ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СВЕТСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА

№73-1,

Политология

Статья посвящена анализу сущности светского государства и современным проблемам, возникающим во взаимоотношениях государства и религии. Автор выделил существенные признаки, функции и задачи современного светского государства в контексте взаимоотношений с религией в целом, и религиозными организациями в частности, и сделал обоснованные выводы по рассматриваемой проблеме.

Похожие материалы

Светское государство — это такая организация государства, которая обуславливает такой его режим, при котором религиозные объединения не являются частью механизма осуществления государственной власти, религиозные нормы не включены в правовую систему, государственные органы взаимодействуют с религиозными объединениями только в установленных законодательством сферах при условия правового равенства всех конфессий.

С учетом представленного определения можно выделить следующие ключевые признаки светского государства [1]:

  • отделение от государства религиозных объединений, государство не возлагает исполнение функций государственных органов власти на религиозные объединения;
  • нормативное закрепление равенства всех религиозных объединений перед законом, никакое религиозное объединение не пользуется со стороны государства никакими преимуществами;
  • недопустимость установления общеобязательной или официальной религии;
  • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии и религиозных убеждений.

Остальные признаки, так или иначе, происходят из вышеназванных характеристик. Это сохранение светского характера образования в государственных и муниципальных образований, невмешательство государства в религиозное самоопределение граждан, запрет возлагать на религиозные объединения функции государственных органов власти, запрет государственным и муниципальным служащим использовать своё служебное положение в интересах религиозных бъединений, отказ в приёме на работу по религиозным мотивам, гарантии прав граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой по религиозным мотивам.

Религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не принимают участие в деятельности политических партий, при этом это вовсе не означает, что представители религиозных объединений лишаются общегражданских прав. Они могут участвовать в выборах и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но не от религиозных объединений и не как представители соответствующей церкви [2].

Функции светского государства, то есть основные направления деятельности государства как светского, можно обозначить так, как это предлагает профессор Е.В. Охотский:

  1. законодательная функция –формирует правовое пространство деятельности религиозных объединений, общества и государства, юридически гарантирует свободу совести и вероисповедания, устанавливает правовой статус религиозных объединений в стране и закрепляет принципы их взаимоотношений с властями различного уровня и различных ветвей;
  2. охранительная функция –охраняет законную деятельность религиозных объединений и исполнение законодательства о свободе совести и вероисповедании: каждый вправе, в соответствии с конституционным законодательством светского государства свободно (индивидуально или совместно с другими) исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;
  3. регулирующая функция –регулирует государственно-церковные отношения, устанавливает правовой статус религиозных объединений (организаций и групп), регистрирует религиозные организации, регулирует процесс реализации вероисповедной политики, проведение некоторых религиозных обрядов и церемоний, благотворительных мероприятий и др.;
  4. стимулирующая функция проявляется в оказании финансовой, материальной и иной помощи религиозным объединениям, в предоставлении им налоговых льгот, а также разного рода субсидий, содействие в преподавании общеобразовательных дисциплин в религиозных образовательных учреждениях;
  5. социальная функция — реализация мер по обеспечению взаимодействия государства в лице государственных органов разного уровня с религиозными организациями с целью улучшения социального уровня жизни граждан, так как первоочередная задача любого государства –обеспечение условий жизни, соответствующих международным стандартам. В данном случае речь идет о совместных действиях в области материнства, детства, борьбы с алкоголизмом и наркоманией, другими аморальными и противоправными проявлениями;
  6. запрещающая функция –законодательством запрещено создание и деятельность религиозных объединений, цели или деятельность которых направлены на разжигание религиозной розни, на подрыв безопасности государства, на пропаганду войны, на принуждение к разрушению семьи, на нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан и др. Запрещается воспрепятствовать проведению богослужений и религиозных обрядов в культовых зданиях. Номенклатура наказаний достаточно широка –штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы;
  7. воспитательная функция: способствует интеллектуальной, эмоционально-психологической и нравственной консолидации общества. В том числе путем нравственного воспитания подрастающего поколения, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, беженцев; укрепления семейно-брачного института; защиты института тайны исповеди; объявления религиозных праздников нерабочими днями; противодействия нравственному развращению, алкоголизации общества, распространению наркомании, проституции, тунеядства, преступности [3].

Задачи светского государства просты в теоретическом осмыслении и достаточно трудны в своей практической реализации. Успех может быть обеспечен при наличии, по крайней мере, нескольких условий –четкой и строгой правовой базы регулирования государственно-церковных отношений, плодотворное сотрудничество государственных институтов с религиозными организациями и участие (в конституционно-правовых рамках) религиозных организаций в общественной и культурно-образовательной жизни граждан.

Соответственно, основные задачи светского государства могут быть

сформулированы следующим образом:

  • защита культурно- цивилизационной идентичности народа;
  • повышение престижности духовно-нравственных ценностей в личностных и семейных отношениях, в воспитании и образовании граждан;
  • поддержка созидательной деятельности религиозных конфессий, направленной на улучшение социально-культурного и духовно-нравственного уровня населения.

