МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 2017-2019

№75-1,

Экономические науки

В данной статье дано определение термину «бюджет» с точки зрения различных научных дисциплин. А также рассмотрен местный бюджет Бокситогорского района и представлен его анализ, приведены и обоснованы ключевые статьи доходов и расходов бюджета. Кроме того, рассчитан дефицит бюджета на текущий 2017 год и плановые периоды 2018-2019.

Похожие материалы

Термин «бюджет» имеет несколько значений. Например, в экономике под бюджетом подразумевается финансовый план на определенный период. С точки зрения местного самоуправления, бюджет — совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. В правовой сфере систему государственных бюджетов рассматривают как форму образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства, а систему местных бюджетов — как план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в виде описи доходов и расходов.

Указанные выше значения термина «бюджет» носят субъективный характер, так как разработаны учеными-специалистами в различных областях и направлены на то, чтобы выделить тот или иной аспект понятия «бюджет». Нормативное же определение можно найти в Бюджетном Кодексе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 БК РФ Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Тему местных бюджетов следует рассмотреть на отдельно взятом муниципальном образовании — Бокситогорском районе.

Бокситогорский район (БМР) — муниципальное образование в юго-восточной части Ленинградской области Российской Федерации. Площадь района составляет 7,18 тыс. км² — 9,59 % площади области. По этому показателю район занимает третье место в регионе. БМР объединяет 261 населенный пункт: 2 города — Бокситогорск и Пикалёво, 1 посёлок городского типа — Ефимовский, 258 населенных пунктов.

Бюджет города Бокситогорска следует рассмотреть.

Совет депутатов БМР постановил решение №212 от 14.12.2016 установить прогнозируемый объем доходов бюджета БМР за 2017 год в размере 1256911,5 тыс. руб., на 2018 в размере 1263911,6 тыс. руб., на 2019 в размере 1348228,8 тыс. руб.

Таблица 1. Прогнозируемые поступления доходов на 2017-2019 год.

Налоговые доходы

2017

2018

2019

Налог на прибыль и НДФЛ

345769,6

370664,5

399946,8

Налоги на ТРУ, реализуемые на территории РФ

14763,2

15206,1

15525,4

Налоги на совокупный доход

54247,4

56960,9

59807,6

Гос. пошлина

4506

4723,3

4968,9

Итого

419286,2

447554,8

480249,1

Неналоговые доходы

Доходы от использования имущества, находящегося в гос и муниципальной собственности

60213

59713

59713

Платежи при пользовании природными ресурсами

6307,5

6475,9

6648,8

Доходы отоказание платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

1704

1768,5

1853

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

2450

950

950

Штрафы, санкции, возмещения ущерба

5083,9

5338

5604,9

Прочие неналоговые доходы

228,2

262,2

275

Итого

75986,6

74507,6

75044,7

Безвозмездные поступления

Дотации

23945,9

17835,4

15629,8

Субсидии

51118,3

31484,7

31459,9

Субвенции

675354,8

681149,5

734209,8

Иные межбюджетные трансферты

11218,8

11370,6

11635,6

Итого

761637,8

741840,2

792935,1

Исходя из выше приведенных данных, можно сделать вывод, что основным источником доходов местного бюджета Бокситогорского района являются безвозмездные поступления, они составляют 59,4% от общего дохода района. При этом большую часть безвозмездных поступлений составляют субвенции. В 2017-2019 годах субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований были выделены на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждения, предназначенное для приемного родителя, за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

К 2019 году планируется рост налоговых доходов бюджета на 12,7%. Данный прирост обусловлен увеличением налогов на прибыль и НДФЛ. Также следует отметить тенденцию роста налога на совокупный доход (на 5560,2 тыс. руб.). Данный процесс связан с распространением практики использования упрощенной системы налогообложения.

В неналоговой части доходов резких изменений не ожидается.

Таблица 2. Распределение бюджетных ассигнования по разделам расходов бюджета на период 2017-2019 года.

2017

2018

2019

Общегосударственные вопросы

130166,5

129281

127327,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3222,9

2762,9

2762,9

Национальная экономика

33048,6

32358

30225,2

ЖКХ

3427,9

2214,8

2237,5

Образование

774399,3

809487,7

869297,8

Культура

62651,8

57197

60527,9

Здравоохранение

120

120

120

Социальная политика

134063,6

102050,3

108014

Спорт

22247,7

23964

25398

СМИ

715

715

715

Обслуживание гос. и мун. долга

500

500

500

Межбюджетные трансферты

117948,2

115699,9

119123,8

Итого

1282511,5

1276350,6

1346249,4

Планируется сокращение расходов местного бюджета Бокситогорского района на 6160,9 тыс. руб. в 2018 году по сравнению с базисным (2017) годом. В 2019 году ожидается рост расходов на 63737,9 тыс. руб. Основная статья расходов бюджета БМР — образование (60,4% от общей суммы затрат). Большая часть средств приходится на общее образование — 370562 тыс. руб. В Бокситогорском районе расположено 9 школ, 2 высших учебных заведения (Институт Внешнеэкономических Связей, Экономики и Права; Ленинградский государственный университет имени А.С,. Пушкина).

Таблица 3.

2017

2018

2019

Дефицит

-25600

-26557

-27853

В заключение, можно сказать, что в текущем и плановых (2018-2019) годах наблюдается дефицит бюджета Бокситогорского муниципального района. Данный дефицит финансируется из внутренних источников: кредиты КО в валюте РФ, бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ.

Список литературы

  1. Рубан В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 1998. С. 134.
  2. Морунова Г.В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г.В. Морунова. – СПб.: Изд-во СПБГЭУ, 2016.- 153С.
  3. Юридический энциклопедический словарь / Под общ.ред. В.Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2003. С. 36.,
  4. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1998. С. 50.
  5. Официальный сайт Бокситогорского муниципального района :http://adm-boks9ce.1gb.ru/