СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В ДОУ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№73-1,

Физико-математические науки

В статье подчеркивается необходимость мониторинга качества образования, направленного на выявление степени соответствия результатов деятельности образовательного учреждения современным стандартам и требованиям, обозначены основные позиции, определяющие подходы к разработке системы мониторинга в дошкольном учреждении. Раскрывается алгоритм создания программы мониторинга, требования к мониторинговым процедурам и условия эффективной реализации мониторинга в детском саду, методы мониторинга, значимость итоговой информации -оперативной и стратегической - для принятия управленческих решений. Подчеркивается роль командной работы для комплексной оценки качества образовательных услуг и своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в дошкольном образовательном учреждении...

Похожие материалы

В современных условиях развития системы дошкольного образования к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. Динамично меняющийся социум обязывает их быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать создавшиеся ситуации, адекватно на них реагировать и не менее важно уметь составлять прогноз, отраженный в программе развития учреждения.

Для обоснованного руководства необходимо иметь объективную картину состояния управляемой системы и всех изменений, происходящих в ней, т.к. важно обеспечивать обратные связи между управляющей и управляемой системами (связи функционирования).

Решая задачи сегодняшнего дня, руководство должно четко определять перспективные и оперативные цели, рассчитывать деловые связи и отношения всех участников образовательного процесса — с одной стороны, и имеющиеся внутренние и внешние ресурсы — с другой.

Это представляется возможным при условии правильной организации мониторинга качества образования.

Мониторинг качества образования — систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг. Проводится в целях развития учреждения, выявления результатов его деятельности и определения их соответствия стандартам и требованиям дошкольного образования, позволяет своевременно предотвращать возможные проблемы.

Мониторинг в ДОУ связан с исследовательской и аналитической работой, с выделением проблемных зон, на решение которых должен быть мобилизован весь коллектив и предполагает обязательное составление программы. При создании программы мониторинга в своем учреждении мы применяем следующий алгоритм: — определение и обоснование объектов мониторинга; — нахождение подходящих методов мониторинга объекта; -планирование и осуществление процедуры мониторинга; — анализ, систематизация, структурирование полученных материалов; — оценка и интерпретация данных; — соотнесение с результатами предшествующих мониторингов; — прогнозирование возможных изменений в объекте мониторинга; — принятие управленческих решений.

Поскольку ДОУ представляет собой многоуровневый функциональный организм, то и система мониторинга качества образования в нем динамично функционирует по шести блокам:

  1. Менеджмент и качество управления;
  2. Качество учебного плана, образовательной программы;
  3. Достижения воспитанников. Здоровье и здоровый образ жизни;
  4. Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды; Компетентность педагогов по всем направлениям, включая работу с семьями воспитанников;
  5. Культура образовательного учреждения, психологический климат;
  6. Образовательные ресурсы ДОУ.

По каждому из перечисленных блоков информации составляются технологические карты для сбора информации, ее анализа и принятия управленческого решения. Определяется содержание информации, кто, когда её собирает и где она используется.

Процедура мониторинга качества образования (МКО) в нашем ДОУ обеспечивается:

  • наличием стандартов — норм и требований (исходя из чего ставились цели и с чем будут сравниваться полученные результаты);
  • определенностью критериев оценки качества образовательного процесса и показателей, позволяющих составить целостное представление о его состоянии с точки зрения соответствия стандартам (нормам);
  • порядком сбора данных о качестве образования в ДОУ и научно -педагогической экспертизой;
  • оцениванием результатов принятых мер в соответствии с целями, стандартами, нормами, за которыми следуют управленческие решения.

Мониторинг в ДОУ осуществляется на основе принципов: научности, непрерывности, прогностичности, динамичности, междисциплинарности, гуманизации, коллегиальности, описанными в пособиях по менеджменту и маркетингу.

Важными условиями эффективной реализации мониторинга качества образования в нашем ДОУ являются:

  • компетентность в выделении объектов мониторинга качества, в организации деятельности всех субъектов мониторинга;
  • унифицированность форм предоставления информации по всем возрастным группам;
  • непрерывность, регулярность и своевременность сбора и предоставления информации;
  • оптимальность количества объектов мониторинга;
  • обеспечение быстрой обратной связи.

К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся: наблюдение, изучение продуктов деятельности, документации; тестовые задания в разных формах; контрольно — оценочные занятия; собеседования с педагогами, родителями и детьми; анкетирование; хронометраж режима и др.

Всю информацию, которую важно получить путем мониторинга, можно разделить на оперативную и стратегическую.

Оперативная информация имеет своей целью выявление едва наметившихся отклонений в управляемой системе, например, в образовательном процессе. Это те данные, которые нужны руководителю для оценки работы учреждения за день, неделю, месяц, полугодие.

Стратегическая информация включает данные об итогах года, аттестации кадров, лицензировании и аккредитации всего учреждения, о выполнении программы развития, приказов, инструкций и др.

В нашем дошкольном учреждении деятельность службы МКО обеспечивает пять членов управленческой команды:

  • заведующий ДОУ — общее руководство МКО и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа (сбор информации о заказчиках: родителях, школе, их потребностях и удовлетворённости в услугах ДОУ); кадровое обеспечение и др.;
  • заместитель заведующего по воспитательно — методической работе — педагогический мониторинг (отслеживание соответствия состояния и результатов образовательного процесса ФГТ);
  • заместитель заведующего по административно — хозяйственной работе (мониторинг материально — технического обеспечения образовательного процесса);
  • старшая медсестра — медико — валеологический мониторинг (состояние, положительные и отрицательные тенденции здоровья воспитанников: заболеваемость, физическое развитие, состояние основных функциональных систем и др.; факторы отрицательно влияющие на самочувствие и здоровье детей и др.);
  • педагог — психолог — социально — психологический мониторинг (система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития ребёнка; слежение за системой коллективно — групповых и личностных отношений детского и взрослого сообщества в ДОУ).

Осуществляются и другие виды мониторинга, функционирующие постоянно или прекращающие своё существование после решения задач в учреждении или в какой-то возрастной группе. В связи с этим, численность команды МКО меняется. Так, иногда вводится в службу МКО учитель -логопед, воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, специалист по кадрам и другие педагоги ДОУ. Это позволяет модернизировать структуру управления, сделать её более демократичной.

Такая командная деятельность по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, даёт возможность всем субъектам мониторинга оценить качество образования в дошкольном учреждении с разных точек зрения, провести экспертизу собственной деятельности и деятельности подчинённых, наметить пути коррекции и совершенствования. Кроме того, управление мониторингом и использование мониторинговых данных способствует профессиональному развитию субъектов службы МКО, каждого члена коллектива образовательного учреждения, что находит своё отражение в повышении качества услуг, предоставляемых населению.