Светское государство при реализации своих задач, как правило, сталкивается с немалыми трудностями, основные из них можно представить следующим образом: поставленные задачи должны быть реализованы так, чтобы в процессе их выполнения в политике государства не произошло крена ни в сторону атеизма, ни в сторону клерикализма. Дело в том, что до сих пор встречается восприятие светского государства как государства атеистического.

Светское государство и церковь должны быть взаимно нейтральны, причем этот нейтралитет носит позитивный характер: государство идеологически нейтрально, ни одну из религий не считает государственной, не ведет атеистической пропаганды.

В современном мире отношения государства и религии на основе разделения сфер деятельности не являются уникальными, скорее наоборот, практически не осталось государств, где бы принципы светскости не являлись основой государственного устройства. Теократические государства, в которых власть всецело принадлежала духовенству, существовали в средние и более древние века. Сегодня теократическим государством в полном смысле можно назвать, пожалуй, лишь Ватикан. Элементы теократического устройства демонстрируют Иран, Саудовская Аравия и другие арабские монархии, в которых ислам играет определяющую роль по широкому спектру общественной жизни населения, включая политику, системы судебной власти, образования и т. д. И даже в этих странах в последнее время усиливаются тенденции укрепления светских принципов государственного управления.

В настоящее время в мире существует более пяти тысяч религий и различных направленийи 195 государств, более половины которых -светские. Светский характер для многих считается основополагающим и непременным принципом функционирования и развития современного демократического государства[4].

Понимание важности принципа светскости государства приходит не сразу, а только лишь с глубинным осознанием дуалистической сущности религии и реальных перспектив развития государства по пути демократических преобразований. Это означает, что, с одной стороны, религия является сильным объединяющим фактором: люди интегрируются в общности для отправления культа или же просто относят себя к последователям той или иной религии с целью своей социальной и национальной самоидентификации.

Многообразие современных светских государств определяется различиями в содержании и понимании светскости самого государства, обусловленными особенностями, прежде всего, правового, социально-политического и культурного развития конкретных государств. Существующие сегодня в мире разнообразные виды светских государств являются результатом длительных и сложных социальных процессов, на которые оказывали и продолжают оказывать значительное влияние конкретные исторические, культурные, социально-политические и иные особенности развития каждого общества. А в последние десятилетия к ним добавились международные процессы глобального характера, которые могут иметь различное влияние на внутригосударственные процессы.

Российская Федерация в ряду светских государств занимает особое место исходя из того, что в стране с многонациональным и поликонфессиональным народом светскость не дань моде, а обязательное условие мирного и комфортного сосуществования граждан.

Светский характер государственного устройства нашей страны закреплен в ст. 14 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

На деле светскость означает, что между государством и религиями установлены особые отношения, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом. При этом представители конфессий в лице религиозных объединений не выполняют функции государственных органов, особенно контрольных, надзорных, политических, и не вмешиваются в их деятельность. Они не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политикой.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной, социальной, национальной или иной розни, на насильственное изменение конституционного строя, в том числе светского его устройства. Не допускается деятельность не зарегистрированных в установленном законом порядке религиозных объединений.

Государство по отношению к религиям и их представителям также берет на себя ряд ограничений. В частности, не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, если в этой деятельности не усматривается нарушение законодательства. Особенно это касается вопросов догматики — веками сформированные религиозные доктрины не могут быть предметом регулирования госорганов. Государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии. Никто не может подвергаться дискриминации по религиозному признаку. Каждый вправе определять для себя ту веру, которую считает приемлемой или необходимой. Ни под каким предлогом и ни в какой форме не допускается принуждение к исповедованию той или иной религии. Государство не вмешивается в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, если детям при этом не угрожает опасность, не ущемляются их права и ограничивается ответственность. Система образования в целом строится на принципе светскости. Все это закреплено соответствующими нормами Конституции, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» [5], иными законами.

Тем не менее религиозный фактор в общественной жизни, в том числе в политике, влияет, иногда существенно, на развитие государства. Несмотря на то что в дискуссии о феномене религии участвовало множество светлых умов человечества, научный мир и теологи не пришли к однозначному и целостному его пониманию. Разнообразие подходов свидетельствует о субъективности данного понятия и его общественной значимости.

Роль и значение религии в общественных отношениях в целом позитивны. Нравственные, мировоззренческие основы многих религий формировали значительную часть морали и духовности общества. Современные светские законы принимались под влиянием многих религиозных предписаний, развитых и адаптированных к современным условиям. Так, законодательство Российской Федерации содержит в себе нормы, которые по существу отвечают ключевым принципам и установкам религий. Например, коранический завет «Нет принуждения в религии» (сура 2 аят 257) в трансформированной форме охватывается содержанием нормы Конституции: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (статья 28). Христианский принцип «Не убий!» в более категоричной форме выражен в следующей норме Конституции: «Каждый имеет право на жизнь» (статья 20).

