ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РАЗРЕЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

№75-1,

Экономические науки

В данной статье рассмотрены проблемы прогнозирования и планирования расходов публично-правовых образований на уровне муниципалитета. Определены факторы влияния, определяющие изменения в уровне расходов средств на оказание медицинских услуг населению, приведена их характеристика. Представлено описание учета влияния некоторых факторов в динамической модели прогнозирования расходов.

Похожие материалы

Возможности прогнозирования на основе имитационного моделирования активно исследуются в виду наличия широкого доступа к программным обеспечениям, позволяющих провести прогноз будущих значений требуемых показателей. Открытым остаётся вопрос о принятии и учете результатов данного способа планирования относительно публичных (государственных и муниципальных) финансов.

Тема прогнозирования расходов на здравоохранение на основе имитационного моделирования раскрывается учеными во многих странах мира. К коим относятся: Пол Бесселинг и Виктория Шестолова из Нидерландского бюро по анализу экономической политики (Гаага, Нидерланды), Хабиб Н. Хан, Радзуан Б. Разали и Афза Б. Шафи из технологического университета ПЕТРОНАС (Сери Искандар, Малайзия), Бахус Баруа, Милагрос Паласиос и Джоэл Эмс из института Фрейзера (Ванкувер, Канада), Роберто Астольфи, Лука Лоренцони и Джиллиан Одеркирк из Организации экономического сотрудничества и развития (Шато де ла Мюетт, Париж). Среди отечественных ученных, раскрывающих способы имитационного прогнозирования расходов бюджетов местного уровня на выполнение полномочий следует выделить работу Моруновой Г. В. [6, с.134].

Согласно позиции Всемирной организации здравоохранения, продолжительность жизни человека в той или иной стране напрямую зависит от размеров общих расходов на здравоохранение. Поскольку значительная часть расходов на здравоохранение финансируется публично, то есть государством, ее прогнозируемая стоимость имеет важные бюджетные последствия. Поэтому совершенствование методов прогнозирования помогает улучшить бюджетную политику, то есть повысить её эффективность.

В настоящей статье исследуется теоретическая модель, факторы которой обуславливают причинно-следственную взаимосвязь с исследуемым показателем (расходы на здравоохранение в разрезе муниципального образования).

Методология исследуемой модели прогнозирования — это, в сущности, модель микромоделирования. Её особенностью является то, что в структуре расходов присутствует разделение на подсектора сферы здравоохранения и декомпозиция эффекта старения. Преимуществом предлагаемой модели являются ее ограниченные потребности в данных, их прозрачность и практичность, что позволяет применять ее для составления (или проверки) агрегированных прогнозов расходов на здравоохранение местных бюджетов в других странах.

Традиционно модели прогнозирования расходов на здравоохранение планируют расходы на здравоохранение на основе демографических прогнозов и значений расходов на душу населения в каждой возрастной группе за предыдущие периоды. В этих традиционных моделях старение населения приводит к резкому увеличению национальных расходов на здравоохранение [2, с.11]. Однако, на современном этапе развития медицины признается важность эпидемиологических факторов, влияющих на укрепление здоровья или развитие болезней. Положительное влияние эпидемиологических факторов выражается в увеличении продолжительности жизни человека и повышении качества здоровья. Как следствие, это задерживает спрос граждан на услуги здравоохранения и приводит к более низкому прогнозируемому росту расходов на здравоохранение. Важным шагом в признании этого явления было понимание того, что большая часть отдельных расходов на здравоохранение приходится на последний год жизни человека.

Факторы, влияющие на эпидемиологические тенденции, включают: индивидуальное поведение и риски заболеваний (курение, ожирение, гипертония и высокий уровень холестерина) [1, с.62]; оздоровительные эффекты медицинских инноваций; и тенденции в инвалидности. Тенденции в области инвалидности имеют важное значение как определяющий фактор долгосрочного ухода за пожилыми людьми.

