ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

№75-1,

Экономические науки

В статье рассматриваются основные способы обеспечения бюджета муниципальных образований в Российской Федерации. Разобраны основные понятия, необходимые для понимания проблемы, а также пути рациональной организации хозяйственной деятельности муниципалитета.

Похожие материалы

Бюджетное финансирование муниципальных образований, а также грамотное распределение бюджетных средств и правильная организация хозяйственной деятельности является актуальной проблемой в Российской Федерации уже не первый год. Различные реформы и изменения во всех сферах общественной жизни выявили много различных проблем в сфере муниципальных образований. То есть методы, с помощью которых раньше решались появляющиеся проблемы, в том числе и доходы бюджета, больше не действенны и не могут использоваться в современной экономической системе нашей страны. В связи с этим, администрация муниципальных образований столкнулась с полной неподготовленностью к решению различных организационных, стратегических и финансовых проблем. Для успешного развития всех учреждений находящиеся в ведомости муниципалитетов необходимо модернизировать всю систему финансирования бюджета муниципалитетов.

Вопросы местного значения — это вопросы, ставящиеся перед населением и (или) органами местного самоуправления направленные на обеспечение достойного уровня жизни граждан в данном муниципальном образовании.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся:

  • вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля над исполнением местного бюджета;
  • распоряжение муниципальным имуществом;
  • содержание и строительство автомобильных дорог;
  • обеспечение малоимущих граждан жильем;
  • предоставление жителям услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания;
  • организация досуга населения;
  • вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

Бюджет муниципалитетов формируется из бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов. Один из вариантов обеспечения вопросов местного значения — это выделение средств из бюджетов других регионов и уровней. Это не очень надежный метод обеспечения местного бюджета финансами, так как он является разовым, и с помощью него нельзя создать прочной основы бюджета. После формирования местного бюджета происходит составление бюджета расходов на год. Для этого нам необходимо проанализировать ситуацию в муниципальном образовании и выявить наиболее проблемные сферы. В первую очередь администрации нужно обратить внимание на предпринимательский сектор, ведь именно развивающееся предпринимательство может способствовать наполнению бюджета муниципалитета финансовыми средствами. Очень долгое время муниципальные образования жили по принципу «здесь и сейчас». То есть бюджет направлялся на «залатывание» наиболее серьезных «дыр». Количественные характеристики довлели над качественными, являясь краткосрочном способом решения общественных проблем. К тому же, очень серьезно вставал вопрос о недостатке собственных финансовых средств. Чтобы решить все эти недостатки работы администрации, нужно было разрабатывать другие способы обеспечения финансами муниципального бюджета. Для этого необходимо обеспечить формирование бюджета непосредственно на местах самоуправления. Именно здесь предпринимательский сектор играет огромную роль, так как благоприятные условия для предпринимательской деятельности увеличат приток индивидуальных предпринимателей, а следом за этим последует приток финансовых средств в бюджет муниципального образования за счет налогов с частного предпринимательства. Таким образом, появится своеобразная финансовая подушка безопасности, обеспечивающая бюджетную стабильность муниципальному образованию на год вперед.

Ещё один способ финансового обеспечения вопросов местного значения — это обеспечение развития сектора экономики региона. Хоть этот метод не принесет сиюминутного результата, но как стимуляции развития системы финансирования и пополнения бюджета, он является наиболее действенным, так как мощное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной связи и т.д. позволит сформировать наиболее прочную и «толстую» основу муниципальных финансов.

Одна из главных задач при составлении расходного бюджета — это ориентированность на результат. Необходима установка приоритетных расходов, создание стимулов для экономии средств, а также установка крепкой связи между расходами и муниципальной политикой. Фундаментом для составления бюджета расходов должны быть долгосрочные программы способные реанимировать состояние подконтрольных местному органу самоуправления служб. Благодаря рациональному планированию величина бюджета будет фиксироваться и, соответственно, стимулироваться его экономия. К участию в формировании планов следует привлекать общественность, так как использование в своих целях общественно значимых приоритетов, раскрывающиеся с помощью опросов населения, поможет более детально сформулировать будущий план. К тому же, благодаря этому население сможет контролировать процесс выполнения поставленных целей, так как включение в бюджет нефинансовых показателей повысит его общую прозрачность.

Для воплощения в жизнь всего вышесказанного администрации необходимо внедрить в деятельность органов местного самоуправления систему составления и исполнения бюджета, благодаря которой будет возможно отследить достигнутый результат на каждом этапе деятельности.

Ориентированное на результат бюджетирование позволит муниципальным образованиям прекратить использовать практику затратного финансирования и выбрать первенствующие расходные направления, соответствующие поставленным задачам и целям. Реализация вышеуказанных мер позволит реформировать всю систему межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также позволит создать эффективную, устойчивую и прозрачную систему бюджетирования муниципалитетов.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.
  2. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы теория и практика в России и зарубежных странах. - М.: Издательство: высшее образование, 2008.
  3. Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г. В. Морунова. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 153 с.
  4. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-639с.