О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СВЕРДЛОВСКОГО УФАС РОССИИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ РЕКЛАМЫ

№75-1,

Юридические науки

В статье раскрываются некоторые результаты работы, проведенной Свердловским УФАС России в сфере контроля рекламы, приводятся статистические данные о самых распространенных нарушениях рекламного законодательства, раскрываются механизмы выявления признаков нарушения Закона о рекламе.

Похожие материалы

Согласно абз. 1 п. 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [3; п. 1].

Свердловское УФАС России (далее — Управление) в своей деятельности по контролю за соблюдением законодательства о рекламе руководствуется, в том числе, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) [1], Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (утв. Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12) [2; ст. 1.1].

В рамках реализации функций контроля и надзора в области рекламы Свердловское УФАС России осуществляет активное взаимодействие с Прокуратурой Свердловской области; Уральским главным управлением Центрального Банка Российской Федерации (далее — Уральское ГУ ЦБ РФ); Главным управлением Министерства внутренних дел России по Свердловской области; Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по Свердловской области; Управлением Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п.1 ст. 3 Закона о рекламе) [1; ст. 3].

Так, по направленной Уральским ГУ ЦБ РФ в Свердловское УФАС России информации, Управлением возбуждено 6 дел по признакам нарушения ч. 1, ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе (реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности без указания наименования/имени лица, осуществляющего такую деятельность, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов) [1; ст. 28].

По материалам Управления МВД по г. Екатеринбургу Свердловским УФАС России возбуждено 5 дел по признакам нарушения ч. 6 ст. 5, п. 1 ст. 7 Закона о рекламе (использование в рекламе непристойного, оскорбительного образа, реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, соответственно) [1; ст. 5, 7].

На ноябрь 2017 года Свердловским УФАС России рассмотрено более 550 обращений граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления на предмет наличия признаков нарушения рекламного законодательства. Возбуждено более 100 дел, в том числе по собственной инициативе Управления [4].

Самый большой блок нарушений рекламного законодательства составляют нарушения ст. 18 Закона о рекламе (реклама по сетям подвижной радиотелефонной связи) — 35% всех нарушений; далее: недостоверная реклама 23,7%; реклама финансовых услуг — 9,2%; неэтичная реклама — 8%; реклама алкоголя, пива, табака — 5,6%; недобросовестная реклама — 5,6%; реклама медицинских услуг, лекарственных средств, БАДов — 4.4%; реклама, вводящая в заблуждение — 4%; реклама товаров, запрещенных к рекламированию — 2,8%; реклама в печатных изданиях — 1,6% [4].

Рекламные материалы, распространяемые на территории Свердловской области, представляют собой великое разнообразие форм и способов подачи потребителям.

Зачастую, для того, чтобы привлечь внимание потребителя к объекту рекламирования (товару, средствам индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителю или продавцу товара, результатам интеллектуальной деятельности либо мероприятию (в том числе спортивному соревнованию, концерту, конкурсу, фестивалю основанной на риске игре, пари), на привлечение внимания к которых направлена реклама — п. 2 ст. 3 Закона о рекламе), рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители пренебрегают положениями существующего законодательства.

Не мало спорных моментов возникает при квалификации признаков нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе: установление наличия/отсутствия признаков нарушения законодательства о рекламе при определении рекламной информации как содержащей непристойные, оскорбительные образы.

Для более полного анализа рекламного материала на наличие вышеуказанных признаков нарушения рекламного законодательства, Свердловское УФАС России взаимодействует с экспертным сообществом.

При Свердловском УФАС России создан и действует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе (далее — Экспертный совет), образованный в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе. Экспертный совет как способ взаимодействия с экспертным сообществом позволяет: достичь конкретных результатов, получить обратную связь с гражданским обществом [4].

Так, реклама магазина дверей «Сударь»: «Поменяй старую на новую», распространявшаяся в г. Екатеринбурге, по мнению членов Экспертного совета, содержит непристойный и оскорбительный образ.

Следует отметить, что граждане и объединения граждан достаточно активно принимают участие в работе Управления. На официальном сайте Свердловского УФАС России http://sverdlovsk.fas.gov.ru/ зачастую публикуются опросы, результаты которых учитываются должностными лицами при принятии решения о наличии либо отсутствии признаков нарушений рекламного законодательства.

Одними из последних опросов, проведенных Управлением, были: «Использован ли в рекламе услуг по обмену золота (магазин «Алмаз»): «А ты поменял свое ЗОЛОТО на НОВОЕ? Только у нас самый высокий обмен!» оскорбительный образ?» (в рекламе использован образ советского солдата Красной армии), «Использован ли в рекламе «Новое радио 90.8 FM» непристойный и оскорбительный образ?» (в рекламе используется образ Дмитрия Нагиева с ссадинами и кровоподтеками на лице).

В обоих случаях голоса распределились таким образом, что реклама, по мнению граждан, не содержит непристойных и оскорбительных образов.

Также стоит отметить, что в работу Управления происходит внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований Закона о рекламе, которая включает в себя, в том числе, разработку для внедрения в практику Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, а также проведение ежеквартальных публичных мероприятий для подконтрольных субъектов с анализом правоприменительной практики, в том числе результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением результатов публичных мероприятий в сети «Интернет» и механизмом «обратной связи»[4].

Таким образом, проанализировав проведенную Свердловским УФАС России работу по контролю и надзору в области рекламы, можно прийти к выводу о том, что Управлением проводится беспрестанная работа по совершенствованию механизмов выявления нарушений рекламного законодательства, Свердловское УФАС России осуществляет не только контрольно-надзорную деятельность по обращениями граждан и организаций, но и проводит проверочные мероприятия по собственной инициативе. Вместе с тем как тесная работа с гражданским обществом в формах проведения публичных слушаний, заседаний Экспертного совета, опросов граждан, способствует реальной возможности минимизации нарушений рекламного законодательства.

Список литературы

  1. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232;
  2. Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 [электронный ресурс]. Сайт «ФАС России». URL: www.fas.gov.ru. (дата обращения 01.12.2017);
  3. Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы: Приказ ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 [электронный ресурс]. Сайт «ФАС России». URL: www.fas.gov.ru. (дата обращения 01.12.2017);
  4. Материалы пресс-конференции в ИА «ТАСС»: [электронный ресурс]. Сайт Свердловского УФАС России. URL: http://sverdlovsk.fas.gov.ru (дата обращения 01.12.2017).