РАЗВИТИЕ ДОЛГОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

№75-1,

Экономические науки

В данной статье рассматриваются понятие муниципальных финансов и классификация их источников. Также дается разъяснение долгосрочного планирования финансов на муниципальном уровне.

Похожие материалы

Развитие долгосрочного финансового планирования на муниципальном уровне.

Муниципальные финансы — денежные средства, которыми располагает орган местного самоуправления для выполнения своих функций.

Существует три основных источника финансов муниципального уровня:

  • Средства государства, переданные в соответствии с законодательством;
  • Собственные средства, полученные, в следствии работы органа местного самоуправления(плата за услуги, арендная плата);
  • Заемные средства или муниципальный кредит.

Процесс управления муниципальными финансами состоит из трех стадий:

  1. Стадия финансового планирования. Составление анализа и прогноза, проведение аналитической работы.
  2. Бюджетный процесс-процесс исполнения планов.
  3. Оценка результатов- контроль за выполнением планов.

Как правило, в структуре органов местного самоуправления этой деятельностью занимаются три основных вида органов:

  • Финансовые органы, основной задачей которых является финансовое планирование.
  • Бюджетные органы, основной задачей которых является организация и осуществление бюджетного процесса.
  • Контрольные органы, основной задачей которых является контроль за расходованием средств.

Таблица 1. Сравнительная характеристика форм планирования

Форма планирования

Планирование расходов

Планирование доходов

Долгосрочное

Определение приоритетов развития и приоритетов финансирования

Составление перспективного финансового плана развития доходной базы муниципального образования

Среднесрочное

Инвестиционные проекты

Определение видов и объемов привлекаемого финансирования на основе перспективного плана развития доходной базы

Краткосрочное

Определение, исходя из приоритетов развития и инвестиционных проектов, объема расходов на инвестирование и текущих расходов на финансовый год

Составление прогноза поступлений по различным доходным источникам, их роспись и закрепление за конкретными статьями расходов

Наиболее важным процессом в работе муниципальных органов является долгосрочное финансовое планирование, так как оно помогает достигнуть главных целей и задач поставленных перед данным органом власти государством и народом. Долгосрочное планирование развития муниципальных органов должно учитывать стратегию развития данной отрасти власти, а также всех участников, включенных в этот процесс.

Сроки долгосрочного планирования должны совпадать со сроками действия полномочий муниципальных органов власти.

Сущность планирования заключается в формировании концепций и программ развития территории, инфраструктуры, налаживание взаимодействия с населением, установление обратной связи. Муниципальные органы власти несут ответственность за разработку планов развития территорий, составления баланса его финансовых ресурсов, составление предплановых документов прогнозного характера.

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется, в т.ч. на уровне муниципальных образований. В то же время вопросам разработки и принятия муниципальных документов стратегического планирования в данном законе уделено недостаточно внимания, в связи с чем органы местного самоуправления нередко испытывают трудности при осуществлении полномочий в сфере стратегического планирования.

Проблемы долгосрочного финансирования:

  1. Отсутствие долгосрочных кредитных ресурсов в большинстве коммерческих банков;

Коммерческие банки по-прежнему не желают финансировать долгосрочные инвестиционные планы компаний, поскольку отсутствует долгосрочная задолженность. Долгосрочные обязательства обычно удерживаются государственными банками (например, Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком), которые заинтересованы в крупномасштабных инвестиционных проектах и не всегда готовы рассматривать мелкомасштабные проекты.

  1. Отсутствие у коммерческих банков методологии работы с инвестиционными проектами малого и среднего бизнеса;
  2. Источников финансирования начинающих проектов нет.

Банки не работают с начинающими проектами. Практика работы с фондами венчурного капитала еще не получила широкого распространения. Например, работа государственной компании «РОСНАНОТЕХ» в основном направлена на работу с крупными инвестиционными проектами, которые обычно инициируются средними и крупными компаниями.

Наиболее распространенными проблемами являются отсутствие хорошо разработанного бизнес-плана или концепции проекта.

Следствием этого является приведенный ниже график

Источники финансирования организаций в Российской федерации за 2010–2015 гг. в %
Рисунок 1. Источники финансирования организаций в Российской федерации за 2010–2015 гг. в %

Список литературы

  1. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. Э.В. Алехин. 2010 г.
  2. Государственные и муниципальные финансы. Бабич, А. М. 2012 г.
  3. Государственные и муниципальные финансы: учебно-методический комплекс .Кривов В.Д., Мамедова Н.А. 2016 г.
  4. Государственные и муниципальные финансы. М. Подъяблонская 2012 г.
  5. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляка Г.Б.2016 г
  6. Государственные и муниципальные финансы. Г. Б. Поляк. 2012 г.
  7. Государственные и муниципальные финансы. Ракитина И.С., Березина Н.Н. 2017 г.
  8. Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г. В. Морунова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 153 с.
  9. ФЗ №172 от 28.06.2014 г.