ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА ПРИОБРЕТЕННОГО ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

№73-1,

Юридические науки

В данной статье рассматриваются практические проблемы правоприменения уголовного законодательства по составам предусмотренными статьями 174 и 174.1 УК РФ, а именно о легализации (отмывании) денежных средств и (или) иного имущества приобретенного преступным путем и возможные пути их решения.

Похожие материалы

Легализация (отмывание) денежных средств полученных преступным путем — достаточно новая для Российской уголовно-правовой системы группа преступлений, неизвестная прежнему уголовному закону.

Теоретические разработки проблем, связанных с юридической оценкой легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, представлены в трудах многих авторов. Несмотря на то, что данной проблеме в последние годы уделялось достаточно большое внимание, в работах этих авторов заявленная проблематика не исчерпывается. По-прежнему еще многие вопросы теоретического и законодательного характера вызывают дискуссии. Появилась новая следственно-судебная практика, изменилась правовая база, регулирующая проведение финансовых операций, являющихся частью диспозиции рассматриваемых преступных деяний, что требует научного осмысления. В условиях интенсивно развивающихся общественных отношений меняются не только законодательство и достаточно противоречивая правоприменительная практика в части квалификации рассматриваемых деяний, но и методы, способы преступной деятельности в финансовой сфере.

Учитывая высокий уровень латентности данной категории преступлений, нужно понимать, что реальное количество фактов легализации (отмывания) преступных доходов, безусловно, в несколько раз выше.

На мой взгляд, существуют объективные причины столь низкой результативности применения уголовного законодательства за легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества приобретенного преступным путем. Это, в первую очередь, отсутствие единого мнения у судей при рассмотрении уголовных дел по обвинению лица в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, отсутствие устойчивой следственной и судебной практики по делам, связанных с легализацией преступных доходов и, следовательно, отсутствие единого подхода к расследованию уголовных дел.

Считаю, что данная проблема может быть решена только четким, понятным и всеобъемлющим разъяснением Пленума Верховного суда РФ, которое было бы обязательным для применения всеми участниками судопроизводства при возбуждении, расследовании и рассмотрении уголовных дел данной категории.

Легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, характеризуется повышенной общественной опасностью, так как в первую очередь сопутствует преступлениям, совершенным в составе организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), а также преступлениям коррупционной и террористической направленности. В связи с этим, необходимо своевременное выявление, документирование и пресечение движения таких финансовых потоков, применение обеспечительных мер и изъятия денежных средств и (или) иного имущества, полученных преступным путем. Для того чтобы данная деятельность правоохранительных органов осуществлялась своевременно необходимо новое более расширенное разъяснение Пленума Верховного суда РФ по уголовным делам, возбужденным по ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ.

На выявление преступлений «легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем» влияние оказывает существование в деятельности правоохранительных органов «палочной» системы. Данный факт может влиять как на выявление конкретного числа преступления (аналогичный период прошлого года), так и на отсутствие фактов выявления данных преступлений, если преступления ранее не выявлялись.

Таким образом, работа правоохранительных органов по данной линии работы сводится к достижению определенного результата, а именно в выявлении необходимого количества преступлений для получения положительной оценки по ведомственным нормативным актам, а системная работа по выявлению преступлений «легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем» фактически отсутствует.

На мой взгляд, должен быть контроль со стороны органов прокуратуры за деятельностью оперативных подразделений и следственных органов, направленный на изучение материалов доследственных проверок и материалов уголовных дел на предмет наличия состава преступления «легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем. Только при наличии системного подхода в возбуждении и расследовании уголовных дел данной категории можно сформировать практику их расследования, а в дальнейшем и судебную практику их рассмотрения.

Проблема разграничения составов преступлений «легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем» от преступных действий виновного лица, связанных с распоряжением преступными доходами при совершении или после совершения «основного» преступления. Неправильная квалификация действий виновного лица приведет к вынесению оправдательного приговора в части предъявленного обвинения по ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, или, если такое обвинение не предъявлено, но имеются достаточные доказательства, к «освобождению» лица от уголовной ответственности за совершенное преступление.

Данную проблему можно было бы решить следующим образом: при расследовании уголовного дела, следователь, в случае если усматривает возможность возбуждения уголовного дела по ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ должен назначить в рамках расследуемого основного уголовного дела в структурное подразделение Росфинмониторинга финансовое расследование. При проведении финансового расследования сотрудники Росфинмониторинга проводят анализ всех имеющихся доказательств, и на основании нормативных документов и имеющейся судебной практики выносят соответствующее заключение, в котором указаны основания для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, либо их отсутствии. Данное заключение, с материалами уголовного дела можно использовать при возбуждении уголовного дела по ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ. В дальнейшем следователь может допросить сотрудника Росфинмониторинга как специалиста в сфере выявлении преступлений «легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем» и использовать его показания как доказательство по уголовному делу. Данная практика существует в Омской области и почти в 100% случаях, где проведено финансовое расследование и сотрудник Росфинмониторинга «сопровождает» уголовное дело (он может быть допрошен судьей при рассмотрении уголовного дела) вынесены обвинительные приговоры по ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ. В последнее время сотрудники Росфинмониторинга очень редко привлекаются следователями при расследовании уголовных дел. Данное обстоятельство связано с тем, что финансовое расследование назначается несвоевременно. То есть, когда у следователя практически истекли сроки расследования уголовного дела, зачастую это «волокита» по уголовному делу, и дальнейшее их продление может привести к наложению взыскания на следователя, то финансовое расследование просто не назначается, а перспектива возбуждения уголовного дела по ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ становится отрицательной. В связи с этим, привлечение сотрудников Росфинмониторинга необходимо в первые дни (недели) расследования уголовного дела, когда «картина» преступления уже ясна, и в дальнейшем сотрудники Росфинмониторинга вынесут заключение по результатам финансового расследования, не оказывая влияния на увеличение сроков расследования уголовного дела.

Меры, предпринимаемые государством, по противодействию легализации (отмыванию) преступно приобретенного имущества должны представлять собой единую и целостную систему, которая базируется на уголовно-правовых и иных нормах. Средства и методы финансового мониторинга, в свою очередь, должны обеспечивать эффективное предупреждение, выявление и профилактику легализации преступных доходов, обеспечивать эффективное применение уголовного законодательства в области борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.