Тем не менее религия в одном случае может объединять, в другом, наоборот, разъединять индивидов, группы людей, различные общества и даже государства. В этом заключается ее интегрирующе-дезинтегрирующая функция. К примеру, общечеловеческие принципы гуманизма, которые присущи всем религиям, способствуют интеграции их представителей, а имеющиеся у них различия в понимании сущности божества, наоборот, дезинтегрируют.

Потенциал религиозных организаций в деле сохранения в обществе духовности, высокой морали, веротерпимости, братских отношений между людьми различных национальностей, укреплении чувства патриотизма у верующих по отношению к своей Родине очень высок, это общепризнано. Сегодня сотрудничество государства и религиозных организаций в нашей стране ведется практически по всем важным социальным направлениям: культура, помощь обездоленным, благотворительность, поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем [6]. Именно сэтой целью религиозные конфессии заключают соответствующие договоры с государственными и общественными структурами. Объем и разнообразие видов социально значимой совместной деятельности государственных и религиозных организаций достаточно велики. Это и создание домов для престарелых, благотворительных столовых, приютов для бездомных, центров реабилитации подростков, бывших заключенных и наркоманов; курсы по изучению культурной традиции, пропаганда нравственного образа жизни, обучение сестер милосердия и многое другое.

Тем важнее сегодня направить общие усилия государственных, муниципальных органов власти и религиозных организаций в единое, конструктивное русло, выработать такие формы сотрудничества, которые объединяли бы, а не противопоставляли духовенство и светскую интеллигенцию, верующих и общество в целом.

Нельзя, конечно, не учитывать, что отношение к некоторым понятиям и жизненным проблемам не может быть одинаковым у государства, опирающегося на Конституцию, и у религиозных организаций, опирающихся на религиозные учения. Если Конституция предусматривает плюрализм и приоритет прав человека, то религиозные организации имеют достаточно строгие идейные рамки, и то, что выходит за эти рамки, воспринимается ими как грех, которому верующий человек должен противостоять. Поэтому иногда возникают разногласия между представителями религиозных организаций и светского общества по тем или иным вопросам. В этих случаях необходимы поиски общего, которые не возможны без взаимодействия, конструктивного диалога. Огульная критика, высказывание претензий в подобных вопросах бесперспективны и бесполезны. Тем более, что экстремистские силы стараются использовать подобные противоречия для сталкивания сторон, дискредитации их в глазах друг друга, ослабления объединенных усилий против псевдорелигиозной идеологии. Роль религиозных лидеров, духовенства и богословов,сегодня состоит в немалой степени в том, чтобы сочетать реалии современной жизни с религиозным учением, сближать одно с другим, использовать возможности свободного развития в контакте с обществом и государством, с наукой и образованием.

Случается, что некоторые представители отдельных религий проявляют негативное отношение к светской культуре, образованию, искусству и другим нерелигиозным составляющим культуры вообще, хотя отказ от данных институтов светского общества фактически означал бы отказ от многих направлений высшего образования, профессионального и творческого роста и много другого, без чего немыслим инновационный путь развития нашей республики и государства в целом.

Весьма важно, что с помощью норм религиозного права, морали и догм могут регулироваться как отдельные поведения верующих, так и целые процессы в обществе. Иногда этой функцией религии пользуются субъекты радикальной, экстремистской и иной деструктивной деятельности, легитимируя отдельные антиобщественные поведения, якобы в интересах определенной религии, ее догматики. Религия во многом субъективна, что дает возможность для манипулирования общественным сознанием, поэтому деструктивные лидеры, по-своему трактуя религиозные положения, способствуют, по меньшей мере, дезинтеграции людей, а иногда — межконфессиональной вражде и розни.

Таким образом, можно сделать некоторые обобщающие выводы. Светское государство на сегодня остается логичным вариантом развития демократического современного поликонфессионального государства, в котором соблюдаются права человека на свободу совести и вероисповедания не только на бумаге, но и в реальной жизни. При этом религиозные объединения не вмешиваются в государственное управление, в политическую жизнь страны, однако и их деятельность подчинена закону. Граждане светского государства вправе быть приверженцами любой конфессии или вообще не исповедовать никакой религии. Система образования в таком государстве остается светской, это касается как преподавания различных дисциплин, так и внешнего вида учащихся и учителей. Полноценное функционирование светского государства обеспечивается реализацией всех без исключения его функций, так как все они взаимосвязаны друг с другом.

В современном быстроменяющемся мире, охваченном различными процессами глобализации и регионализации, светское государство есть не дань моде, а обязательное условие комфортного существования поликонфессионального общества и плодотворного сотрудничества государства и религиозных объединений, преследующих одну общую цель — создание лучших условий жизни своим гражданам, а также поддержания достойного, высокого (социально и нравственно) уровня жизни.

Список литературы

  1. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права. -2009. -N 12 (156). С. 130 -131.
  2. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М., 2012. С. 226.
  3. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс. М., 2012. С. 57.
  4. Понкин И.В. Современное светское государство: конструктивная светскость. конституционно-правовое исследование. М., 2012. С.11
  5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»//Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
  6. ПутинВ.В. выступление на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и участниками архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва. Кремль. 1 февраля 2013 г. –URL: http:// http://kremlin.ru/news/17409.