ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

№75-1,

Экономические науки

В данной статье рассмотрены принципы и особенности организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также общие сведения об административно-территориальном устройстве города. Проанализированы характерные особенности территориального устройства города, его особый статус отдельного субъекта и данные о бюджете Санкт-Петербурга (на основе данных Комитета Финансов Санкт-Петербурга). На основе проведенного исследования формулируются основные особенности самоуправления муниципальных образований, которые непосредственно связаны с государственной властью на уровне города федерального значения Санкт-Петербурга.

Похожие материалы

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления своей власти населением. Обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации.

Общие принципы и порядок организации местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге, его правовые, территориальные, организационные и экономические основы определяет ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» 2009г.

Территория Санкт-Петербурга делится на 111 внутригородских муниципальных образований:

  • муниципальный округ
  • городов (Зеленогорск, Колпино, Красное Село, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин, Сестрорецк)
  • посёлок (Александровская, Белоостров, Комарово, Левашово, Лисий Нос, Металлострой, Молодёжное, Парголово, Песочный, Петро-Славянка, Понтонный, Репино, Сапёрный, Серово, Смолячково, Солнечное, Стрельна, Тярлево, Усть-Ижора, Ушково, Шушары)

Внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга являются территориальными единицами, образованными в границах районов Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург является городом государственного значения и имеет конституционно-правовой статус субъекта РФ, следовательно, его органы управления являются государственными.

В Санкт-Петербурге существует 2 уровня в системе органов государственной власти — уровень города и уровень района. Государственная власть в городе осуществляется на основании Устава, который был принят Законодательным собранием 14 января 1998 года. Высшим должностным лицом города является Губернатор. Высший законодательный орган Санкт-Петербурга — это Законодательное собрание, которое состоит из 50 депутатов и избирается на 4 года. Высший исполнительный орган, Правительство Санкт-Петербурга, формируется губернатором, который избирается также на 4 года. Судебные органы государственной власти Санкт-Петербурга — Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге 18 районов, соответственно, 18 администраций — территориальных органов государственной власти, сформированных Правительством города. Губернатор назначает глав районных администраций.

Неотъемлемые характеристики местного самоуправления:

  • Наличие территории для осуществления самоуправление
  • Наличие органа (Совета) для выбора
  • Наличие местного бюджета
  • Принятие нормативных правовых актов, обязательных для исполнения
  • Ответственность за неисполнение решений органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления Санкт-Петербурга:

  • Главы муниципальных образований
  • Представительные органы — депутаты, избираемые населением (муниципальный совет города, поселка, муниципального округа)
  • Администрации муниципальных образований (формируются муниципальным советом)
  • Контрольно-счетный орган муниципального образования
  • Другие выборные должностные лица (формируются муниципальным советом)

В Санкт-Петербурге, как в субъекте РФ, наличие органов местного самоуправления не предусмотрено. Однако, муниципальные образования в городе располагаются внутри территориальных границ административных районов города. Отсутствует самоуправление на уровне города, а есть общегородские органы государственной власти. Самоуправление в Санкт-Петербурге формируется на уровне маленьких районов и имеет непосредственную зависимость от городской власти и других территориальных отделений городской администрации.

Органы местного самоуправления наделены определенными полномочиями органов государственной власти. В законе Санкт-Петербурга «Об Организации Местного Самоуправления в Санкт-Петербурге» для всех муниципальных образований установлен исчерпывающий перечень вопросов местного значения:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
  • формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета;
  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования;
  • принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования
  • содействие в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией
  • оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
  • содействие в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства
  • выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством;
  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда;
  • внесение в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта
  • определение границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • организация информирования, консультирования и содействия жителям муниципального образования по вопросам создания товариществ собственников жилья
  • осуществление регистрации трудового договора
  • установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями
  • осуществление защиты прав потребителей;
  • содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования;
  • содержание муниципальной информационной службы;
  • формирование архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений;
  • участие в деятельности по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге в формах, установленных законодательством Санкт-Петербурга;

Доходы местных бюджетов состоят из местных налогов, сборов, штрафов, а также отчислений от Федеральных налогов и налогов Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.

Комитет финансов Санкт-Петербурга осуществляет проведение единой государственной финансовой, налоговой и бюджетной политики в Санкт-Петербурге.

Ежегодно в бюджете устанавливается минимальное количество необходимых расходов местных бюджетов и перечень источников доходов. Основные источники дохода бюджета Санкт-Петербурга: налог на доходы физических лиц (45,7 %), налог на прибыль организаций (26 %), акцизы (4,4 %), налог на имущество организаций (6,9 %), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (3,6 %).

