БЕНЧМАРКИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

№73-1,

Экономические науки

В данной статье отражена необходимость применения процесса бенчмаркинга для развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. Здесь же приведен опыт зарубежных стран в сравнении с Российской практикой, рассмотрены источники информации для проведения бенчмаркинга муниципальных образований. В заключении представлены предложения и рекомендации, которые могут применяться при разработке целевых региональных, муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

Похожие материалы

Актуальность применения бенчмаркинга среди руководителей коммерческих фирм, управляющих общественного сектора или государственных служащих различных стран мира обусловлена необходимостью использования новой технологии процесса управления. В ходу осуществления бенчмаркинга происходит поиск предприятий, которые отличаются наибольшими показателями эффективности и их опыт применяется для предприятий — аналогов с целью повышения их показателей для достижения большей конкурентоспособности. Здесь же происходит обучение методам работы, и осуществляется практика их применения. В процессе бенчмаркинга производится анализ деятельности лучших организаций с целью поиска ответа на вопросы: что? как? почему? делают лидеры для полного удовлетворения потребительского рынка.

Итак, бенчмаркинг — это процесс анализа и последующего синтеза сильных сторон деятельности сторонних организаций (причем, могут анализироваться организации различных видов деятельности) с целью сравнения черт собственной организации с ними для последующего повышения производительности и эффективности деятельности.

Необходимость применения технологии бенчмаркинга заключается не только в повышенном внимании к результативности деятельности фирмы/предприятия, но и во внимании к организационным процессам, порядок которых является основополагающим для достижения необходимой результативности.

Во многих источниках литературы, которые использовались для написания данной статьи при упоминании о процессе бенчмаркинга речь шла о «стандартизации продукта», то есть о самом результате деятельности. Такой род бенчмаркинга логично рассматривать только при соблюдении следующей цепочки: Входящие ресурсы — процессы — последующие результаты (для бизнеса — продукт) — конечные результаты (для бизнеса — прибыль).

В качестве примера данного бенчмаркинга хотелось бы привести советскую ядерную программу. Если обратиться к истории, то мы вспомним, что с использованием опыта Германии Соединенные Штаты Америки создали атомную бомбу раньше, чем СССР. Несомненно, передаваемые данные по каналам разведки из США в СССР о создании атомного оружия, а именно, о технологических процессах и научных результатах повлекли за собой экономию времени, так как позволяли отбросить в корне неверные варианты осуществления процессов. В результате использовались уже отработанные. Как известно, экономия времени влечет за собой экономию денег и других ресурсов [10].

Выделяют несколько форм бенчмаркинга:

  1. Корпоративный бенчмаркинг. Носит точечный и разовый характер, фокус на одном конкретном проблемном процессе. Цель — поиск оптимального решения;
  2. Расширенный подход к бенчмаркингу. Применяется в рамках цикла стратегического планирования. Цель — реализация задач деятельности;
  3. Бенчмаркинг результативности. Проводится сравнение полученных показателей с внешними эталонами. Цель — оценка деятельности поставщиков государственных услуг при помощи бенчмаркинга.

Бенчмаркинг результативности наиболее целесообразен для оценки качества предоставления государственных услуг. Он подразумевает сравнительный анализ, оценку и передачу управленческих новаций, основанных на изучении системы показателей результативности [9].

Если затрагивать опыт зарубежных стран, то в странах Западной Европы метод бенчмаркинга используют давно и активно в качестве инструмента муниципального управления. Преследуя, в том числе, цель стимулирования деловой активности и развития малого и среднего бизнесов. Хорошим примером служит Германия, в которой бенчмаркинг широко применяется на муниципальном уровне с середины 1990-х годов. Первый проект Германии был выдвинут Фондом Бертельсманна в 1992 году. В рамках данного проекта предполагалось объединение более 150 муниципалитетов. Впоследствии они стали сравнивать эффективность своей деятельности по основным направлениям социальной и экономической политик [12].

До сих пор в РФ для развития малого и среднего предпринимательств метод бенчмаркинга практически не применяется в муниципальных образованиях. Объяснением сложившейся ситуации является недостаточность соответствующей методологической базы. Однако этот метод хорошо себя «проявил» и «зарекомендовал» в различных областях практической хозяйственной деятельности. За последние годы появилось множество исследований и в области регионального бенчмаркинга. Но в то же время в научных и других публикациях практически не рассматриваются вопросы, которые направлены на возможность внедрения и последующего использования бенчмаркинга как инструмента для развития малого и среднего предпринимательств на уровне муниципального образования.

Для достижения цели понимания процесса бенчмаркинга авторы статьи используют метод «цикла».

Итак, первый этап цикла — оценка уровня развития малого и среднего предпринимательств в муниципальном образовании, который проводится, основываясь на муниципальной целевой программе развития и поддержки малых и средних предприятий. В целях бенчмаркинга для анализа текущей ситуации полученная информация может быть использована, если она разрабатывалась не более года назад.

