АНДРОГОГИКА КАК МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

№69-1,

Педагогические науки

На профессиональное развитие педагогов может в разной степени влиять система повышения квалификации: быть гарантом быстрого его темпа, выявлять современные координаты, мотивировать саморазвитие.

Похожие материалы

В настоящее время система повышения квалификации педагогических кадров по своим целям и задачам, функциям и содержанию, субъектам обучения и научному обеспечению, сложилось как самостоятельная образовательная система. Она призвана выполнять социально-педагогическую функцию как по повышению профессионального уровня педагогов, так и по выработке у них готовности к инновационному типу педагогической деятельности.

На профессиональное развитие педагогов может в разной степени влиять система повышения квалификации: быть гарантом быстрого его темпа, выявлять современные координаты, мотивировать саморазвитие. Все это обеспечивает актуальную направленность процесса повышения квалификации и на обеспечение возможностей для позитивного преодоления профессиональных трудностей и решений задач педагогической практики. Предоставление таких преимуществ, также требует изменения сущности и технологий образования.

В передовом процессе повышения квалификации педагогических кадров, из-за её определенной ограниченности и консервативности недостаточно осваивается и учитывается закономерности, лежащие в основе повышения опыта как процесса образования старших.

Можно выделить целый ряд проблем, которые пока не получили своего разрешения : например, при каких условиях педагоги становятся субъектами усовершенствования знаний? В чем заключается особенности технологий их обучения? Каковы особенности процесса подготовки преподавателей для системы повышения квалификации? Ответы на эти и другие вопросы следует искать в современных теориях психологии и педагогики непрерывного образования взрослых.

Ряд учёных рассматривают усовершенствования знаний как составную часть непрерывного образования цель, которого: совершенствование и расширение полученных ранее специальных педагогических знаний, улучшение профессиональных качеств служащих, удовлетворение образовательных потребностей, связанных с педагогической деятельностью.

Центральной категорией, постоянного усовершенствования знаний является — развития личности. Это развитие проявляется в удовлетворении ее различных когнитивных и духовных запросов и потребностей обучающихся, в раскрытии и совершенствовании их способностей. Развитие личности составная часть самого понятия личность, как обеспечение сохранения ею специальных и иных качеств в быстро меняющихся условиях общественной практики.

При этом необходимо выделить, что методологические установки решения задач усовершенствования знаний педагогов являются принципиально различными между методологией среднего и высшего образования не позволяющие прямое заимствование положений «школьной» дидактики в образовательный процесс взрослых:

  • система усовершенствования знаний педагогов призвано решать принципиально и иную по сравнения педагогическими ВУЗами задачу.

Если ВУЗ должен обеспечить фундаментальную подготовку педагога, которая будет реализована в педагогической практике, то аудитория усовершенствования знаний педагогов уже реализовали себя как профессионал и задача системы усовершенствования знаний состоит в содействии готовности учителя к продуктивной педагогической деятельности в реальных условиях образовательного учреждения.

Анализ психолого-педагогической литературы, концепций постоянного образования взрослых даёт возможность утверждать, что теория и практика усовершенствования знаний кадров, как вида постоянного образования, имеет междисциплинарную основу.

Междисциплинарные связи теории и практики повышения квалификации педагогических кадров. В основе теории и практики усовершенствования знаний кадров лежат более фундаментальные и глубже разработанные методологические основания теории непрерывного образования и обучения взрослых положенные в основы теорию повышения квалификации указанные методологические основания, позволяют сформулировать следующие концептуальные положения:

  1. Как часть системы постоянного образования система усовершенствования знаний педагогов строится на принципах непрерывности.
  2. Как часто единой системы педагогического образования система усовершенствования знаний педагогов обеспечивает преемственность с профессиональной-педагогической подготовкой в средних специальных профессиональных и высших образовательных учреждениях.
  3. В основу дидактики усовершенствования знаний педагогов положены организационно-педагогические принципы теории и практики обучения взрослых.