ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

№73-1,

Педагогические науки

В статье рассмотрено понятие здорового образа жизни и значимость данного явления для эффективной самореализации личности. Авторами была проанализирована проблема формирования учащимися здорового образа жизни, а также предложены некоторые пути ее преодоления.

Похожие материалы

На современном этапе развития общества к образованию и обучающимся предъявляются различные требования, соответствующие происходящим процессам глобализации и интеграции в мировое сообщество. Эффективность студента определяется по его соответствию требованиям рынка труда и способности отвечать тенденциям инновационной экономики.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы провозглашает, в том числе, ценность непрерывного образования, иначе называемого «образование через всю жизнь» [1]. Значимость подобного явления состоит в необходимости приспосабливаться к положению постоянно меняющегося мира и адаптироваться в условиях инновационной среды.

Для реализации стоящих перед образованием целей необходимо воспитание всесторонне развитой личности. Одной из основ успешной самореализации человека является его образ жизни. Значимость этого явления сложно переоценить. От качества образа жизни зависит эффективность человека как личности: его производительные силы, воплощение творческого потенциала, налаживание продуктивных коммуникативных связей.

Состояние здоровья молодежи является государственной проблемой при любом социально-экономическом и политическом положении, так как именно эта социальная категория детерминирует будущее страны, являясь ее творческим и научным потенциалом. В данное время психическое и физическое здоровье молодежи, а также состояние ее образа жизни находится в критическом состоянии. Объясняется это неблагоприятной экологической обстановкой, высокими показателями заболеваемости и смертности [8]. Исходя из данных фактов, можно утверждать о важности здорового образа жизни, который в свою очередь обеспечит психическое и физическое здоровье молодого поколения, позволив таким образом вести эффективную профессиональную, познавательную, творческую деятельность.

Часто здоровый образ жизни (ЗОЖ) ассоциируют с поддержанием физической формы, правильным питанием или отказом от вредных привычек. Однако в действительности это более сложное понятие, включающее в себя формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые упрочивают и повышают качество резервного потенциала организма [6]. Даутов Ю.Ю. отмечает, что здоровый образ жизни можно представить в виде комплекса трех компонентов: культуры питания, движения, эмоций. При этом он подчеркивает, что улучшение здоровья возможно только при планомерном воздействии на все эти компоненты, так как единичные оздоровительные процедуры не охватывают целостную психосоматическую структуру человека [4].

Кроме профилактических мероприятий понятию здорового образа жизни соответствует что-либо, что положительно влияет на человека и его здоровье. Дудченко З.Ф. в своем исследовании выделяет такое определение ЗОЖ: деятельность, активность человека, осуществляемая в бытовой, социальной, профессиональной среде с целью сохранения здоровья, физического и духовного развития личности [5]. Культура здорового образа жизни оказывает воздействие не только на укрепление физического здоровья человека, но и на его характеристики как личности — успешную социализацию, активный стиль жизни, профессиональную и творческую самореализацию.

Проблема укрепления здоровья и соблюдения здорового образа жизни является, в том числе, проблемой педагогической. Человека необходимо научить прилагать усилия для поиска такого образа жизни, который позволил бы максимально обеспечить сохранность здоровья и душевное равновесие на каждом этапе становления личности. Роль преподавателя заключается не только в передаче этого знания, но и в достижении понимания самим учащимся важности ЗОЖ. Выполнение данной миссии начинается с дошкольного образования и продолжается вплоть до высшей школы.

Миронова Е.В. ставит самопознание в центр поиска здорового образа жизни [7]. По ее мнению, наиболее активно процесс самопознания приходится на период младшего подросткового возраста, когда дети строят свое поведение на основании приобретенных ранее и устоявшихся качеств личности. Именно в этот период они нуждаются в объяснении этих качеств как необходимого условия правильной организации своего поведения. Достигается это путем таких методов как самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Роль педагога на данном этапе будет заключаться в оказании помощи учащимся при формировании аналитического отношения к своим поступкам. Используемыми педагогическими методами могут выступать беседа, анализ поведения персонажа, решение кейс-задач, организация дискуссий или дебатов. Для наглядности данные методы могут сопровождаться аудиовизуальными средствами или практическими упражнениями. В результате у детей сформируются определенные психические, физические и социальные установки, которые послужат фундаментом для формирования здорового образа жизни.

