РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВОСТОКА

№69-1,

Педагогические науки

Изменения в социально-политической, что происходит в арабском Халифате, создание единой мусульманской религии повлияли на культурную жизнь. Из-за того, что такой подъем является объединение всего арабского Халифата, на Ближнем Востоке, в этот период развития называют эпохой Возрождения Востока. Она длилась с 9 до 15-16 веков.

Похожие материалы

В этом процессе вместе с арабскими народами участвовали ученые Ирана, Закавказья, Северной Африки, Центральной Азии.Это подтверждает и то, что во времена Харуна арРашида, а затем его сына Мамуна в Багдаде был создан «Дом мудрецов»«Байтул хикма»), что в наши времена приравнивается Академии,которая стала развиваться в 813-833 годах.

При академии строились обсерватории и библиотека. Она повлияла на развитие науки, образования и духовной жизни Востока и Запада. Второй сын Харуна ар-Рашида ал Мамун очень ценил науку и образование. Даже когда он был наибом халифата в Хурасане, создавал все условия для развития научной деятельности местных ученых. Среди них были такие соотечественники, как аль-Хорезми, аль- Жавхари, аль-Фергани, аль-Мервази. Также,наэпоху возрождения Востока основным источником явились древние памятники культуры.Если арабы, завоевав Центральную Азию, уничтожили источники науки и культуры, то со временем традиции стали постепенно восстанавливаться. В итоге на Востоке образовалась и стала развиваться целостная культура, которая повлияла на развитие торговых связей, науки, образования и ремесленничества в Ближней и Центральной Азии.

В этот период расширились посевные участки, построились водоснабжения, путем посева хлопка, льна стали изготавливать ткани. Особенно стал знаменитым на весь мир шелк Самарканда и Бухары.

Открылись пути для развития ремесленничества и торговли, установились торговые отношения с Россией, Испанией, Индией, Китаем и Византией.

По мнению известного ученого Ф.Сулейманова, завоевание арабами Пиренейского полуострова начало новую эпоху Востока и Запада, о котором мечтал Александр Македонский. Этот процесс имел безграничное значение, особенно для Европы.

Падение халифата и появление в Маварауннахре и Хурасане таких независимых феодальных государств как Тахири, Самани, Карахани, Газнави, Салджуки, Харезмшах привело не к упаду, а наоборот,процверанию культурной жизни в 10 веке.

Развились денежные отношения. Официальные документы, правила шариата стали вестись не только на арабском, как раньше, но и на персидско- таджикском языках.Деревенские дети тоже стали осещать городские школы. В данный период самый большой книжный рынок был в Бухаре, где в книжных лавках стали встречаться ученые и философы, проводились научные беседы, дискуссии. Именно в одной из таких лавок Авиценна купил толкования Фараби «Метафизика» Аристотеля.

Во дворце эмира Бухары была самая большая библиотека, которая могла соперничать с библиотекой Шираза. Переводы пособий о медицине, астрономии, математике, логике, философии с индийского, иранского, арабо- греческого языков повлияли на развитие знаний в этих направлениях.

Произведения древнегреческих ученых Платона, Аристотеля, Гиппократа, Галена, Эвклида, Птоломея, Архимеда и других были переведены с персидского.

В период Самани создавали свои труды такие мыслители, как Рудаки, Фирдауси, аль- Хорезми, аль- Фергани, Абу Рейхан Беруни, Авиценна и другие. В начале 11 века образовались государства Газнави, Салджуки, Хорезмшах.

Махмуд Газнави собрал в своем дворцезначимые большие культурные ценности, пригласил для научной работымногих ученых. Беруни создал свою знаменитую работу «Индия» именно здесь. Низам уль Мульк оказал большую заслугу на развитие образования. В 1067 году он, на свои сбережения, построил известное в свое время медресе «Низамия». Он оказывал большое внимание и почет ученым, суфиям и религиозным деятелям. Одна из самых больших заслуг ученого, создание в 1074 году календаря для восточных государств, который и по сей день считается самым совершенствованным.

В эпоху возрождения Востока наука и образование развивались в трех направлениях:

  1. Первое направление — математика и медицина аль-Хорезми, Ар-Рази в области математики и медицины, Авиценна, Джурджани, Беруни, Улугбек в области астрономии и медицины создали большие научные произведения.
  2. Второе направление — социально-философское, творчество Аль-Фараби, Аль-Кинди, Ибн Рушта, Авиценны, Захериддина Байхаки, Махаммеда Наршахи и других в области философии, техники, логики, психологии, ораторства. Следует подчеркнуть, что перечисленные выше ученые были учеными- энциклопедистами. Кроме тех областей науки, в которых они сделали открытия, они вели также исследования в других науках.
  3. Третье направление — образовательно-воспитательное. В нем ученые — энциклопедисты выражали свою точку зрения в социально-философских произведениях.

В этот период сформировался метод, основанный на научном знании. В итоге умственное воспитание стало в центре внимания ученых. Хорезми, Фараби, а также их произведения в этой области помогали осветить истинный смысл, значение знания, умственного совершенствования. Повысилось внимание на методические задачи обучения точным наукам.

Из всего вышеперчисленных можно сделать вывод о том, что развитие науки и образования в Арабском халифате, социально-экономическое развитие привело к началу эпохи возрождения — Восточному ренессансу 9 века в Мовароуннахре и Хурасане.

В эту эпоху возрождения мир узнал многих ученых и философов, астрологов и педагогов, которые оставили бессмертное учение и научное наследие об общих методах воспитания и совершенствования человека.

Задачи человеческого совершенствования освещались в двух направлениях:

  1. Воспитание совершенной личности в творческом наследии ученых — энциклопедистов.
  2. Воспитание совершенной личности в образовательно-воспитательных произведениях.