ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

№73-1,

Психологические науки

Память имеет очень большое значение в учебной деятельности студента. Благодаря памяти студент способен запоминать, сохранять и воспроизводить учебный материал, а также с легкостью его забывать. Работа памяти зависит не только от работы всего организма, но и от гендерных различий.

Похожие материалы

Высокий жизненный ритм и постоянное увеличение требований к высшему образованию требуют от студента мобильности и гибкости. Но при этом, с приходом информационных технологий, современные студенты стали хуже усваивать информацию, отмечается снижение концентрации и способности воспринимать информационное сообщение целостно [3].

Мы заинтересовались, в чем же причина. Но прежде определим основные понятия.

Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими (от греч. память). Мнемическая деятельность — деятельность по запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Это сложное свойство психики, в основе которого лежат бесчисленные процессы, происходящие в мозге ‒ память.

Памятью называют способность накапливать, хранить и воспроизводить в сознании пережитый опыт, а также саму совокупность сохраненных в сознании впечатлений [6].

Гендерные различия ‒ это совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин [2]. В своих работах, Г. Гейманс [4] утверждает, что женщины обладают лучшей памятью, но только в отношении того, что у них вызывает эмоциональный отклик или интерес. Именно поэтому у женщин возникает трудность в запоминании математических формул, чертежей, исторических дат и т. д. Интересен тот факт, который описали Н. М. Гнедова и С. М. Елинова [5], что процесс запоминание материала в присутствии противоположного пола, гораздо выше, чем в присутствии своего пола.

Нас заинтересовало, наблюдается ли гендерные отличия кратковременной памяти в студенческом возрасте. Студенческий возраст — «это период профессионального самоопределения и развития личности…» [1].

Кратковременная память представляет собой способность сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме [7].

Совместно со студентами 2 курса факультета экономики и управления, мы провели исследование по изучению кратковременной памяти у студентов 2 курса ВолгГТУ. В исследовании приняли участие 62 студента, из них ‑ 30 юношей и 32 девушки.

Исследование включало в себя два этапа. Первый этап подготовительный: испытуемым зачитывалась инструкция для понимания хода работы. Второй этап это непосредственно проведение исследования. Содержание второго этапа было представлено следующей работой: студентам предъявлялся стимульный материал в виде геометрических фигур в количестве 10 элементов. Время запечатления составляло 1,5 минуты. После предъявления материала, фигуры регистрировались испытуемыми в специальных бланках с учётом порядка предъявления.

В обработке подсчитывалось количество правильно воспроизведенных элементов. Полученные данные исследования переводились в проценты. То есть число правильных ответов делилось на количество представленных элементов и умножалось на 100. Результаты анализа представлены ниже на Рис. 1 и 2.

Результаты исследования кратковременной памяти у юношей
Рисунок 1. Результаты исследования кратковременной памяти у юношей
Результаты исследования кратковременной памяти у девушек
Рисунок 2. Результаты исследования кратковременной памяти у девушек

Нормативы исследования представляются разбросом процентных соотношений в определенном диапазоне:

  1. % — высокий показатель;
  2. % — средний показатель;
  3. % — низкий показатель.

Полученные результаты представлены на Рис. 3.

Сравнительная статистика ответов юношей и девушек
Рисунок 3. Сравнительная статистика ответов юношей и девушек

Как видно из рис. 3 различия незначительны.

Однако, мы попробуем обосновать причины данных результатов.

Первая причина заключается в том, что девушки-студентки изначально были предрасположены к кратковременному запоминанию, т.е. им было интереснее участвовать в этом эксперименте, чем юношам. Об этом свидетельствует то, что девушки больше задавали вопросов об исследовании и конечном результате. Отсюда и более высокие показатели. Вторая причина, это мастерское умение девушек запоминать. В пример можно привести то, что для лучшего запоминания они использовали мнемотехнику путем проговаривания названий геометрических фигур или ассоциаций. Юноши здесь оказались менее оригинальны.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что кратковременное запоминание девушек незначительно, но выше, чем у юношей.

Список литературы

  1. Абраменко, Е.В. Дидактические игры как средство развития патриотического сознания у студентов / Е.В. Абраменко // Известия ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 15 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - № 2 (129). - C. 67-69.
  2. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  3. Босов Д. В. Современный студент как «массовый человек» // Высшее образование в России. 2009. №4. С. 120-122.
  4. Гейманс Г. Психология женщины. — СПб.: издательство О. Богдановой, 1911. — 248 с.
  5. Еникеев м. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.
  6. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  7. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.