РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТОВ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА УРОВНЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

№73-1,

Социологические науки

В данной статье рассматривается проблема формирования и реализации на региональном уровне государственной молодежной политики, реализация которой направления на решение социокультурных вопросов вовлечения молодежи в общественные инициативы и государственные проекты, позволяющие адаптировать поведенческие, мотивационные составляющие деятельности молодого человека к потребностям государства и общества, избежать конфликтов и противоречий. Исследование показало, что региональный уровень разработки и реализации молодежной политики показывает наиболее корректные, действительные задачи и результаты реализации, учитывающие особенности территориального развития и его приоритеты.

Похожие материалы

На протяжении долгого времени деятельность по контролю за молодежной политикой в Российской Федерации передавались из рук в руки, создавались и упразднялись многочисленные комитеты, департаменты. Отсутствие четко выработанной стратегии молодежной политики, недостатки нормативно-правовой базы привели к сложившейся истории молодежной политики.

В настоящее время государственная политика получила возможность развиваться благодаря «Стратегии развития молодёжи на период до 2025 года», утвержденной решением правительства от 29 ноября 2014 года №2403-р. На сегодняшний день структура органов управления государственной молодежной политики распределена следующим образом: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство образования и науки Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ в области молодёжной политики, органы местного самоуправления в области молодёжной политики.

Федеральным органом исполнительной власти в сфере молодёжной политики является Министерство образования и науки Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет контроль деятельности подведомственных организаций:

  1. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
  2. Федерального агентства по делам молодежи.

В отсутствии внятной законодательной дифференциации полномочий выстраивания вертикали государственного управления, между федерацией и субъектами РФ в молодежной политике, необходимость регионов проявить инициативу в этой сфере очевидна. Следствием этого является множество особенностей в ходе формирования региональной молодежной политики. Органы управления молодёжной политикой в субъектах Российской Федерации до нашего времени не имеют чёткой структуры и единообразного статуса. Сегодня в регионах России вопросы молодежной политики решают ведомства различного статуса (отделы, управления, комитеты, департаменты, министерства). Значительное влияние на сложившуюся ситуацию оказывает постоянное преобразование федерального органа управления молодежной политики.

В администрациях фактически всех субъектов Российской Федерации существуют региональные органы управления молодёжной политикой. Во многих муниципальных образованиях есть отделы и структуры, выполняющие функции по работе с молодёжью, руководствующиеся федеральными, региональными и местными нормативно-правовыми актами в сфере молодёжной политики.

В Волгоградской области региональным органом управления молодежной политики, является Комитет молодежной политики Волгоградской области, реформирование которого связано с констатацией нецелесообразности его функционирования как самостоятельного органа власти и грядущее объединение с Комитетом образования и науки региона является этому подтверждением. Еще одной причиной такого слияния является перенос всех полномочий и ресурсов по реализации приоритетных государственных программ на муниципальный уровень исполнительной власти

Тем не менее в настоящее время комитет еще действует и осуществляет полномочия, такие как: разработка и реализация региональных программ по работе с молодежью, обеспечивает научно-методическую поддержку молодежной политики, ведет учет областных организаций, осуществляющих работу с детьми, содействует установлению межрегиональных и международных связей в сфере молодежной политики, формирует и ведет областной реестр молодежных и детских общественных организаций, оказывает поддержку молодежи в сферах здравоохранения, предпринимательской деятельности, профессионального самоопределения, осуществляет иные полномочия в сфере молодежной политики в соответствии с действующим законодательством.

Комитет молодежной политики Волгоградской области координирует деятельность Молодежной администрации Волгоградской области, оказывает поддержку Молодежному парламенту Волгоградской области. Комитет молодежной политики Волгоградской области не имеет территориальных органов и представительств (представителей). Так как на федеральном уровне неясно прописаны разграничения полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в области молодёжной политики, необходимо конкретизировать список задач для каждого ведомства в регионах.

Система местного самоуправления по организации работы с молодёжью определена в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131 — ФЗ в редакции от 02.06.2016 и в «Методических рекомендациях по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью» Министерства образования и науки от 30 мая 2006г. В данных документах определены важнейшие основы реализации государственной молодёжной политики органами местного самоуправления, в том числе и нормативно-правовая основа: нормативные акты; основные понятия, касающиеся государственной молодёжной политики; цели, задачи, основные направления мероприятий по работе с детьми и молодёжью.

Отечественный исследователь, И.М. Ильинский, в своих работах указывает о принципиально новом открытии молодежи, главным в котором является установление точки зрения на молодежь, как на наиболее ценный для нынешнего общества период жизни человека, в котором он более чем когда-либо открыт новому, не зациклен на старом, активно стремится к самоутверждению и самореализации. Молодежь — это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических подходов, максимально работоспособен1.

Важно относиться к молодежи как к субъекту молодежной политики, с неограниченным творческим потенциалом, огромной работоспособностью и стремлением к самореализации. Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Основной целью молодежной политики в области является повышение уровня социальной защищенности и социального развития молодежи путем создания экономических, политических, правовых условий и гарантий для более полной самореализации молодежи в обществе. Именно поэтому необходимо всячески задействовать молодежь в развитии и реализации государственной молодежной политики.

Уровень развития молодежной политики в регионе во многом определяется наличием нормативно-правовой базы и инфраструктуры государственных специализированных молодежных учреждений, деятельностью молодежных общественных организаций и объединений. Вопросы формирования стратегии и тактики государственной молодежной политики во многом осуществляются региональными властями. Поэтому особенностью развития молодежной политики в России является то, что регионы значительно опережают федеральные власти в разработке стратегии этого направления социальной политики, как в формировании нормативно-правовой базы, так и в создании инфраструктуры отрасли.

Список литературы

  1. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика // Философия. История. Теория / И.М. Ильинский. - М.: Голос. 2001
  2. Царихин. В.А. Право: Современные тенденции: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014г) / В.А. Царихин – Уфа: Лето. 2014. – 134c.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Приказ Росмолодёжи от 13.05.2016 №167 «Об утверждении методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику»