ЭКСПРЕССИВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

№69-1,

Филологические науки

Категория экспрессивности относится к сложнейшим языковым категориям лингвистики. В данной исследуемой статье рассматривается важность изучения лингвистического понятия экспрессивности как объекта комплексного стилистического анализа текста, а также влияния на процесс становления, влияния и развития языковой личности, и также кроме всего, рассматривается огромная роль экспрессивности в художественном тексте.

Похожие материалы

Экспрессивность как средство стилистического своеобразия художественного текста, в данный момент, является одной из наиболее часто исследуемых языковых категорий в лингвистической науке. Интерес к данной проблеме в лингвистике обусловлен вопросами формирования «языковой личности», когда язык выступает не только в качестве средства коммуникации, но и как средство влияния на процесс становления и развития языковой личности. Экспрессивность как неотъемлемое свойство речи оказывает большое и серьезное влияние на поведение и внутреннюю духовную деятельность человека. В любом тексте она выступает как средство прагматики, обнаруживая речевую стратегию автора и становясь одним из средств речевого воздействия на читателя.

Начиная с 60-х годов, появился термин «экспрессивный синтаксис». Экспрессивность как общеязыковая категория затрагивает все сферы языка и арсенал его выразительных средств необозрим. Лингвистический энциклопедический словарь дает следующее определение экспрессивности: «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи» [1, 78]. Экспрессивность связана с рядом лингвистических категорий. Она имеет сложную и многоуровневую природу. Наиболее тесно экспрессивность взаимосвязана с эмоциональностью. Очень часто эти понятия используются как синонимы или их разграничение представляется непринципиальным и незначительным (О.С. Ахманова, Р.А. Будагов, В.Г. Гак, А.Н. Гвоздев, В.А. Звегинцев и др.). Нельзя не отметить, что между этими двумя категориями существует тесная связь. Они находятся в постоянном пересечении. Общую часть их содержания составляет широкий спектр эмоциональной экспрессивности. Непересекающимися сферами являются компоненты денотативного содержания, связанные, с одной стороны, с передачей эмоций, а с другой стороны с неэмоциональной, "логической" экспрессивностью. Кроме всего, экспрессивность связана также с акцентностью и интенсификацией, оценочностью, персуазивностью (способностью выражения оказывать воздействие на читателя/слушателя), с образностью и изобразительностью. Д.С.Писарев, который относит экспрессивность к прагматическим категориям, отмечает, что во многих исследованиях не всегда четко проводится разграничение данных понятий «эмоциональность» и «экспрессивность». Некоторые лингвисты соотносят экспрессивность с эмоциональностью, считая данные понятия абсолютно синонимами, что является дискуссионным (В.В.Виноградов, 1947; В.А.Звегинцев, 1957; Ш.Бали, 1961). Одним из важнейших элементов выражения экспрессивности является экспрессивный синтаксис. Проблемы экспрессивного синтаксиса приобретают в современной лингвистике всё большую актуальность. Это, прежде всего, связано с интенсивным изучением структуры текста, языковой личности как субъекта речевой деятельности, ее прагматических аспектов разговорной, устно-диалогической речи, взаимоотношения говорящего и адресата, звуковых средств усиления выразительности речи и усиления ее воздействия на воспринимающего. На важность изучения экспрессивного синтаксиса указывали многие видные лингвисты и ученые, занимающиеся данной проблемой. Академик В.В. Виноградов в круг необходимых исследований по стилистическому синтаксису включал «проблему экспрессивных — выразительных, изобразительных — оттенков, присущих той или иной синтаксической конструкции или тем или иным комбинациям синтаксических конструкций» [3, 105]. Экспрессивный синтаксис обладает большими возможностями, как усиливать, так и, наоборот, ослаблять выразительность речевого высказывания. На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи — эмфатическая интонация (от греч. эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Экспрессивный синтаксис обычно уточняют словом «стилистический» — «экспрессивный (стилистический) синтаксис», — подчеркивая тем самым его принадлежность к категориальному аппарату стилистики. Однако, будет правомерным термином «экспрессивный синтаксис» обозначить учение о построении выразительной речи, предметом изучения которого являются лингвистические основы экспрессивной речи, термин же «стилистический синтаксис» отнести к метаязыку стилистики, ибо, как известно, стилистический прием всегда является обнаружением потенциальных выразительных возможностей определенных средств общенародного языка [1, 90].

Общей задачей экспрессивности является выражение или стимуляция субъективного отношения к сказанному. Со стороны говорящего или пишущего это — усиление, выделение, акцентирование высказывания, отступление от речевого стандарта, нормы, выражение чувств, эмоций и настроений, наделение высказывания эмоциональной силой, оценивание, достижение образности и создание эстетического эффекта.

