РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ БАЗЫ ДАННЫХ

№75-1,

Физико-математические науки

На примере разработки информационной системы для сервис-центра были рассмотрены инфологический и логический этапы проектирования.

Похожие материалы

В ходе выполнения данной работы была разработана информационная система для сервис-центра.

Инфологической моделью можно назвать описание базы данных, которое состоит из таких элементов как формулы, графики, таблиц и диаграмм, а также других средств. Смысл такой модели состоит в реальном описании процессов, информационных потоков, функций системы с помощью общедоступного всем языка, понятного всем [1-3].

Результаты инфологического проектирования могут быть выражены в виде инфологической или концептуальной модели, которая представляет структуру данных. Для построения концептуальной модели используется метод моделирования «Сущность — связь» или ER-диаграмма.

После того, как было проведено исследование предметной области сервис-центра и проведен анализ структуры системы были выделены сущности, атрибуты и первичный ключ.

Таблица 1. Перечень сущностей предметной области

Название и обозначение сущности

Ключ сущности и его обозначение

Атрибуты сущности и их обозначение

1

Запчасти

код_запчасти

категория

наименование

серийный номер

марка

количество

цена

в наличии

2

Типы

код_типа

категория

описание

3

Сотрудники

код_сотрудника

ФИО_сотрудника

дата_рождения

паспорт

должность

телефон

пол

образование

4

Ремонт

код_ремонта

дата_ремонта

название

имя_клиента

имя_сотрудника

запчасти

стоимость_ремонта

статус

5

Клиенты

код_клиента

ФИО

телефон

адрес

е-mail

Таблица 2.

Перечень связей между сущностями

Связь

1

Запчасти СОСТОЯТ из Типов

2

Запчасти ИСПОЛЬЗУЮТСЯ при Ремонте

3

Сотрудники ВЫПОЛНЯЮТ Ремонт

4

Клиенты ЗАКАЗЫВАЮТ Ремонт

На основе сущностей и связи между ними получаем ER-диаграмму предметной области (рис.1):

ER-диаграмма предметной области
Рисунок 1. ER-диаграмма предметной области

Следующим этапом проектирования является логическая схема — это модель данных конкретной области вопросов, выраженная в терминах технологии управления данными. При проектировании логической структуры реляционной базы данных определяется оптимальный состав таблиц для хранения исходной информации. Для каждой таблицы указывается ее название, перечень полей и первичный ключ. Идентифицируются связи между таблицами. После использования правила отображения ER-диаграммы на логическую схему, получаем примерно такие таблицы:

Таблица 3. Структура таблицы «Запчасти»

Ключевое поле

Название поля

Тип поля

Ключ

код_запчасти

Счетчик

Наименование

Текстовый

Серийный номер

Числовой

Марка

Текстовый

Количество

Числовой

Цена

Числовой

В наличии

Текстовый

Таблица 4. Структура таблицы «Типы»

Ключевое поле

Название поля

Тип поля

Ключ

код_типа

Счетчик

Категория

Текстовый

Описание

Поле МЕМО

Таблица 5. Структура таблицы «Сотрудники»

Ключевое поле

Название поля

Тип поля

Ключ

код_сотрудника

Счетчик

ФИО_сотрудника

Текстовый

дата_рождения

Дата/время

Паспорт

Текстовый

Должность

Текстовый

Телефон

Текстовый

Пол

Текстовый

Образование

Текстовый

Таблица 6. Структура таблицы «Ремонт»

Ключевое поле

Название поля

Тип поля

Ключ

код_ремонта

Счетчик

Дата_заказа

Текстовый

ФИО_сотрудника

Текстовый

ФИО_клиента

Текстовый

Запчасти

Текстовый

Стоимость_ремонта

Денежный

Таблица 7. Структура таблицы «Клиенты»

Ключевое поле

Название поля

Тип поля

Ключ

код_клиента

Счетчик

ФИО_клиента

Текстовый

Телефон

Текстовый

Адрес

Текстовый

e-mail

Текстовый

Для физической реализации разработки базы данных была выбрана программа Microsoft Access, так как она позволяет быстро создавать таблицы и заполнять их без использования специальных конструкций [4].

На рисунке 2 представлена схема разработанной базы данных, в которой показаны таблицы и связи таблиц между собой.

Схема данных
Рисунок 2. Схема данных

Таблицы создавались с учетом оптимального использования памяти и простоты представляемых данных согласно ER-модели. Была проведена нормализация ER-модели для последующей оптимальной работы с базой данной.

В ходе разработки структуры базы были созданы следующие таблицы:

1. Ремонт — таблица предназначена для хранения информации об ремонте. На рисунке 3 показана заполненная таблица Ремонт, где ключевым полем объявлено поле «КодРемонта», имеющее тип счетчика, а остальные поля используются для задания значения фамилии и данных клиентов.

Таблица «Ремонт»
Рисунок 3. Таблица «Ремонт»

2. Клиенты — таблица предназначена для хранения информации о клиентах, такой как ФИО клиента, телефон , адрес и электронная почта.

Для таблицы Клиенты задано ключевое поле, которое отвечает за уникальный номер группы для сохранения однозначности в связях с другими таблицами. На рисунке 4 показана заполненная таблица «Клиенты».

Таблица «Клиенты»
Рисунок 4. Таблица «Клиенты»

3. Типы — таблица предназначена для хранения информации о типах запчастей.

На рисунке 5 показана таблица «Типы».

Таблица «Типы»
Рисунок 5. Таблица «Типы»

4. Запчасти — таблица предназначена для хранения информации о запчастях, которые могут пригодиться при ремонте. На рисунке 6 представлена таблица «Запчасти».

Таблица «Запчасти»
Рисунок 6. Таблица «Запчасти»

5. Сотрудники — таблица предназначена для хранения информации о сотрудниках, которые работают в данном сервисном центре. На рисунке 7 представлена таблица «Сотрудники».

Таблица «Сотрудники»
Рисунок 7. Таблица «Сотрудники»

В ходе выполнения данной работы была разработана информационная система для сервис-центра и были решены следующие задачи:

  1. Проведен тщательный анализ предметной области сервисного центра;
  2. Обработана и систематизирована полученная информация;
  3. Построена ER-диаграмму и получена логическая схема базы данных в Microsoft Office Access;
  4. Создано приложение для работы базой данных в Embarcadero Rad Studio;
  5. Разработан удобный интерфейс для пользователей приложения и предоставлена возможность обработки информации: создание, удаление, изменение записей.

Спроектированная информационная система дает возможность удобного ввода, редактирования, удаления и хранения данных. Для реализации данного программного обеспечения были использованы Microsoft Access и Embarcadero Rad Studio и изученERWin.

Список литературы

  1. Айнуров К.И. Использование информационных технологий в обучении. – Магнитогорск.: МГПУ, 2014. – 85 с.
  2. Викторов С.У. Развитие информационных технологий.– Пермь: ЛНА, 2011. – 74 с.
  3. Хусаинов И.Г., Рахимова Р.А. Роль интерактивных технологий на уроках информатики в развитии этического воспитания учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 488.
  4. Хусаинова Г.Я. Исследование температурных полей при стационарном течении аномальных жидкостей // Автоматизация. Современные технологии. 2016. № 7. С. 13-16.