АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕТОДИК И ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

№73-1,

Экономические науки

В данной статье рассматривается анализ действующих методик и практики проведения оценки эффективности управления муниципальными финансами. Приводятся основные определения, изучается проблематика муниципальных финансов и возможные пути их решения.

Похожие материалы

На cегoдняшний день, финанcoвoе cocтoяние и экoнoмика cтраны являются одними из самых актуальных вoпрoсoв, поскольку сегодня страна переживает глобальный экономический кризис, который дестабилизировал многие вопросы, которые касаются муниципальных финансов. Но прежде чем делать анализ, нам стоит обратиться к понятийному аппарату.

В первую очередь стоит сказать, что муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования. Муниципальные финансы формируют денежные фонды, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти; распределяют и используют эти фонды между отраслями народного хозяйства. Муниципальные финансы играют важную роль в распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 22 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. [3, 49 с.]

Далее стоит упомянуть, что эффективность управления — это сложная экономическая категория, отражающая степень реализации целей организации при условии оптимального использования имеющихся средств и возможностей управляющей и управляемой систем.

В основе методики лежит ничто иное как система индикаторов, которые отражают отдельные факторы качества управления финансами муниципальных образований.

Обратим внимание на то, что оценка финансового состояния муниципальных учреждений — новейшее направление анализа, ставшее актуальным в последнее время, которая заключается в разработке, основанной на анализе изменений нормативно — правовых актов, этапов развития организации муниципальных финансов. Анализ этапов и стадий организации муниципальных финансов показывает, что основной задачей в обозримом будущем является созданиe нормативно — правовых основ участия граждан в бюджетном процессе.

Целью межбюджетных отношений является формирование изначальных условий для достижения сбалансированности бюджетов на всех уровнях, учитывая реализуемые ими задачи и функции, при соблюдении государством минимальных социальных стандартов, отталкиваясь от существующего налогового потенциала. [3, 41 с.]

На сегодняшний день единого методологического подхода к определению и исчислению показателей эффективности не существует, именно это и привело к тому, что к настоящему времени разработаны отдельные модели или системы показателей. Существует множество методик, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Анализируя исполнение местных бюджетов муниципальных образований за 2008–2016 годы, следует сделать вывод, что за последнее десятилетие уровень сбалансированности возрос. Объем расходов местных бюджетов по решению вопросов местного значения и выполнению полномочий по указанным вопросам по объему увеличился, однако относительно ВВП сократился на 0,85%. Объем доходов местных бюджетов также возрос, но в ВВП сокращение составило 2%. Объем расходов местных бюджетов по решению вопросов местного значения и выполнению полномочий по указанным вопросам составил 2 205 806 млн рублей на 2015 год. Объем доходов местных бюджетов 2 198 034 млн рублей. Баланс по фактическим доходам и расходам на решение вопросов местного значения и выполнение полномочий по указанным вопросам 6220 млн рублей. Объем расходов местных бюджетов по решению вопросов местного значения и выполнению полномочий по указанным вопросам за 2008 г. (1 108 577 млн рублей), приведенный к условиям 2015 г. 2 147 068 млн рублей. Баланс по фактическим доходам и проиндексированным расходам местных бюджетов, с учетом передачи полномочий в 2015 г. (доходы –расходы), сократился на 516 859 млн руб. [5, статистические данные с сайта Минфин]

Рассмотрим также монокритериальный подход, который предусматривает оптимизацию одного из параметров эффективности. При поликритериальному подходе оптимизируют несколько параметров эффективности. Некоторые параметры могут быть на допустимом уровне, а другие должны следовать к предельным значениям максимума или минимума. Поликритериальный подход реализуется через расчет адаптивного и мультипликативного критериев.

Исследуя оценку эффективности управления А.П. Сочивець выделяет три основных подхода к его осуществлению: фрагментарный, характеризующийся ситуативностью, селективный — локальностью и комплексный — оценка производится по совокупности отдельных элементов системы управления. [4, 32 с.]