Экспрессивность свойственна единицам всех уровней языка и обладает относительно чётко выраженной положительной или отрицательной коннотацией. Экспрессивность — это выражение психического состояния говорящего и тесно связана с категорией эмоциональности. Считается, что многие экспрессивные средства, в том числе тропы и фигуры речи восходят к особенностям построения высказывания в эмоционально окрашенной речи.

Экспрессивность представляет собой именно такую лингвистическую категорию, которая реализуется в первую очередь в языке и речи. Экспрессивность проникает во все сферы деятельности человек. Она является совокупностью признаков языковой и речевой единиц, а также целого текста. Благодаря им говорящий или пишущий выражает свое (субъективное) отношение к содержанию или адресату речи. Взаимодействуя с рациональным, логическим, экспрессивно окрашенные лексические единицы вносят в утвержденные правила элементы новых изобразительно-выразительных средств. Экспрессивность текста художественной литературы — категория многоплановая. Специфика языка художественного текста состоит в особой организации различных языковых средств. Как известно, природа художественного текста двойственна: он одновременно есть форма существования языка и произведение искусства. Она изначально присуща ему и определяется сущностью искусства — не только выражать то или иное содержание, но, главное, отражать чувства и переживания человека, взывать к чувствам человека, пробуждать в нем эмоциональную реакцию на сообщаемое — любовь и ненависть, радость и огорчение, гордость и стыд и т.д., т.е. сопереживать.

Человек получает из различных произведений художественной литературы огромный процент знаний об окружающем мире, о жизни. Он впитывает в себя огромное количество эмоций, передаваемых автором данного произведения. В отличие от музыки или живописи, ориентированных практически полностью на оказание эмоционального и эстетического воздействия путем непосредственного влияния на органы слуха и зрения, художественная литература в подавляющем большинстве случаев оказывает это воздействие через сообщение определенной информации. В художественном тексте любое сообщение становится фактом искусства, причем мир в художественном тексте отражается, весьма специфически: то, что предстает в тексте как реальность, есть на самом деле плод воображения писателя, созданный им конструкт. Существенной стороной художественного текста являются стилистические приемы. Поэтому основная функция стиля художественной речи — это путем использования языковых и специфических стилистических средств способствовать соответственно замыслу автора произведения и его более глубокому раскрытию перед читателем внутренних причин условий существования, развития или отмирания того или иного факта этой действительности.

«Экспрессивные синтаксические конструкции являются средством выражения не только лингвистической категории экспрессивности, но и ключевых текстовых категорий. К примеру, в художественных произведениях это может быть выражено с помощью такого средства как знаки препинания» [5,189].

Экспрессивные синтаксические конструкции помогают читателю заглянуть в самые сокровенные уголки человеческой души и заставляет задуматься о некоторых аспектах действительности, чтобы придать тексту большую яркость и выразительность.

Таким образом, теперь можно сделать вывод о том, что мы сталкиваемся, с неоднозначным определением понятия экспрессивности в словарях, справочниках и прочей лингвистической литературе. На протяжении всей статьи мною рассмотрено большое количество различных, но в тоже время взаимосвязанных терминов и понятий, определяющих такое многообразное явление как экспрессивный синтаксис. Кроме всего, было рассмотрено мнения разных ученых лингвистов по поводу понятия экспрессивности. В художественном произведении автор передаёт тончайшие оттенки смысла не только словами или синтаксически, но и с помощью пунктуации, которая тоже выполняет немаловажную роль. Однако не только пунктуацию можно с полным основанием назвать одним из ярких средств усиления выразительности текста, но и экспрессивные синтаксические конструкции.

Список литературы

  1. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. На материале английского языка: уч. пособие. / О. В. Александрова. – Либроком, 2009. – 216 с.
  2. Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису: Э.М. Береговская. – М.: Рохос, 2004. – 180 с.
  3. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса: уч. пособие. / В.В. Виноградов. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 174 с.
  4. Маслова, В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста [Текст] / В.А. Маслова. – Минск, 1997.
  5. Нурхамитов М. Р. Пунктуация как эффективное средство экспрессивности художественного произведения / М. Р. Нурхамитов // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (8). — С. 188–190
  6. Хасанова Н.Ф. Категория экспрессивности и ее соотношение с категориями интенсивности, эмоциональности, эмотивности и образности/ Н.Ф.Хасанова//Научные исследования и разработки молодых ученых,- 2015, - №6, - С.105 - 108