МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

№73-1,

Экономические науки

В данной статье рассматривается значение муниципальных финансов в трансформационной экономике. Приводятся основные определения, изучается проблематика муниципальных финансов и возможные пути их решения, значение муниципалитетов в переходной экономике, а также место гражданского общества в вопросах становления государственной экономики в процессе трансформации.

Похожие материалы

Рассуждения об экономических категориях имели место на протяжении долгой истории человечества и неизвестно, сколько еще этапов развития предстоит пройти людям, чтобы также существенно увеличить свою область знания о мире. Именно поэтому трансформационные процессы в различных науках, в том числе в и экономике, имеют основополагающее значение.

Под трансформационной экономикой понимается целая совокупность преобразований и усовершенствований экономической деятельности, которая стимулирует развитие общества в целом. Отечественные экономисты в своих монографиях в той или иной мере затрагивали тематику переходного состояния экономики, описывая фундаментальные процессы трансформации знаний и подходов. Переходная экономика — особая области изучения, которая характеризует готовность общества изменяться. Различие в интенсивности и качестве трансформации говорит о развитии страны, эффективности государственной политики, уровне взаимодействия аппарата управления и людей, именно поэтому актуальность изучения трансформационной экономики трудно переоценить. Российский прогрессивный ум всегда был устремлен к многоуровневому пониманию мироустройства. Эта черта объясняет современные достижения и открытия в экономической науки и уровень знания по данной теме. В России несоизмеримый вклад в исследования переходного состояния экономики внесли такие ученые как А.С. Булатов, С.В. Вобленко, И.В. Насонова, Е.И. Гридина, В. Радаев, А. Бузгалин. Иностранные экономисты так же занимались изучением данного вопроса, наиболее известными стали Джеффри Сакс и Милтон Фридман.

Одна из проблематик изучения переходной экономики состоит в неустойчивости последней, то есть для объективного анализа необходимо выделить такую экономическую категорию, которая в некотором смысле характеризуется статичностью. Муниципальные финансы, их организация и управление в переходном состоянии экономики становятся локомотивом взаимодействия между населением и государством. [3]

Понятие «муниципальные финансы» достаточно хорошо изучено, имеется целый ряд определений и формулировок, которые дают точное определение. Муниципальные финансы являются социальной основой государства, эквивалентом экономических отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления, целью которых является разрешение вопросов о формировании, использовании финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей и обеспечения жизнедеятельности населения [3]. Видоизменение составных частей целой структуры экономических взаимоотношений во время переходного этапа стимулирует идентификацию несовершенств системы и помогает найти наиболее оптимальный способ решения, поэтому муниципальное управление, находящееся в процессе трансформации, способно находить оптимальные концепции бюджетного законодательства с целью увеличения эффективности и производительности. Положение муниципальных образований страны выявляет корректность экономической политики государства или наоборот коллапс структуры. Муниципальные финансы, их распределение и состояние в первую очередь характеризуют эффективность использования человеческого капитала и производственных ресурсов. При помощи статистических исследований можно более полно изучить данный вопрос, ссылаясь на конкретные значения. Рассмотрим пример РФ и местных муниципальных образований. Наибольший удельный вес в общем объёме муниципальных образований РФ занимают сельские поселения — 82%, муниципальные районы — 8%, городские поселения — 7%, городские округа — 2%, внутригородские муниципальные образования — 1%. У каждого муниципального образования существует собственный бюджет (местный бюджет). Его средства — один из самых важных источников финансирования местных потребностей, развития территориальной инфраструктуры. Согласно ст. 15 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. [3]. Из данного положения можно сделать вывод о том, что Россия все еще находится в процессе статики, не наблюдается рост городского поселения, сельские образования занимают львиную долю, но несмотря на огромный разрыв в цифрах межбюджетные отношения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России и муниципальных органов в отношении регулирования бюджетных отношений, организации и реализации бюджетного процесса должны быть слаженными и рационализированными, учитывающими потребности каждого отдельно взятого муниципального образования. В случае достижения полного взаимопонимания всех механизмов структуры при распределении, формировании и использовании денежных фондов население будет отвечать лояльностью к государственным органам, что значительно упростит переходный процесс, поможет избежать кризисные ситуации. Трансформационная экономика требует от общества и государства гармонии и полного взаимопонимания, в обратном случае можно наблюдать противоречия, ведущие к сокращению объемам производства, снижению темпов роста экономики аграрный кризис, высокую дефицитность государственных бюджетов, высокий налоговый прессинг населения и предпринимательства. [4] Муниципальные финансы в данном вопросе играют чуть ли не первостепенную роль, ведь именно они являются связующим звеном между государством и населением, ведь основными статьями расхода местного бюджета являются: образование, ЖКХ, здравоохранение, спорт, культура, СМИ и социальная политика. [3]

