ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

№69-1,

Экономические науки

В статье рассмотрена предпринимательская деятельность в сфере туризма, начиная от практики ведения данной деятельности в 19 веке и до современности. Раскрыта классификация предпринимательской деятельности в туризме. Выделены основные субъекты хозяйствования в пределах туристского рынка, раскрыты их основные функции.

Похожие материалы

На современном этапе развития экономики и общества предпринимательская деятельность является неотъемлемой составляющей большинства бизнес-структур. Туристская сфера исключением не является, вплоть до признания ее экономическим феноменом столетия.

Предпринимательская деятельность — «это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (Гражданский Кодекс Российской Федерации)» [1, с. 57].

В туристкой сфере, предпринимательская деятельность получила начало ровно тогда, когда в первой половине 19 века, в Англии, Томас Кук стал создавать и развивать свои конторы, вовлекая большие массы людей в нечто новаторское в разрезе развлечений и познавательной составляющей. Томас Кук заключал договоры с управлением железных дорог на предмет поставки пассажиров на взаимовыгодной основе, которая заключалась в получении им скидок на передвижение данными путями.

В дальнейшем конторы Томаса Кука были открыты в Париже, Италии и других городах. С течением времени спектр деятельности Томаса Кука расширился, здесь уже был вовлечен речной и морской транспорт, а цель путешествий вышла за пределы выставок и знакомства с достопримечательностями других стран.

На современном этапе, в Российской Федерации туристская деятельность, опираясь на законодательную базу, относится к предпринимательской деятельности, которая регулируется гражданским кодексом и другими нормативно-правовыми документами. Осуществляется она в индивидуальной (единое лицо (физическое), которое имеет все необходимые документы, подтверждающие регистрацию его как ИП (индивидуального предпринимателя)) и коллективной (юридической лицо, зарегистрированное как туристское предприятие, целью организации которого является ведение совместной предпринимательской деятельности двумя и более лицами) организационных формах.

Подчеркнем, что при регистрации юридического лица важным является момент выбора вида деятельности, в плане осуществления коммерческой и некоммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность имеет цель получение определенной выгоды от осуществления каких-то видов работ, связанных с туризмом. В свою очередь некоммерческая подразумевает обратное.

Рассматривая предпринимательскую деятельность в разрезе туристского рынка выделим двух важных субъектов хозяйствования:

  • туристического оператора, который занимается формированием туристического продукта и производством с дальнейшим продвижением к потребителю либо напрямую, либо посредством посредника (туристического агента);
  • туристического агента, который реализует сформированные туристическим оператором турпродукты конечному потребителю или в резких случаях фирмам-перекупщикам. Кроме данной возложенной на туристического агента крайне трудоемкой функции он выполняет еще функции по страхованию и консульскому обслуживанию [3].

Исходя из этого несколько субъективно деятельность туристического оператора можно отнести к производственному предпринимательству, а в свою очередь деятельность туристического агента к коммерческому предпринимательству.

Важное место на туристическом рынке занимают контрагенты. К ним относятся все те предприятия, которые приводят в жизнь, или же реализуют туристический продукт в его наполнении. К таковым относятся отели, рестораны, экскурсионные бюро и другие сопутствующие туризму предприятия.

Кроме обозначенной классификации туристического предпринимательства, с точки зрения регистрации на индивидуальной и коллективной основе, туристическое предпринимательство можно классифицировать как классическое и инновационное [2, 3].

Классическое туристическое предпринимательство подразумевает максимальное использование туристских ресурсов, опираясь на действующее законодательство Российской Федерации. Предпринимательская деятельность в туризме основанная на классическом осуществлении деятельности, по своей сути является наиболее предсказуемой, однако низко конкурентной.

Инновационная предпринимательская деятельность в туризме, является менее устойчивой, однако при определенных затратах, результативная часть является наиболее конкурентоспособной. Данный вид предпринимательской деятельности связан с инновационной детальностью в туризме, которая в свою очередь основана на создании новых туристических услуг с использованием как классической ресурсной базы, так и за счет новых ввезенных. Основной сложностью при ведении данного вида предпринимательства в туризме, является, что инновационная деятельность является крайне динамичной и требует постоянного обновления, а это в свою очередь серьезные инвестиции и риск.

Предпринимательская деятельность в туризме, в не зависимости от ее вида и направления является важным и неотъемлемым элементов эффективного существования и развития туризма в целом.

Список литературы

  1. Гаврилова С. В., Томская А. Г., Дмитриев А. В. Организация туристского и гостиничного бизнеса. – М. : ЕАОИ, 2011. – 358 с.
  2. Столяренко А. В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия // Бизнес информ. – 2013. – № 1. – С. 235-238.
  3. Столяренко А. В. Классификационные факторы санаторно-курортного комплекса: теоретический подход // ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2011. – № 28. – С. 170-174.