Второй этап заключается в планировании процесса бенчмаркинга, который включает в себя формирование команды по бенчмаркированию, поиск партнеров и разработку программы бенчмаркинга. Программа бенчмаркинга обязана отвечать основным требованиям программно-целевого подхода. То есть, действия и проводимые мероприятия должны соответствовать целям программы, а конечные результаты должны быть закреплены в количественном выражении. Достигнутых результатов должно быть достаточно для осуществления всех поставленных целей и тд. При этом необходимо обеспечить плотное взаимодействие программы бенчмаркинга с другими муниципальными программами. Это способствует достижению сопряженности их задач и целей, а также обеспечивает комплексный подход при разработке программных мероприятий. Следующий подэтап подразумевает необходимость анализа результатов выполнения поставленных задач в предыдущем программе. Важно учитывать возможные проблемы и «быть готовым» к недостаточности ресурсов в процессе осуществления запланированных мероприятий для достижения поставленных целей. Задача этапа — использование оправданных и проверенных методических подходов, улучшение структуры и формы программ, при условии, что основой выступают уже апробированные ранее. Применение вышеупомянутой практики позволит повысить качество реализации программ и подходов.

Третий этап — организация процесса бенчмаркинга. Этот этап подразумевает разработку форм данных, распределение обязанностей по обработке и предварительному сбору данных.

Четвертым этапом выступает процесс сбора данных. В данном процессе выбирают три направления сбора данных. Итак, сбор данных осуществляется из:

  • отчетов сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • докладов о эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления;
  • других источников.

Затем следует пятый и шестой этапы процесса осуществления бенчмаркинга. Данные этапы необходимы для анализа собранных данных и последующей адаптации наиболее практически применимых методик к конкретным условиям того или иного муниципального образования.

Седьмой этап — самый важный и основополагающий. В течение него происходит внедрение прогрессивного опыта, адаптированного к текущим условиям среды. Для этого формируется команда по внедрению такого опыта, разрабатывается и осуществляется соответствующая программа.

После завершения всего цикла требуется повторное проведение оценки уровня развития малого и среднего бизнеса в муниципалитете [5].

Нами были выделены важнейшие источники создания базы данных для внедрения бенчмаркинга. Указ от 28 апреля № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» регламентируют разработку этих докладов [1]. Для исполнения вышеупомянутого документа был определен особый единый методологический подход на всей территории страны Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 года № 1313-р. [2]. Именно эти НПА создают основу для разрешения вопросов и важных задач.

В качестве примера рассмотрим проект Совета муниципальных образований Томской области «Бенчмаркинг в муниципальном управлении», который стартовал в 2010 году. Участники данного проекта — главы 8 сельских районных центров Томской области, получившие возможность научиться технологии сбора и синтеза необходимой информации, освоить проведение сравнительного анализа, внедрить адаптированные технологии лучшего опыта и т.д. В результате проведения совместной трудоемкой работы были выявлены 78 показателей, которые применяются для оценки эффективности «работы» сельских поселений, в том числе и показатели развития малого и среднего предпринимательств. Следом, участники проекта произвели анализ деятельности своих поселений по отобранным показателям, выявили лучший опыт и изучили возможность его практического внедрения, основываясь на механизмах реализации [3].

При сравнении практик использования бенчмаркинга в России и западноевропейских странах, видно, что Россия проигрывает с отставанием примерно в 10 лет. Для перспективного развития этого направления в России, необходимо учесть накопленный опыт зарубежными странами и не допустить тиражирование ошибок на территории РФ. В настоящее время очень важно Российской Федерации прибегнуть к активному использованию бенчмаркинга. Это поможет увеличить предпринимательскую активность и будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательств на муниципальном уровне. Преимущественно эта необходимость связана в нужде роста научной обоснованности контроля и управления малого предпринимательства [6].

Так же мы хотели бы обратить внимание, что хоть бенчмаркинг применяется в Российской практике крайне редко и далеко не повсеместно, однако не только лишь на муниципальном уровне. Далее, мы предлагаем не менее подробно рассмотреть подобный проект внедрения бенчмаркинга. Однако, внедрение его уже на государственном уровне, а именно в систему качества государственных услуг в Ярославской области, проведенный в 2010 году и давший не менее интересные и полезные результаты.

Пробное использование системы бенчмаркинга проводилось по услугам, предоставляемым органами исполнительной власти Ярославской области.

Таблица 1. Проект бенчмаркинга по услугам в Ярославской области

Представитель исполнительной власти России

Оказанная услуга

Оценка по 10 балльной шкале

Стагнация (ее уровень)

1

Департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области

Выдача лицензий на некоторые виды деятельности, которые относятся к ведению органов исполнительной власти субъектов России

6,136

38,64%

2

Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области

Регистрация профессионалов в области ветеринарии, ведущих предпринимательскую деятельность

7

30%

3

Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области

Обеспечение доступа к информации из Реестра имущества, которая находится в собственности Ярославской области

5,833

41,67%

4

Департамент дорожного хозяйства Ярославской области

Отпуск разрешений автомобильным перевозчикам тяжеловесных грузов, маршрут которых лежит частично или полностью по региональным автодорогам

8,5

15%

5

Департамент строительства Ярославской области

Осуществление государственной экспертизы проектной документации

10

0%

Данное тестовое внедрение бенчмаркинга качества услуг проводилось для апробации методологий, которые были созданы в рамках проекта для применения на практике механизмов анкетирования потребителя услуг и осуществления сравнения по услугам-аналогам, предоставляемые другими субъектами Российской Федерации.

