ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ И УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

№66-2,

Юридические науки

Статья знакомит с самой историей и созданием прокуратуры в различных временных периодах. Так же автор отмечает исторические личности, кто принял непосредственное участие в ее истории и создании. Особое внимание акцентируется на становление прокуратуры, основных организационных моментах, главных законодательных актов о ней, а так же возложение обязанностей на сотрудников данного органа начиная с 1302 года и заканчивая настоящим временем.

Похожие материалы

Необходимый атрибут государственного аппарата любой страны — прокуратура, выполняющая надзорные функции, служащая своеобразным гарантом законности в стране. Прокурорский надзор является неотъемлемой гарантией прав, свобод и законных интересов граждан, на нем во многом строится обеспечение законности и правопорядка на территории Российской Федерации.

Впервые в мире прокуратура была образована во Франции в ХIV веке в период существования инквизиционного процесса. Король Филипп IV своим Ордонансом от 25 марта 1302 года учредил прокуратуру как орган представительства интересов монарха.

Применительно к российской действительности потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ему совокупностью задач, функций и полномочий стала особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве. Не случайно Великий реформатор России начала XVIII в. царь Петр Алексеевич, искавший пути и средства ускорения преобразований, пришел к решению создать особый надзорный орган, способный «уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

С этой целью указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был «тайно проведывать, доносить и обличать». Модель такой должности и службы была заимствована в Швеции. Однако вскоре сам Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим». В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым Государем генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Как следует из Указа, генерал-прокурор является «оком государевым». Ему предписывалось строго следить за тем, «чтобы не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись». Прокуратура создавалась в России как представительный орган прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений. Традиционно на протяжении истории прокуратура рассматривалась и использовалась как действенный инструмент утверждения развития общественных отношений, укрепления режима законности, как непременного средства развития государственности.

Указом от 11 мая 1722 г. на прокуратуру было возложено осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей государственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских делах, тюрьмах.

Органы прокуратуры создавались постепенно в различных губерниях в течение ряда лет. Прокуроры состояли и при коллегиях сената, провинций (губерний) и при надворных судах.

На протяжении времени функции прокуратуры были довольно широки, хотя и видоизменялись, особенно после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная с 1802 года генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Должность генерал-прокурора, установленную Петром I в 1722 году, за все время ее существования, вплоть до октябрьских событий 1917 года, — почти два столетия — занимали 33 человека. Первым в их ряду стоял сподвижник Петра I генерал-аншеф, обер-шталмейстер, кабинет-министр и дипломат, кавалер всех высших орденов Российской империи, граф Павел Иванович Ягужинский.

В должности генерал-прокурора состояли различные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Среди них были и выдающиеся государственные деятели — П.И. Ягужинский, Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и боевые, проявившие незаурядную храбрость в сражениях офицеры — А.Н. Самойлов и Д.И. Лобанов-Ростовский, и тонкий дипломат Д.В. Дашков, и выдающиеся русские поэты, гордость российской литературы — Г.Р. Державин и И.И. Дмитриев.

После Октябрьской революции 1917 года органы прокуратуры были ликвидированы. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года отмечалось: «Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры». В роли обвинителей теперь могли выступать все «неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». Поэтому надзор и контроль за законностью в первые годы советской власти входил в функции многих органов и учреждений, начиная с ВЦИКа и его президиума и кончая губернскими и уездными отделами юстиции. Такое положение было вполне допустимо в условиях гражданской войны, однако в мирное время стало совершенно неприемлемым. По этой причине уже в 1921 году перед советским государством встал вопрос о создании прокуратуры.

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 года, когда М.И. Калинин как председатель ВЦИКа подписал принятое этим органом «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постанговлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;
  • поддержание обвинения в суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А. Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать исполнение решений и проговоров коллегий Верховного суда СССР.

После учреждения Прокуратуры Верховного суда СССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная Прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

Учреждение в 1933 году прокуратуры СССР серьезно укрепило надзор органов прокуратуры за предварительным следствием. Основной целью создания общесоюзной прокуратуры явилось упрочение законности. Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 год Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.

28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям. Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.

Такое построение системы прокуратуры повторил и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года, в котором прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст. 1 ФЗ).

Сегодня прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку по Конституции РФ не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти.

Современная прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов (с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ), осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующих на его территории законов. Правовое регулирование ее деятельности, помимо Конституции РФ, закрепляется Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

У отечественной прокуратуры сейчас остаются две основные функции: осуществление надзорной деятельности и участие в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве.

Участие прокурора в судебном производстве по уголовным делам заключается в поддержании государственного обвинения и обжаловании незаконных судебных решений. В суде подводится итог всей предварительной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, при этом законность и обоснованность судебных решений, которые принимаются судом по окончании судебного разбирательства, в значительной степени зависят от активной позиции и профессионализма прокурора.

В рамках настоящего исследования необходимо подробно изучить и проанализировать деятельность и полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение прокуратуры было объективно необходимым, поскольку государству нужен орган, выполняющий надзорные функции.

Следует особо отметить, что законодатель не наделяет прокурора функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия. В этом выражается одно из проявлений конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ). 50-58.

Список литературы

  1. Гершевский Ю. Причины возникновения института прокуратуры в России // Законность. 2008. № 12. С. 7-12.
  2. История прокуратуры России. [Электронный ресурс] URL: / prokuratura-ra.ru/about/istoriya/istoriya-prokuratury-rossii/ / Дата обращения 03.02.2017
  3. См. Закон // Интернет-журнал Ассоциации юристов Приморья. [Электронный ресурс] URL: /www.law.vl.ru/history/allhist.php / Дата обращения 0302.2017.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 25.11.2013) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
  5. Вопрос о процессуальных функциях прокурора будет рассмотрен в следующем параграфе.
  6. Стрельников В. Прокуратура в современных условиях // ЭЖ-Юрист. 2013. № 30. С. 6.
  7. Капинус О.С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве // Прокурор. 2013. № 2. С. 50-58.
  8. Декреты Совестской власти. T.I M., 1957. C. 126