СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

№75-1,

Экономические науки

Актуальность выбранной темы обусловлена нестабильной экономической ситуацией, в условиях которой компании при помощи стратегического планирования определяют перспективные направления их деятельности, обеспечивающие рост и успешность.

Похожие материалы

Стратегическое планирование базируется на понятии стратегии. Стратегия — термин, использующийся для определения конкретного плана, согласно которому компания собирается действовать в долгосрочном периоде. Она определяется в соответствии с изменением рыночных тенденций, изменением потребностей клиентов, изменением интересов заинтересованных сторон и изменением действий конкурентов. Компания должна иметь правильную информацию о цели, которую они собираются достичь и в соответствии с ней разрабатывать стратегический план. Стратегическое планирование — процесс моделирования будущего, включая формулировку целей и концепции будущего развития. Стратегический план связан с процессом управления предприятием, так как он создает и поддерживает стратегическое равновесие и интеграцию между целями фирмы, ее возможностями и перспективами развития в будущем.

Принятие любой стратегии включает в себя несколько этапов. Все этапы контролируются высшим руководством компании, и оно должно стараться обеспечить надлежащую координацию между всеми сотрудниками и руководителями. Синергия очень важна для успеха любого организационного процесса. Ниже приводятся все этапы стратегического планирования. Эти шаги являются базовыми в рамках реализации подхода стратегического мышления.

Определение миссий и целей

Миссия компании — деловое видение, указывающее на долгосрочные цели. Примеры формулировок миссий в разных компаниях:

Apple(США) - «Обеспечить творческих профессионалов, педагогов, студентов во всем мире лучшей техникой благодаря использованию инновационных решений»;

Лукойл(Россия) — «Мы работаем, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека, эффективно и ответственно разрабатывать доверенные нам уникальные месторождения углеводородов, обеспечивая рост компании, благополучие ее работников и российского общества в целом»;

Toyota(Япония) — «Дать клиентам ощущение удовольствия от высококлассных автомобилей».

Анализ рисков

Стратегическое планирование должно учитывать риски, альтернативы и возможности, связанные с бизнес-операциями компании.

Это можно сделать с помощью SWOT-анализа, анализа PEST и анализа пяти сил Портера.

SWOT — Сила, Слабость, Возможности, Угрозы. Этот анализ поможет оценить способность компании и одновременно эффективность конкурента. Сильные стороны компании включают в себя бизнес-компетенции и опыт, который присутствует в фирме. Слабые стороны дают информацию о тех областях, в которых фирме не хватает производительности. Угрозы анализируются у конкурентов и других источников. Анализ возможностей обеспечивает получение информации об экономических изменениях и технологических улучшениях, которые могут повлиять на бизнес компании.

Анализ Портера дает возможность узнать следующую информацию. Сила поставщика: тип продукции и возможности изготовления и поставки; уровень интеграции с компаниями и угроза прямой интеграции: анализирует влияние, которое поставщик может оказать на компанию; мощность покупателя: оценка спроса и влияния клиентов на линейку продуктов компании, а также оценка прибыльности от потенциальных клиентов; угрозы новых участников на рынке; угроза заменителей: продуктовой линейке компании, которая дает прибыль в бизнесе, могут угрожать некоторые продукты-заменители; степень соперничества: этот фактор очень важен при определении типа стратегии, которая должна быть принята для бизнеса. Конкуренция влияет на подход организаций, и стратегическое мышление должно учитывать это и быть агрессивным или мягким по своей природе.

Анализ PEST дает внешнее сканирование отрасли на макроскопическом уровне. Политическое состояние должно быть проанализировано до принятия какого-либо плана на более длительный срок. Эти условия очень сильно влияют на деятельность компании с точки зрения прибыльности. Анализ экономических условий дает направление для стратегических целей. Он предоставляет альтернативы, которые компания может выбрать для интеграции планов с его миссией. Анализ социальной ситуации необходим для соответствующей оценки рисков, связанных с социальными условиями, такими как трудовые законы и т.д. Социальное сканирование поможет оценить возможности, которые могут возникнуть в результате этого. Технологическое сканирование дает возможность улучшить производительность компании.

Отдел по стратегическому планированию проводит анализ внешней и внутренней среды предприятия, после чего получает информацию о: сильных и слабых аспектах в деятельности компании, возможностях компании, человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсах предприятия.

Постановка проблем

Для разработки стратегического плана важно понимание проблем, стоящих перед организацией. Постановка проблем обобщает ключевые трудности компании и дает полезный фундамент для формулировки стратегий.

Разработка стратегии

Сформулированные миссии и цели, а также полученная информация о рисках и проблемах позволяют разработать окончательные стратегии.

Реализация стратегии

Реализация сформулированных стратегий не является мгновенным явлением. Стратегии должны внедряться постепенно, чтобы заинтересованные стороны понимали необходимость их реализации, а затем создавали и принимали участие в совместной работе над ними.

Контроль и оценка

Это последний, но очень важный этап стратегического планирования. После внедрения стратегий необходимо обеспечить, чтобы принятая стратегия функционировала согласно плану.

Стратегическое планирование особо высоко ценится на предприятиях со сложной внутренней структурой, обладающих многообразием видов деятельности, а также при неопределенной динамике внешней среды. Особенностью этого вида планирования является то, что оно формулирует общую идею развития предприятия в долгосрочном периоде, не рассматривая его деталей и компонентов, чем обеспечивает возможность сохранения максимальной гибкости поведения компании.

Таким образом, стратегическое планирование помогает предприятию повысить производительность и скорость достижения успеха в проектах, так как обеспечивает объединение в единое целое всех частей организации и основных аспектов деятельности фирмы. Более того, стратегическое планирование предполагает интеграцию миссии компании со стратегической целью, что помогает в создании образа на рынке. Стратегическое планирование позволяет осуществлять более взаимосвязанное управление ресурсами, снижающее материальные и финансовые потери при достижении поставленных целей. Операции компании становятся эффективными, поскольку совершаются после подробной оценки рисков и альтернатив.

Список литературы

  1. Бородушко И. В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг: учебное пособие – СПб.: Питер, 2006 г. – 192 с.
  2. Porter M. “What is strategy?”// Harvard Business Review. – 1996
  3. Roger Martin “The big lie of strategic planning”// Harvard Business Review. -2014