Неотъемлемой частью изучения муниципальных финансов в переходной экономике является определение проблем и путей их решения. Исследователи трансформационной экономики изучают структуру изменения в рамках определенного периода, характеризуют определенный этап. В данном случае стоит обратить внимание не на какое-то произошедшее явление, а конкретную экономическую категорию. Первой проблемой является зависимость муниципальных образований от вышестоящих органов государственной власти. Это означает то, что долговые обязательства местных бюджетов увеличиваются, эффективность бюджетов уменьшается, в целом, регистрируется значительный дисбаланс между различными муниципалитетами, что приводит к низкой самостоятельности последних. [3]. Существует ряд мер, которые способны привести к решению проблемы. Во-первых, расширение бюджетных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований в установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от отдельных налоговых и неналоговых доходов. [2] Это позволит ранжировать деятельность субъектов страны, освобождая от формальной бюрократической клоаки. Во-вторых, предоставление бюджетных кредитов из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также Федеральным казначейством из федерального бюджета (ст. 93.6 БК). Данный путь способствует финансированию субъектов с целью удовлетворения потребностей населения и обеспечения жизнедеятельности. В-третьих, отмена федеральных льгот по местным налогам в целях повышения доходов местных бюджетов. В-четвертых, изменение законодательства о местном самоуправлении в части совершенствования перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ [1]. Перераспределение полномочий создает возможность субъектам федерации использовать широкие возможности по определению компетенции муниципальных образований.

Другая проблема характеризуется несовершенством мониторинга деятельности муниципальных образований. Это приводит к тому, что муниципальный аппарат управления совершает те или иные ошибки, приводящие к кризисной ситуации в регионе. Свободная и ничем не ограниченная деятельность субъектов страны в переходной экономике может приводить к трансформационный спаду, которые характеризуется высоким уровнем безработицы и народными конфликтами на почве социального неравенства. Но и для этой проблемы существует ряд решений, ключевым из которых является усиление контроля и дисциплины, введение дополнительной отчетности в сфере государственного управления и в секторе показателей планов хозяйственной деятельности. Федеральные власти должны предпринимать попытки вести детальный контроль за деятельностью муниципальных образований и распределением денежных фондов с целью обеспечения достойного уровня жизни граждан страны и достижения практических задач.

Таким образом, подводя итоги, стоит выделить некоторые рекомендации, положительно влияющих на ход экономической трансформации. Для полноценного и всестороннего развития как обособленного структурного образования муниципалитет должен устойчиво развиваться. Это значит, что государство и население в совместном режиме должны создавать условия, способствующие адекватному и рациональному распределению муниципальных финансов. Гражданское общество в период переходной экономике должно активизировать свои ресурсы и стимулировать государственный рост. Оценка экономической эффективности политики страны, общественный и открытый мониторинг деятельности вышестоящих органов, доступное взаимодействие между различными ветвями власти — все то, что способно поддержать экономику страны. Общественное участие должно быть определено как право граждан на получение актуальной информации, участие в процессе принятия важных государственных решений. Общественное участие представляет собой процесс взаимодействия лиц, принимающих решение, и заинтересованных сторон с целью получения взаимной выгоды. [14] Должны приниматься муниципальные программы, включающие общественное участие граждан в бюджетном процессе, которое способно повысить прозрачность финансовых и управленческих манипуляций государственных органов, а также стимулировать граждан повышать собственную экономическую грамотность. Только при помощи совместной деятельности государственного аппарата и граждан страны экономика в трансформационный период способна нести положительный характер.

Список литературы

  1. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601.
  2. О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ: ред. от 03 февр. 2015 г.
  3. Морунова Г. В Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 153 с.
  4. Введение в экономическую теорию. Макроэкономика / С. В. Мокичев, В. В. Малаев, С. Н. Котенкова. - 2011. - 130