К ПРОБЛЕМЕ ИЗНОСА УЗЛОВ ТРЕНИЯ ПОЖАРНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

№73-1,

Технические науки

Промышленный прогресс заставляет общество наращивать количество используемой техники, а также повышать её мощность. Поэтому всё острее встаёт проблема износа деталей машин. В статье описаны существующие методы борьбы с износом узлов терния деталей машин.

Похожие материалы

Важным научным направлением в настоящее время остается работа по повышению уровня технического оснащения сил и средств, применяемых при ликвидации чрезвычайных ситуаций и при тушении пожаров.

В современном машиностроении к факторам, определяющим во многих случаях работоспособность и долговечность машин, можно отнести правильное применение масел и смазок. В условиях повышенных нагрузок и интенсивного использования машин резко повышаются требования к смазочным материалам, в результате чего многими учеными — трибологами развивается научное направление, связанное с теорией смазочного действия. Эта теория становится более актуальной для режимов граничного трения. В связи с этим необходимо на качественно новом уровне продолжить изучение механизмов и закономерностей механического и физико-химического действия смазочных материалов различного состава при различных условиях трения. Улучшение триботехнических характеристик смазочных материалов возможно за счет применения присадок.

Следует сказать, что вопросы, связанные с износом узлов трения являются важнейшими в данной проблематике. Каждая новая ступень в развитии машин и механизмов связана с изучением явлений, происходящих в местах контакта деталей, с учетом прочностных характеристик поверхностей. Для снижения износа необходимо решить задачу создания теории сопротивления изнашиванию материалов. Решение этой задачи необходимо для обоснованного применения конструкционных материалов и технологических средств по снижению недопустимых процессов изнашивания.

Промышленный прогресс заставляет общество наращивать количество используемой техники, а также повышать её мощность. Поэтому всё острее встаёт проблема износа деталей машин. Что касается пожарной автомобильной техники, то данная проблема также является актуальной. Пожарные автомобили подвержены повышенным нагрузкам, работая нередко по 24 часа в сутки.

Износ поверхностей трения является постепенным процессом, в результате которого происходит изменение размеров деталей вследствие процесса трения за счет отделения с поверхностей трения материала, а также за счет возможной остаточной деформации. Другими словами износ — это результат изнашивания деталей или результат работы трения. Износ поверхностей трения деталей машин сопровождается различными физическими и химическими процессами под влиянием различных внешних факторов. Как известно, изнашивание может зависеть не только от материала и качества трущихся поверхностей, но и от характера и скорости их взаимного перемещения, а также от характера контакта пары трения, величины действующей нагрузки, вида трения.

Наиболее эффективным методом снижения износа является повышение твердости поверхностей трения и улучшение качества механической обработки этих поверхностей. Следует упомянуть и о необходимости тщательной герметизации всех уплотнительных устройств при проведении ремонтов. Немало важным фактором, определяющим степень износа поверхностей, являются проводимые мероприятия по очистке топлива и смазочных материалов от присутствующих в данных средах механических примесей. Из перечисленных методов борьбы с износом наиболее значимым является качество применяемых смазочных материалов. Качественный смазочный материал способен резко снизить интенсивность изнашивания в паре трения. Доказано, что применение высокоэффективных смазочных материалов может привести к снижению сил трения до десятков раз, а также снизить износ поверхностей трения до сотен раз.

Эффективность применения смазочной системы определяет не только ее конструктивная проработка, но и качество применяемых смазочных материалов. В современной технической литературе отсутствуют рекомендации по дозировке и длительности подачи смазочных материалов в конкретные узлы трения механизмов и машин. Перспективным направлением по борьбе с износом может стать перевод узлов трения деталей машин в режим избирательного переноса. Для этого необходимо создавать новые смазочные материалы и системы, которые смогли бы обеспечить автоматическое регулирование параметров работы системы в зависимости от режима работы машины Другими словами необходимо разрабатывать адаптированные смазочные системы. Эти мероприятия позволят предупреждать возможный износ трущихся деталей машин и снижать возможные потери при трении.

В современных условиях технический уровень машин во многом зависит от организации смазывания узлов трения. В качественных смазочных материалах и системах смазывания в большей степени нуждается станкостроение, автомобильная и тяжелая промышленность. Выпуск смазочных масел должен сопровождаться повышением их эффективности. А это в свою очередь требует проведения научно-исследовательских работ в области трибологии.

Для повышения технической составляющей и качества самих машин, их экономичности и надежности необходимо решить проблему смазывания. При проектировании новых машин и повышении качества эксплуатации существующих необходимо учитывать явления износа. Из литературы известно, что потери материальных средств от трения и износа составляют около 5% национальных доходов стран. Также интересен и тот факт, что на преодоление сил трения машинами и механизмами расходуется во всем мире до 25% вырабатываемой за год энергии. Нередки случаи, когда затраты на ремонт и запасные части автомобильной техники в несколько раз превышают затраты на изготовление новой.

Решение этой важной и актуальной задачи становится возможной на базе научно-обоснованных решений. Управление трением, обоснованный выбор материалов при конструировании узлов трения деталей машин, рациональное конструирование узлов трения и деталей машин позволят качественно увеличить эксплуатационный срок машин, а также повысить эффективность их работы.

Список литературы

  1. Зарубин В.П., Киселев В.В., Пучков П.В., Топоров А.В. Улучшение экс-плуатационных характеристик автотранспортной техники за счет примене-ния высокоэффективных присадок. – Известия Московского государственно-го технического университета МАМИ. – 2014. – Т. 3. – № 1 (19). – С. 56-62.
  2. Зарубин В.П., Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В., Мельников А.А. Перспективы применения нанопорошков силикатов в смазочных материалах, используемых в пожарной технике. – Пожаровзрывобезопасность. – 2013. – Т. 22. – № 5. – С. 65-70.
  3. Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Повышение надёжности пожар-ной техники применением модернизированных смазочных материалов науч-ные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2010. – № 3. – С. 24-28.
  4. Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Перспективы применения магни-то-жидкостных устройств в пожарной и аварийно-спасательной технике. – Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2010. – № 2. – С. 63-64.
  5. Пучков П.В., Топоров А.В., Киселев В.В. Разработка конструкции трибо-логически безопасного резьбового соединения. – Вестник Ивановского госу-дарственного энергетического университета. – 2012. – № 1. – С. 28-31.