ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ» КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№73-1,

Педагогические науки

В данной статье речь идет о воспитательном потенциале домашних заданий по истории, используемых в работе преподавателями кафедры истории, культуры и социологии ВолгГТУ.

Похожие материалы

Важнейшим элементом обучения и воспитания студентов в вузе является самостоятельная работа (СРС), во время которой преподаватель организует и направляет познавательную деятельность. Однако СРС при правильной организации выполняет и воспитательную функцию, она формирует не только навыки самостоятельности, но и характер, упорство в достижении поставленной цели. Кроме того, СРС по истории может расширить представление студентов о культурно-историческом пространстве родного края, страны, о духовно-нравственных ценностях своего народа.

В связи с уменьшением аудиторных часов на изучение гуманитарных предметов, в частности, историю, повышается значение самостоятельной работы студентов, возникает потребность в разнообразии ее форм. Обычно СРС разделяют на две части: одна организуется преподавателем (ОргСРС), а другую студент организует без непосредственного контроля со стороны преподавателя [2]. На кафедре истории, культуры и социологии ВолгГТУ активно используется один из видов СРС — специальные домашние задания, которые предполагают углубление и расширение знаний студентов. «Домашние задания» по истории являются дополнительным видом самостоятельной работы студентов, которые они должны подготовить не к семинарам, а к лекционным занятиям. Домашние задания выполняются по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Каждое задание содержит вопросы, соответствующие изучаемой теме и требующие достаточно точных ответов. Данные задания подготавливают студента к лекционному материалу и дают возможность проявить творчество. Они развивают умение поиска источников информации, отбора нужной информации в одном или нескольких источниках, учат ориентации в отобранных источниках.

Для каждой лекции разработаны в соответствии с темами различные виды домашних заданий, предполагающих формирование у студентов позитивных ценностных ориентаций, воспитание патриотизма. Общей рекомендацией является условие выполнять все задания письменно.

Задания предполагают использование различных источников, в процессе творческого поиска студентам приходится иногда переработать достаточно большое количество информации, что в некоторых случаях рождает глубокий интерес и решение выполнять исследовательскую работу по проблеме.

В домашних заданиях проблемные вопросы сочетаются с описательными и творческими. Так, требованием одного из заданий является составление в тетради таблицы, которая должна содержать сопоставительный анализ процессов формирования в раннем средневековье древнерусского и европейских государств. Вторая тема курса, охватывающая средневековый период русской истории до XVII века, дает возможность связать исторические события с культурными процессами. Студенты отвечают, например, на следующие вопросы: Какие церкви древнерусского периода (IX–XVII вв.) поставлены в честь важных исторических событий? Каких именно? Требуется описать не менее пяти памятников и дополнить описание иллюстрацией.

Задание № 4 носит краеведческий характер, нацелено на изучение родного края, заставляет студентов целенаправленно вести поиск важных фактов из истории города. Задание включает сразу несколько вопросов, и их выполнение дает панорамную картину первых веков существования Царицына. В частности, студенты должны дать ответы на следующие вопросы: Какой из русских самодержцев и когда издал указ об основании Царицына? Почему именно в данном месте заложен город? Кто из исторических деятелей считается основателем города? Существуют ли в Волгограде памятные места, монументы и памятники, увековечивающие события XV–XVII веков или деятелей того периода (назвать памятник и указать, где находится)? Какие значимые исторические события произошли на территории нашего региона в период XV–XVII веков?

Потребность в задании № 5 была вызвана скромными познаниями студентов истории Отечественной войны 1812 г., выявленными в ходе обсуждения этой темы в предыдущие годы. Зачастую школьные педагоги уделяют больше внимания изучению истории Великой Отечественной войны, а события и персоналии Отечественной войны 1812 г. незаметно отодвигаются на второй план. В связи с этим было предложено студентам составить краткие письменные портреты выдающихся деятелей партизанского движения и портреты героев русской армии Отечественной войны 1812 г. с описанием их подвигов. На первый взгляд несложное задание ставит целью познакомить студентов с разными сторонами войны 1812 года, не менее героическими, чем события 1941–1945 гг.

Второй вопрос задания № 5 требует уже не описания событий и героев, а размышления, анализа и сопоставления фактов: Почему в 1812 г. отсталая крепостническая Россия смогла победить передовую буржуазную Францию? Студент должен привести несколько аргументов. Анализ ответов и обсуждение этого задания продолжается на семинаре.

Задание № 6 является творческим и ставит цель — знакомство с культурно-историческим пространством города: студентам предлагается посетить концерт симфонического оркестра г. Волгограда и на примере двух-трех произведений, исполняемых на данном концерте, написать сообщение на тему: Каким образом творчество русских композиторов, чьи произведения вы услышали, было связано с исторической эпохой, в которую они жили? Какой вклад в мировую культуру внесло творчество этих композиторов? В качестве альтернативы студенты могут посетить музей изобразительных искусств и написать эссе.

Одно из заданий творческого характера посвящено теме Великой Отечественной войны. Студенты должны подготовить презентации на тему: «Культурные, исторические, архитектурные объекты, связанные с Великой Отечественной войной, на территории района, в котором вы живете». Задание предполагает знание роли этих объектов во время войны, заочное знакомство с героями, именами которых названы улицы и которым поставлены памятники. Такие задания в сочетании с использованием информационных технологий способствуют социально-мировоззренческому развитию студентов, формированию их ценностно-ориентационных установок [1, с. 122].

Таким образом, использование специальных домашних заданий в качестве подготовки к лекции повышает интерес студентов к работе, устанавливает связь с различными историко-культурными объектами города, позволяет визуализировать учебный материал и тем самым активизировать образовательный и воспитательный процесс. Возможность проявить свои творческие способности, ощущение самостоятельности усиливают потребность в получении знаний, создают актуальный настрой на учение.

Список литературы

  1. Ситникова О.И., Соловьева А.В. Электронные презентации как вид домашнего задания // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий (ИНФО-2013) : матер. Х междунар. науч.-практ. конф., г. Сочи, 1–10 окт. 2013 г. / МИЭМ НИУ ВШЭ [и др.]. М., 2013. C. 121–122.
  2. Щербакова Е. В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 139–141. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/84/