По целевому подходу эффективность управления определяется ее способностью достигать поставленной цели. Данный подход четко ориентирован на перспективу, требует формирования цели развития, определение необходимых путей и ресурсов их достижения. Суть системного подхода состоит в том, что объект оценки рассматривается как целостная система. Управление им тем эффективнее, чем качественней подобраны элементы системы и скоординированные действия. Такой подход практически означает принятие за основу стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели ограничивается требованиями другой цели.

Разумеется, и в вопросе финансов есть свои проблемы, а именно это проблемы организации муниципальных финансов в современной России, которые мы рассмотрим далее. Для муниципального уровня задачи построения сбалансированных бюджетов усложняются тем, что около 80% муниципальных образований имеют высокую зависимость (как отмечено выше) от межбюджетных трансфертов (МБТ). В структуре долговых обязательств муниципалитетов преобладают кредиты 58,5%, на втором месте бюджетные кредиты — 27,4%, что свидетельствует о высокой долговой зависимости от коммерческих банков.

Таким образом, мы приходим к тому, что критериями выбора конкретных методов и средств финансового влияния должна быть их способность обеспечить рациональное решение стратегических проблем экономического и социального развития, а также формирование прогрессивных пропорций общественного воспроизводства; поддерживать стабильную социальную защищенность граждан, и открывать простор для инициативы и предприимчивости каждому субъекту экономики.

Для достижения этих целей необходимо решить такие задачи как: оценить влияние законодательных инициатив; проанализировать бюджетные полномочия субъектов РФ по поддержке муниципальных образований; оценить состояние муниципальных финансов, а также оценить межбюджетные отношения в субъектах РФ.

Следует сказать, что проводится определённая политики по преодолению проблем развития муниципаных бюджетов в РФ. В 2016 г. для того чтобы нейтрализовать кризис, начали реализовываться такие мероприятия как: предоставление права правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности с 15 до 7,5% (ФЗ № 232-ФЗ от 13.07.2015); возможность законами субъектов РФ устанавливать ставки по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. В отдельных случаях допускается установление налоговой ставки в размере 0% (ст. 346.20 НК РФ); предоставление права субъектам РФ в период 01.01.2015 до 01.01.2018 устанавливать ставку по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в размере 0% для налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах (№ 477-ФЗ от 29.12.2014 г.); установление патентной системы налогообложения для самозанятых граждан, а также формирование региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований на очередной финансовый год и последующие годы.

Таким образом, на базе проведённого выше анализа действующих методик и практики проведения оценки эффективности управления муниципальными финансами следует сделать вывод о том, что нет оснований рассчитывать на качественное изменение экономической конъюнктуры в ближайшее время.

Если говорить о путях решения данной проблемы, то для того чтобы стабилизировать финансовую систему и экономику в целом сегодня является необходимым: обеспечить максимальную сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по увеличению налогооблагаемой базы; стабилизировать валютный курс рубля. Одним из самых простых методов распределения средств федеральной финансовой помощи регионам считается доходное выравнивание. В зависимости от дифференциации по регионам среднедушевых налоговых доходов доходное выравнивание подразумевает предоставление ресурсов. Базируется это выравнивание на учете отклонения скорректированных прогнозных или отчетных доходов муниципалитета от определенного уровня. Другой метод распределения средств основывается на расходно-доходном выравнивании. Поэтому следует учитывать потребность муниципалитета в осуществлении бюджетных расходов, проблемой в данном случае становится определение расходных потребностей местных органов власти. Достаточно несложным способом можно назвать выравнивание, учитывающее численность населения и его половозрастную структуру, а также выравнивание величины прожиточного минимума или на основе различий между регионами по стоимости стандартной потребительской корзины.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ. №145-ФЗ, от 31.07.98.
  2. Приложение к приказу комитета финансов Ленинградской области от 27 ноября 2013 года N 18-02/01-20-159 (с изменениями на 13 мая 2016 года).
  3. Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г. В. Морунова. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 153 с.
  4. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы теория и практика в России и зарубежных странах. - М.: Издательство: высшее образование, 2008.
  5. Официальный сайт Министерства финансов РФ / https://www.minfin.ru