ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ

№75-1,

Экономические науки

В данной статье рассматривается характеристика системы менеджмента качества предприятия на примере АО ГРПЗ. Описаны процессы, необходимые для внедрения системы менеджмента качества в организацию.

Похожие материалы

Международный стандарт ИСО 9001 устанавливает требования к системам менеджмента качества (СМК) и может использоваться организацией с тем, чтобы обратиться к удовлетворенности потребителя посредством удовлетворения их требований, а также применимых регулирующих требований. Он может использоваться как внутренними, так и внешними сторонами, в том числе органами сертификации, с целью оценить способность организации отвечать требованиям потребителей и регулирующих органов.

СМК — часть системы менеджмента применительно к качеству [1].

Система менеджмента — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей.

Система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Менеджмент — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Качество — степень соответствия присущих характеристик объекта требованиям.

Характеристика — отличительное свойство.

Организация должна учреждать, документировать, внедрять, поддерживать и постоянно улучшать СМК в соответствии с требованиями данного международного стандарта.

Организация — лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.

Чтобы внедрить СМК, организация должна:

  • выявить необходимые для системы процессы;
  • определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
  • определить требуемые критерии и методы, позволяющие гарантировать эффективное функционирование и контроль этих процессов;
  • измерять, вести мониторинг и анализировать эти процессы, а также предпринимать необходимые действия, чтобы достичь запланированных результатов и непрерывного совершенствования.

Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Когда говорят об обеспечении качества на этапе разработки и проектирования, как правило, имеют в виду контроль за выполнением тех работ, последовательность которых может быть описана в процедурах (стандартах предприятия), за которые можно приписать ответственность и в процессе которых может вестись регистрация данных, что и делает эти работы контролируемыми. К тому же каждый новый проект обычно содержит зарекомендовавшие себя наработки из прежних проектов, применение которых также поддается контролю. А если учесть, что ошибки, допущенные на стадии проектирования, трудно исправить, и само исправление вызывает большие затраты, необходимость стандартизации на данном этапе создания продукции становится очевидной.

Обеспечение качества — часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

По большому счету, процесс проектирования можно рассматривать как трансформацию требований заказчика (клиента) в рабочие документы для производства [2]. В общих чертах такой процесс схематично представлен на рисунке 1.

Схема процесса проектирования
Рисунок 1. Схема процесса проектирования

Из приведенной схемы видны фазы, поддающиеся стандартизации. Не подлежит ей такая творческая работа, как создание концепции изделия. Все остальные шаги могут быть охвачены системой управления качеством и проконтролированы. Сюда относятся: порядок рассмотрения результатов каждой из фаз разработки изделия, проверка расчетов, подготовка всевозможных документов (чертежей, технических условий, производственных стандартов и инструкций, методик и т.д.), порядок передачи информации от заказчика разработчику и от разработчика в производство и т.д. В сущности, разработанная в советское время система СРПП (разработки и постановки на производство) может сослужить здесь хорошую службу. СРПП нужно только разумно использовать, структурировав в соответствии с требованиями международных стандартов.

Рассмотрим комплект документов, предназначенный для описания СМК Федерального Государственного Унитарного предприятия Рязанский приборный завод. Основополагающим документом является Руководство по качеству (РК) СТП ВИАМ.8.021, в котором изложена политика в области качества и описана разработанная и внедренная на предприятии СМК.

Политика в области качества — общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Высшее руководство — лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

РК содержит:

  • распределение полномочий и ответственности среди персонала предприятия;
  • средства и ресурсы для достижения запланированного уровня качества;
  • меры по предотвращению и устранению выявленных несоотвествий.

В СТП ВИАМ.8.021 заложен принцип самостоятельного документа, содержащий исчерпывающую информацию о СМК предприятия.

В РК установлена политика предприятия и цели предприятия в области качества, представлены обязательства предприятия в области качества, а также описано, каким образом данная политика становится известной и понятной его персоналу, как она осуществляется и поддерживается на всех уровнях.

Цели в области качества — цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества.

В РК дается описание высшего уровня структуры предприятия, взаимосвязи между подразделениями и их подчиненности. Устанавливается распределение полномочий и ответственность за функционирование, анализ эффективности и совершенствование СМК. Определяются полномочия, ответственность и иерархия подразделений, которые осуществляют общее руководство, исполнение, проверку работ, влияющих на качество. С учетом выбранных подходов устанавливаются квалификационные требования ко всем категориям должностных лиц и производственного персонала. В РК содержится информация о том, как на предприятии реализуются требования ГОСТ Р ИСО 9001. Требования, предъявляемые к различным видам деятельности, охватываемым СМК, разбиты на логические подразделы, дающие представление о скоординированной и подконтрольной СМК.