Для того, чтобы определить значение критерия бенчмаркинга было проведено исследование, основанное на сравнении показателей Ярославской области с показателями других субъектов РФ. Это было необходимо для поиска наиболее эффективной практики предоставления услуг-аналогов.

Анализ проводился в несколько этапов. Один из этапов представлял собой анализ Приволжского и Центрального федеральных округов. Если в ходе проверки данных регионов не были обнаружены лучшие показатели, то для сравнения использовались иные субъекты РФ. Для оценки результата проведения сравнительного анализа был рассчитан показатель, отражающий уровень стагнации (отставания) по качеству предоставления той или иной услуги по 10-ти балльной шкале, а также в процентах [7].

По завершении данного исследования членами-участниками и его сторонними «зрителями» была дана оценка внедрению бенчмаркинга государственных услуг в Ярославской области как «удачная». Методология, предложенная для проведения такого рода услуг, подтвердилась полученными результатами.

Результаты внедрения данной программы были следующими:

  1. % — это доля граждан по всем видам услуг, которая приняла участие в анкетировании за все время реализации пилотного проекта. Данный показатель является более, чем достаточным для того, чтобы признать проведенный анализ эффективным, руководствуясь степенью удовлетворенности общества качеством предоставленных услуг.
  2. Проведенный анализ помог выявить отсталые по уровню доступности и качеству услуги в Ярославской области, а также он позволил выявить неэффективность сферы услуг в сравнении с другими отраслями.
  3. Так, к примеру, анализ услуги, предоставляемой Департаментом культуры Ярославской области как «оформление охранных обязательств собственника, пользователя объекта культурного наследия (далее — ОКН), охранных договоров на ОКН» показал следующие данные:
    • самый большой срок предоставления данной услуги в Ярославской области составляет 30 дней, в то время, как в Астраханской области — 14 дней;
    • если сравнивать количество документов, необходимых для получения вышеупомянутой слуги в Ярославской области — 7 позиций, а в Приморском крае — 6.

Главное следствие апробации бенчмаркинга государственных услуг в Ярославской области — разработка новых идей и предложений по улучшению распорядка и условий предоставления услуг [4].

Подводя итоги, важно отметить, что попытки использования бенчмаркинга на муниципальном уровне РФ наблюдаются. Однако, как инструмент повышения эффективности деятельности, бенчмаркинг больше распространен в хозяйственной практике единичных предприятий.

По результатам оценки эффективности или неэффективности работы органов местного самоуправления разрабатываются планы мероприятий по увеличению их действенности, применяются правки к целевым муниципальным программам, и отслеживаются достижения значений целевых показателей. Все это направлено на решения проблем, выявленных в ходе анализа хозяйственной деятельности [11].

Список литературы

  1. Указ Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" от 28.04.2008 N 607 (ред. от 04.11.2016)
  2. Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р
  3. Воронина Л.А., Ушнов В.В. Бенчмаркинг как инструмент разработки региональной инновационной стратегии // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №13. - С. 28-32.1.
  4. Головщинский, К. И. Бенчмаркинг качества государственных услуг в Ярославской области: результаты пилотного проекта 2010 года и предложения по его развитию: препринт WP8/2011/10 [Текст] / К. И. Головщинский, И. М. Степанов, Т. В. Филиппова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 32 с. – 150 экз.
  5. Гусева Н. М., Медведев Г. Б. Применение механизмов стратегического управления, контроля и аудита в органах государственной власти (опыт развитых стран Запада) // Контроллинг. 2010. № 2 (35).
  6. Дупленко Н.Г. Механизм выравнивания асимметрии социально-экономического развития региона // European Social Science Journal. – 2012. - № 1. – С. 452-459.
  7. Ермошин А. М. Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки
  8. Морунова Г.В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г. В. Морунова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 153 с.
  9. Московкин В.М., Крымский И.А. Региональный Бенчмаркинг российской инновационной инфраструктуры // Инновации. – 2008. - № 5. - С. 76-83.
  10. Перани Дж., Сирилли С. Бенчмаркинг инновационной деятельности европейских стран // Форсайт. – 2008. - № 1. – С. 4-15.
  11. Растворцева С. Бенчмаркинг инноваций в системе управления региональной эффективностью // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 10. - С. 111-116.
  12. Askim, J., 2004. Benchmarking as a catalyst for innovation in service delivery: Local government benchmarking as a national programme in Norway. Paper delivered at the Annual conference of the European Group of Public Administration (EGPA), 1-4 September 2004, in Ljubljana, Slovenia