УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ

№69-1,

Экономические науки

Крестьянские фермерские хозяйства, являющиеся субъектами малого предпринимательства, являются полноправными участниками агробизнеса, так как заняты в продовольственной сфере агропромышленного комплекса, и производят 10% от общей продукции сельского хозяйства. Поэтому, рассматриваемые вопросы организации бухгалтерского учета и выбора системы налогообложения в данном секторе экономических субъектов, являются актуальными и для развития производства, и для формирования бюджетов разного уровня.

Похожие материалы

Цель работы заключается в изучении вопросов, которые возникают при ведении бухгалтерского учета, в выборе систем налогообложения, которые применяются в тех или иных экономических субъектах. Исходя из поставленной цели, были решены задачи, связанные с формированием учетной информации при применении различных форм ведения бухгалтерского учета, рассмотрены системы налогообложения использование которых, позволит получить минимальную налоговую нагрузку производства.

Агропромышленная сфера включает в себя крестьянские фермерские хозяйства (КФХ), которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Они функционируют в производственной сфере наряду с другими видами аграрных формирований и относятся в соответствии Федеральным законом от 29.12.2006 No264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» к сельскохозяйственным товаропроизводителям [1].

Развитие фермерских хозяйств на селе является одним из приоритетных направлений политики государства, которое предусматривает освоение сельских территорий, сокращение безработицы, сохранение традиций и особенностей сельского уклада жизни народов страны. Особую роль КФХ играют в ипортозамещении, а так же в решении проблем продовольственной безопасности страны.

Рассматривая организацию бухгалтерского учета в КФХ, следует отметить, что она представлена в двух основных формах: обычной и упрощенной. Предприятия в праве самостоятельно выбрать форму ведения бухгалтерского учета, исходя из информационных потребностей и масштаба своего производства и управления, закрепляя избранную форму в учетной политике.

Отметим, что сущность учетной политики КФХ представлена в выборе одного из вариантов учета предлагаемых нормативными документами и возможности самостоятельной разработки способов ведения учета [3].

КФХ, наравне с другими субъектами предпринимательства, являются налогоплательщиками, ведут налоговый учет и предоставляют отчетность

Для крестьянских фермерских хозяйств целесообразно построить такую учетную систему, которая бы позволяла на основе учетных данных формировать бухгалтерскую и налоговую отчетность [4].

КФХ в нашей стране имеют право применять общую систему налогообложения или специальные налоговые режимы. Многие отечественные фермерские хозяйства выбирают общую систему налогообложения в целях расширения круга бизнес-партнеров, которые предпочитают закупать сельхозпродукцию у организаций — плательщиков НДС для снижения своей налоговой нагрузки по данному налогу, который в структуре налоговых платежей организаций занимает значительный удельный вес. Покупатели сельхозпродукции таких фермерских хозяйств получают возможность возмещать НДС, получая дополнительную выгоду от сделок.

КФХ на общей системе налогообложения должны уплачивать налог на прибыль, НДС, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество организации, НДФЛ( как налоговые агенты) и страховые взносы в фонды социального страхования и обеспечения.

Крестьянские фермерские хозяйства производят платежи в государственные внебюджетные фонды социального страхования и обеспечения (ПФР, ФСС и ФФОМС).

Рассмотренный порядок налогообложения КФХ, применяющих обычную систему налогообложения, требует оценки налоговой нагрузки для ее сравнения с другими системами налогообложения.

Уровень налоговой нагрузки оказывает существенное влияние на финансовое положение экономического субъекта (налогоплательщика), и ее расчет необходим для выработки альтернативных управленческих решений по применению налоговых режимов. Налоговая нагрузка может быть определена одним из следующих способов:

  • как отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме чистой (расчетной) прибыли организации;
  • как отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме выручки, включая внереализационные доходы организации;
  • как отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме добавленной стоимости (вновь созданной стоимости).

Для расчета налоговой нагрузки могут использоваться различные методики, позволяющие наиболее точно оценить текущую ситуацию по налоговым платежам организации. Официальная методика расчета налоговой нагрузки, установленная приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», определяется отношением всех уплачиваемых предприятием налогов к общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) [2].

При принятии управленческого решения по выбору системы налогообложения в КФХ необходимо произвести оценку налоговой нагрузки при применении различных систем налогообложения. Фермерские хозяйства могут применять наряду с обычной системой налогообложения специальные налоговые режимы — упрощенную систему налогообложения и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Сравнительная оценка налоговой нагрузки позволит осуществить выбор оптимальной системы налогообложения с минимальными налоговыми потерями.

Таким образом, проведенное исследование проблем организации бухгалтерского учета и налогообложения в крестьянских (фермерских) хозяйствах позволит им выбрать наиболее оптимальные подходы к формированию информационных потоков для нужд управления основной деятельностью, что будет способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства за счет принятия обоснованных управленческих решений.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» к сельскохозяйственным товаропроизводителям от 29.12.2006 № 264-ФЗ.Интернет ресурс: www.consultant.ru
  2. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012 № ММ-7-2/297@).
  3. Федотенкова О.А. Логика формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и анализа расходов // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2012. Т. 1. № 1. С. 24-30.
  4. Фахретдинова Э.Н. Бухгалтерская отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства -как основа информационного обеспечения механизма управления // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2015. № 4. С. 427-432.