Это достигнуто путем включения документированных процедур или ссылок на них.

Процедура — установленный способ осуществления деятельности или процесса.

В настоящее время разработаны шесть обязательных документированных процедур:

  • управление документацией;
  • управление записями;
  • внутренний аудит;
  • управление несоответствующей продукцией;
  • корректирующие действия;
  • предупреждающие действия.

Ответственным за разработку РК является представитель высшего руководства по качеству — Директор по качеству.

Общий алгоритм управления качеством на ГРПЗ представлен на рисунке 2.

Общий алгоритм управления качеством на ГРПЗ
Рисунок 2. Общий алгоритм управления качеством на ГРПЗ

Также в комплект документов, характеризующих СМК ФГУП ГРПЗ, входит СТП ВИАМ.8.121, описывающий процессы управления качеством на этапах проектирования научно-исследовательских работ (НИР), аванпроекта, опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию продукции и постановки ее на производство.

Аванпроект — это процедура проектирования изделия, которая включает элементы выполнения НИР и ОКР.

Данный документ обеспечивает перевод запросов заказчика на язык технических требований к продукции, материалам и процессам, результатом которых является выпуск качественной продукции по приемлемой цене для заказчика и получение предприятием-изготовителем прибыли.

В СТП приводится описание следующих процедур:

  • проведения НИР;
  • выполнения аванпроета;
  • выполнения ОКР.

Раздел СТП, связанный с разработкой образцов по техническому заданию (ТЗ) заказчика, определяет процедуру прохождения на предприятии ТЗ, его подписания и согласования должностными лицами.

ТЗ в обязательном порядке должно быть подписано начальниками следующих подразделений:

  • отдела режима и экономической безопасности (при наличии в ТЗ сведений, подлежащих охране);
  • отдела метрологического обеспечения;
  • конструкторского отдела;
  • технологического отдела;
  • технического отдела (рассмотрение требований по стандартизации и унификации);
  • отдела маркетинга (товары народного потребления и продукция производственно-технического назначения).

ОКР могут проводиться и по инициативе предприятия. Инициаторами предложений по разработке (модернизации) образцов могут быть:

  • руководство предприятия;
  • руководство научно-технического центра (НТЦ);
  • Главные конструкторы ОКР;
  • Главные конструкторы по направлениям;
  • отдел маркетинга;
  • коммерческая служба предприятия;
  • другие сотрудники предприятия;
  • сторонние организации на договорных условиях.

СТП содержит процедуру выполнения таких ОКР. Однако главным отличием таких ОКР от ОКР, проводимых по ТЗ Заказчика, является разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразности проведения разработки за счет финансовых средств предприятия.

Основные этапы ОКР приведены в ГОСТ РВ15.203. Это:

  • разработка эскизного проекта;
  • разработка технического проекта;
  • разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца изделия;
  • изготовление опытного образца изделия и проведение предварительных испытаний;
  • проведение государственных испытаний опытного образца изделия (межведомственных испытаний опытного образца составных частей (СЧ) изделия);
  • утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного образца.

Изготовленным опытным образцам проводят предварительные, межведомственные и при необходимости Государственные (приемочные) испытания.

СТП определяет процедуру всех видов испытаний опытных образцов, изготавливаемых в ОКР.

В процессе проектирования Главный конструктор ОКР продукции проводит периодическую оценку проекта на отдельных стадиях его разработки, проводит анализ последствий отказов при испытании опытных образцов, анализ диагностического дерева отказов. Результаты всех испытаний и их оценка регулярно документируется в ходе всего цикла испытаний.

СМК предусматривает наличие документированных процедур за контролем выпуска, изменений и использованием документации, содержащей входные и выходные проектные данные, которые могут влиять на продукцию в течение всего жизненного цикла, включая изменения в программном обеспечении и инструкциях по эксплуатации. Процедуры предусматривают:

  • правила внесения изменений в конструкторскую документацию согласно требованиям СТП ВИАМ.8.216;
  • порядок согласования и утверждения необходимых изменений осуществляется по процедурам СТП ВИАМ.8.268;
  • изъятие устаревших чертежей и технических условий с рабочих участков;
  • внесение в цеховые журналы замечаний экстренных изменений, необходимых для предотвращения выпуска или поставки продукции, не удовлетворяющей установленным требованиям согласно СТП ВИАМ.8.218.

Таким образом, в данном разделе были рассмотрены документы, касающиеся СМК предприятия.

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь
  2. Обеспечение качества на этапе проектирования. Серия «Всё о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 8, 2001. М.: НТК «Трек», 2001.- 17с., 3 илл.