ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ НОВАЦИИ И ИННОВАЦИИ

№73-1,

Экономические науки

Менеджмент инноваций является частью стратегического планирования фирмы, а также может выступать основой конкурентной стратегии на рынке. В статье рассмотрены ключевые аспекты и сущность терминов новация и инновация, определена роль инновационного менеджмента в организации.

Похожие материалы

Инновационный менеджмент представляет собой процесс управления нововведениями на основании существующих в организации функций и принципов.

Инновационный менеджмент — вид научно-технической, социально-экономической, предпринимательской деятельности, направленной на достижение целей организации на основе эффективной организации инновационных процессов [1].

Таким образом, задачей инновационной деятельности предприятия является создание системы адаптации к постоянно изменяющимся факторам внешней среды в целях обеспечения эффективного функционирования в долгосрочной перспективе.

Функции инновационного менеджмента аналогичны функциям менеджмента в целом:

  1. планирование;
  2. маркетинг;
  3. организация;
  4. контроль;
  5. анализ эффективности инновационной деятельности [5].

Однако понятия «инновация» и «новация» различны.

Новация (новшество) — новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования (метод, изобретение, новое явление) [6].

Новация характеризуется новизной, поэтому к новшествам относят результаты творческой деятельности, оформленные в форме бизнес-идей, содержащих новые способы решения возникающих проблем.

К источникам новации относят:

  1. процесс накопления научно-технической информации;
  2. систематизацию и обобщение общественных проблем, являющихся ориентиром для внедрения новой техники и технологии, обеспечивающих рыночный успех.

Критерии новации:

  1. продажа по более низкой цене;
  2. улучшенный товар при прежней или средней рыночной цене;
  3. товар дифференцирован по различным потребительским группам;
  4. уникальный товар или услуга [6].

Инновация (нововведение) — процесс внедрения новой техники и технологии в целях повышения производительности труда (экономия издержек), улучшения качества продукции и расширения ассортимента, а также создание новых продуктов на рынке, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятия в целом [4].

Сущность инновации раскрывается в нескольких аспектах:

  1. инновация отождествляется с нововведением, новшеством;
  2. инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством;
  3. инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога [1].

Таким образом, новацию можно считать инновацией лишь при соблюдении двух условий:

  1. новшество должно быть принято данным потребителем;
  2. новшество должно обладать признаком новизны для данного потребителя.

Период времени от создания новации до ее воплощения в инновации — инновационный лаг.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин [3].

  1. По распространенности:
    • единичные;
    • диффузные.
  2. По месту в производственном цикле:
    • сырьевые;
    • обеспечивающие (связывающие);
    • продуктовые.
  3. По преемственности:
    • замещающие;
    • отменяющие;
    • возвратные;
    • открывающие;
    • ретровведения.
  4. По охвату ожидаемой доли рынка:
    • локальные;
    • системные;
    • стратегические.
  5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
    • радикальные;
    • комбинаторные;
    • совершенствующие.

По направленности результатов инновации делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов (применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов).

Процессные инновации делятся на технологические — новые технологии производства продукции; организационно-управленческие — новые методы организации производства, новые организационные структуры управления и социальные — улучшение условий труда [3].

Инновационный процесс в организации включает этапы:

  1. подготовительный (осуществляется подготовка организации к внедрению инновационного процесса: продолжительность и содержание этого этапа зависит от отрасли и специфики деятельности фирмы);
  2. основной (осуществляется собственно процесс внедрения инноваций на технологическом и производственном уровнях);
  3. заключительный (включает в себя аппробацию инновации, мониторинг ее эффективности и дальнейшую модернизацию) [7].

На подготовительном этапе организация сталкивается с множеством трудностей, например:

  • поиск финансовых ресурсов;
  • оценка готовности организации для внедрения инновации;
  • анализ участка производственного процесса, подлежащего модернизации, а также объема работ на других участках, которые необходимы для проведения модернизации;
  • подготовка сотрудников к внедрению инновации.

Экономическая теория различает следующие типы инноваций:

  1. товарная инновация — введение нового продукта;
  2. технологическая инновация — введение нового метода производства;
  3. рыночная инновация — создание нового рынка товаров или услуг;
  4. маркетинговая инновация — освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;
  5. управленческая инновация — реорганизация структуры управления [2].

Необходимость инновационной деятельности обусловлена:

  1. усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса;
  2. определяющей ролью науки в разработке и внедрении новой техники;
  3. необходимостью повышения технического уровня производства;
  4. увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;
  5. быстрым моральным износом техники и технологий [5].

Экономический эффект от инновационной деятельности выражается в приросте прибыли, объемов реализации продукции; снижении себестоимости, экономии ресурсов и др.

Список литературы

  1. Агарков, С. А., Кузнецова, Е. С., Грязнова, М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика – [Электронный ресурс] // URL: https://monographies.ru/en/book/section?id=3766 (дата обращения: 27.10.17).
  2. Балакина, Ю. Ю. Теоретические аспекты инновационной деятельности и пути внедрения инноваций в организации – [Электронный ресурс] // URL: http://uecs.ru/index.php?Option=com_flexicontent&view=items&id=4187 (дата обращения: 23.10.17).
  3. Иванов, В.А. Сущность, классификация инноваций и их специфика в аграрном секторе – [Электронный ресурс] // URL :http://koet.syktsu.ru/vestnik/2007/2007-1/3.htm (дата обращения: 27.10.17).
  4. Коваженков, М.А. Инновации и специфика их финансирования в условиях современной российской экономики / М.А. Коваженков, А.С. Осадчев // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 5. - C. 146-150. – [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29311818 (дата обращения: 30.10.17).
  5. Коваженков, М.А. Маркетинговое управление инновациями в современных экономических условиях / М.А. Коваженков // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 6. - C. 38-45. – [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23504713 (дата обращения: 30.10.17).
  6. Понятие новации и инновации – [Электронный ресурс] // URL:http://www.adload.ru/page/eco_03-0414_852.htm (дата обращения: 27.10.17).
  7. Сергеенков, Д., Пономарева Г. Т. Внедрение инноваций в организации: начальный этап // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 278-280. – [Электронный ресурс] // URL:https://moluch.ru/archive/141/39832/ (дата обращения: 23.10.17).