Основные статьи расходов в бюджете Санкт-Петербурга: национальная экономика (24,61 %), образование (24,07 %), здравоохранение (16,34 %), социальная политика (12,48 %), жилищно-коммунальное хозяйство (10,21 %), общегосударственные вопросы (4,86 %), культура и кинематография (3,80 %), физическая культура и спорт (1,37 %). На 1 июля 2017 года государственный долг Санкт-Петербурга составил 7,9 миллиарда рублей.

Исполнение бюджета
Рисунок 1. Исполнение бюджета

Пример расходов консолидированного бюджета Санкт-Петербурга за 2016г по функциям:

Пример расходов
Рисунок 2. Пример расходов

Сформирован также бюджет Санкт-Петербурга 2018-2020 гг. на основе 18 государственных программ. Проект бюджета оценивают как социально-ориентированный.

В скором времени планируется:

Утвердить общий объем доходов бюджета Санкт-Петербурга:

  • на 2018 год — в сумме 538 600 315,7 тыс. руб.;
  • на 2019 год — в сумме 576 705 918,2 тыс. руб.;
  • на 2020 год — в сумме 619 848 647,9 тыс. руб.

Утвердить общий объем расходов бюджета Санкт-Петербурга:

  • на 2018 год — в сумме 587 495 380,1 тыс. руб.;
  • на 2019 год — в сумме 614 115 066,6 тыс. руб.,
  • в том числе условно утвержденные расходы в сумме 30 851 151,3 тыс. руб.;
  • на 2020 год — в сумме 645 159 104,4 тыс. руб.,
  • в том числе условно утвержденные расходы в сумме 76 682 257,4 тыс. руб.

Установить размер дефицита бюджета Санкт-Петербурга:

  • на 2018 год — в сумме 48 895 064,4 тыс. руб.;
  • на 2019 год — в сумме 37 409 148,4 тыс. руб.;
  • на 2020 год — в сумме 25 310 456,5 тыс. руб.

Согласно документу, дефицит бюджета составит 48,9 млрд рублей, то есть сократится на 20,9 млрд рублей по сравнению с нынешним годом. По прогнозам, доходы города должны вырасти на 35,7 млрд и составить 538,6 млрд рублей, однако, расходы также увеличатся на 14,8 млрд, до 587,5 млрд рублей.

В муниципальных образованиях (МО) финансово-экономической основой местного самоуправления является местный бюджет МО. Для покрытия необходимых расходов местных бюджетов МО обеспечиваются доходами путем закрепления доходных источников. Расходы должны осуществляться согласно всем полномочиям муниципальных образований (перечислены выше). Местный бюджет является неотъемлемой частью консолидируемого бюджета Санкт-Петербурга. Утверждается бюджет муниципальным советом на основе минимальной бюджетной составляющей, которая является частью бюджета Санкт-Петербурга, содержащая нормы и регулирующая правоотношения, отвечающие за составления и исполнения местных бюджетов, а также установления межбюджетных отношений.

Функции местного бюджета:

  • формирование денежных доходов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределение денежных фондов на территории местного самоуправления между отраслями народного хозяйства;
  • контроль финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, находящихся в ведомстве местных органов власти;

Главные принципы местного бюджета — его самостоятельность, а также государственная финансовая поддержка. Это является основой распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ.

Доходы муниципальных образований подразделяются также на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:

  • земельного налога — по нормативу 100 процентов;
  • налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов;
  • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов.

К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Сведения об объемах межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований из бюджета Санкт-Петербурга в разрезе районов Санкт-Петербурга по состоянию на 01.01.2017

Объемы межбюджетных трансфертов
Рисунок 3. Объемы межбюджетных трансфертов

На основе проведенного исследования, можно выделить определенные особенности местного управления. Особый статус города федерального значения определяет наличие в Санкт-Петербурге двух-уровневой системы государственной власти на общегородском и местном уровнях. Внутри районов в городе созданы местные органы самоуправления, которые находятся в прямой зависимости от городской государственной власти. В бюджеты муниципальных образований перечисляются средства из главного городского бюджета Санкт-Петербурга для реализации своих полномочий.

Список литературы

  1. Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 (ред. от 03.07.2017)
  2. "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге"
  3. (принят ЗС СПб 23.09.2009)
  4. ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О формировании и исполнении бюджетов муниципальных образований в Санкт-Петербурге
  5. Официальный сайт Комитета Финансов Санкт-Петербурга- https://new.fincom.gov.spb.ru/
  6. Устав Санкт-Петербурга
  7. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга - https://gov.spb.ru/
  8. Законопроект Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
  9. Конституция РФ
  10. Морунова Г. В. М79 Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г. В. Морунова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 153 с.