимосвязанные между собой элементы действительно способны выявить истинное отношение осужденного к наказанию, что в свою очередь открывает личность для воздействия на неё средств карательно-воспитательного воздействия.

Осознание справедливости понесенного за совершенное преступление наказания является центральным элементом отношения к наказанию, отражающим внутреннюю позицию осужденного в период его отбывания.

Содержание отношения осужденных к уголовному наказанию предопределяется объектом, во взаимодействие с которым вступает личность. Можно сказать, что у осужденных во время пребывания в исправительном учреждении должно быть сформировано и воспитано такое отношение к наказанию, которое свидетельствовало бы о глубоком осознании ими ответственности перед обществом и государством.

Осознание вины за совершенное преступление создает необходимые предпосылки для воспитания у осужденного других элементов отношения к наказанию, которые положительно и более глубоко характеризуют личность осужденного и предопределяют его исправление и перевоспитание. Чувство вины способствует, в частности, осознанию справедливости осуждения и наказания, правильному пониманию его содержания и целей.

Чувство вины как один из элементов субъективной стороны наказания очень тесно связано с категорией ответственности личности. Осознание осужденными чувства вины в совершенном преступлении является одной из причин осознания ими уголовной ответственности перед обществом и государством, а это имеет первостепенное значение для нравственного обновления личности преступника.

Осознание справедливости наказания имеет очень важное значение для исправления и перевоспитания осужденных. Осужденный, признавший справедливость отбываемого им наказания, признает и справедливость требований общества и государства, выраженных в уголовно-правовых запретах. Такое признание служит неким фундаментом для воспитания у осужденного чувства ответственности.

Понимание осужденными содержания уголовного наказания предполагает уяснение структуры карательно-воспитательного воздействия, правовой природы элементов, составляющих содержание уголовной кары и мер исправительно-трудового воздействия.

Осужденные должны понимать, что меры исправительного воздействия не включаются в содержание уголовного наказания, а соединяются с ним для достижения цели исправления и перевоспитания.

Наказание — это осуждение, порицание. Осужденные должны осознавать, что меры исправительного воздействия не обладают такими свойствами.

Наказание преследует три цели: исправление и перевоспитание, частное и общее предупреждение преступлений.

Осознание осужденными действительных целей уголовного наказания помогает им понять, что все переживаемые ими страдания обращены в будущее, то есть преследуют цель их исправления и перевоспитания. Понимание этого — верный путь воспитания у осужденных чувства ответственности перед обществом и государством.

Осознание необходимости отбыть наказание в целях исправления и перевоспитания является элементом субъективной стороны уголовного наказания, которое характеризует отношение осужденных к наказанию в целом. Однако говорить о положительном отношении к наказанию можно только условно. Стремление к несению наказания является верным признаком психического заболевания личности. Человек стремится избежать неприятных переживаний, тяга к которым противоестественна для здоровой личности. Поэтому в данном случае речь идет о сознании необходимости понести наказание и под влиянием карательно-воспитательного воздействия исправиться и перевоспитаться. Осознание такой необходимости может быть неприятным для человека, но без него исправиться и перевоспитаться фактически невозможно.

Признание осужденным необходимости отбывания уголовного наказания и перевоспитания преследует цель восстановления субъективной стороны уголовной ответственности. Объективная сторона, отражающая нравственные требования общества, выраженные в уголовно правовых запретах, остается незыблемой основой применения к преступнику соответствующих мер принуждения. Поэтому признание осужденными необходимости отбывания наказания, имеющее решающее значение для его исправления и перевоспитания, может рассматриваться как показатель осознания им чувства ответственности, но не решение всей проблемы уголовной ответственности в целом.

С проблемой осознания преступником необходимости подвергнуться наказанию связано успешное решение такого кардинального вопроса, как эффективность уголовного наказания. Если человек раскаивается в совершении преступления, осознает справедливость осуждения и наказания и необходимость подвергнуться его воздействию, то целесообразный для его исправления и перевоспитания уровень кары может быть достигнут менее суровым воздействием, эффективность которого будет не ниже, а может быть, даже и выше сравнительного с более суровым воздействием. Очевидно, что речь идет об исключительно мощном резерве повышения роли наказания в исправлении и перевоспитании преступников, использование которого крайне необходимо для повышения эффективности деятельности исправительного учреждения.

Подводя итог всему изложенному, можно сделать вывод о том, что исследование отношения осужденных к наказанию и по сей день является перспективным, важным и актуальным направлением. Оно является прочной основой для научного обоснования системы выводов и рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование и повышение эффективности деятельности исправительных учреждений по исправлению и перевоспитанию осужденных. Даже те предварительные результаты научных поисков в этом направлении, рассматриваемые в работе и исследованиях других авторов, убедительно, как представляется, свидетельствуют об этом.

Список литературы

  1. В.Н. Мясищев «Психология отношений» М.,1987 г. 345 с.
  2. В.А. Елеонский «Отношение осужденных к наказанию и вопросы повышения эффективности их исправления и перевоспитания в местах лишения свободы», Рязань, 1976 г. 134 с.