Для учащихся высших учебных заведений картина предстает в несколько ином свете. Студентов можно выделить в отдельную категорию, объединенную определенным возрастом, условиями жизни и труда, психологическими установками и социальными ожиданиями [3]. В связи с участием в едином образовательном процессе у студентов обнаруживаются схожие негативные последствия учебы, связанные с повышенной напряженностью умственной деятельности, большим объемом обрабатываемой и усваиваемой информации, хаотичным распорядком дня. К таким последствиям относятся повышенная утомляемость, недостаток двигательной активности, нарушение режима сна и питания, что приводит к возможному стрессу и увеличению заболеваемости студентов.

Отрицательная динамика состояния здоровья студентов связана с влиянием на них образовательной среды учебного заведения, в котором они систематично проводят длительное время. Современные студенты все чаще используют для учебы различные гаджеты — ноутбуки, компьютеры, смартфоны — как в самом вузе, так и за его пределами. В таком ритме важно чтобы учащиеся соблюдали гигиенические требования при работе с ПК и другими устройствами, чередовали время работы и отдыха, совершали специальные упражнения для снятия напряжения с глаз, в целях профилактики гиподинамии делали больше активных движений. Ответственность за оздоровительные операции несет как сам студент, так и образовательная организация, которая должна формировать образовательный процесс здоровьесберегающим, способствующим выработке здорового образа жизни студентов.

В высших учебных заведениях формирование ЗОЖ обеспечивается или может обеспечиваться следующими способами:

  • включением в образовательный процесс учебных дисциплин «физическая культура», «валеология»; а также специализированных курсов по организации оздоровительной деятельности студентов с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей личности;
  • интеграцией деятельности медицинских, образовательных, культурно-досуговых и правоохранительных органов по формированию образовательной среды, создающей условия для сохранения и улучшения основных компонентов здоровья молодежи и способствующей выработке у них осмысленной, мотивированной потребности в здоровом образе жизни [2];
  • открытием служб психологической помощи студентам;
  • пропаганды ЗОЖ посредством акций, конкурсов, соревнований;
  • открытием санаториев-профилакториев при вузе;
  • проведением тренингов и курсов по обеспечению психического здоровья обучающихся;
  • обеспечением здоровьесберегающих условий в ходе образовательного процесса и т.д.

Образовательный процесс, обеспечивающий организованное становление культуры здорового образа жизни студентов одновременно с выработкой других качеств личности, является основным фактором в приобщении индивида к ЗОЖ.

Список литературы

  1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2765-р от 29 декабря 2014 г. // Собрание законодательства РФ.— 12.01.2015.— № 2.— Ст. 541.
  2. Ганьшина Г.В., Овчаренко В.А. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодежи // Сервис в России и за рубежом. Черкизово, 2008.— № 1(6).— С. 45-50.
  3. Давлетшин Ш.Ш. Образ жизни и здоровье студентов как целевые ориентиры физической культуры // Вестник Башкирского университета. Уфа, 2008.— Т. 13.— № 1.— С. 180-183.
  4. Даутов Ю.Ю., Уракова Т.Ю., Ожева Р.Ш., Хакунов Р.Н., Тхакушинов Р.А. Научные основы здоровья и здорового образа жизни // Новые технологии. Майкоп, 2007.— № 3.— С. 67-69.
  5. Дудченко З.Ф. Проблема понимания здорового образа жизни // Ученые записки СПбГИПСР. СПб., 2006.— Т. 6.— № 1.— С. 52-55.
  6. Казначеев В.П. Этюды интегральной медицины и валеологии. СПб., 1997.— С. 116.
  7. Миронова Е.В. Модель организации самопознания как фактор формирования здорового образа жизни младших подростков // Вестник Северного (Арктического) Федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. Архангельск, 2008.— № 2.— С. 94-97.
  8. Петрова О.В. Психолого-педагогические аспекты формирования культуры здорового образа жизни студентов // Вестник Брянского государственного университета. Брянск, 2013.— № 1.— С. 196-200.