Методологическая основа модели

Поскольку расходы на здравоохранение для человека зависят от возраста человека, а также от типа получаемого медицинского обслуживания, то следует провести деление групп населения по возрастному признаку (в данном исследовании рассматривается 20 возрастных групп, каждая из которых составляет 5 лет), а также различить сектора в сфере здравоохранения. В работе присутствуют следующие обозначения: k — сектор, l — возрастная группа, n — число индивидов в группе l в году t, xklt — реальные расходы на здравоохранение на душу населения в секторе k.

Для упрощения модели стоит рассматривать лишь один сектор здравоохранения (следовательно, индекс k понизится в остальной части этой работы) и рассматривать период от нулевого года до года t. В начале вносится предположение, что среднее состояние здоровья в каждой группе со временем не изменяется.

Затем, в каждый прогнозируемый год t реальные расходы на душу населения в каждой возрастной группе представляют собой сумму следующих показателей: xl0 — расходов на здравоохранение на душу населения в этой группе в базовом году; glt — правительственные вмешательства в течение периода от 0 до t, например, конкретные политические меры, направленные на уменьшение или увеличение расходов на определенный вид помощи (для обобщения модели, в качестве данного значения используется норматив подушевого финансирования. Норматив подушевого финансирования — это теоретическая стоимость медицинских услуг для каждого жителя страны с полисом ОМС, как обращающегося в медицинские учреждения за помощью, так и не обращающегося за ней.

Факторы влияния
  1. (p) — медицинские технологии. Технологический прогресс оказывает сильное влияние на формирование расходов на здравоохранение. Данный показатель является агрегирующим для подмножества групп, среди которых имеются следующие: хирургические методы и медицинское оборудование; расходы на исследования и разработки в области здравоохранения. Включение каждой подгруппы предполагает анализ положительной динамики применения и соотнесение результатов отдельных групп, имеющих количественно измерительную характеристику, с моделью в целом. Значительные улучшения в связанных со здоровьем технологиях в целом повышают уровень качества здоровья граждан. Но, в то же время, развитие и распространение технологических инноваций в медицинской сфере провоцируют рост расходов на здравоохранение [4, с.2]. Таким образом, между медицинскими технологиями и расходами на здравоохранение возникает противоречивая и сложная взаимосвязь.
  2. (i) — доход. Общие расходы на здравоохранение строятся из трех составляющих, а именно из: а) части общих государственных расходов, направленной на финансирование здравоохранение, б) расходов, обеспечиваемых через систему медицинского страхования, в) расходов, оплачиваемых за счет личных средств граждан. Следует отметить, что рост ВВП провоцирует рост подушевых расходов на здравоохранение и, если исключить демографические факторы и учесть прочие межстрановые различия, оценка эластичности государственных расходов на здравоохранение становится близкой к единице [5, с.68]. Исходя из таких условий можно предположить, что рост доходов населения, при прочих равных, а именно других элементов расходов на здравоохранение, снизит бремя по финансированию сфер медицины государством.

Формула, с учетом факторов влияния, принимает следующий вид:

x_{lt}=x_{l0}+g_{lt}+p_{lt}+i_{lt} (1)

Если среднее состояние здоровья в возрастной группе изменяется в течение периода, это изменение повлияет на первый член в уравнении (1). В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики ставится предположение, что продолжительность жизни граждан увеличивается от года к году и, как следствие, улучшается состояние здоровья граждан, относящихся к разным группам. Это предположение учитывается в модели как сдвиг первоначального (базового года) профиля расходов — xl0 на здравоохранение вправо, что отражает ежегодное увеличение ожидаемой продолжительности жизни в купе с улучшением состояния здоровья граждан. Исходя из выше сказанного, вводится новый параметр — ht (0t<1) для кумулятивного сдвига профиля расходов, реализованного между годом 0 и годом t, который выражает первый член в уравнении (1): [3, с.4]. Таким образом, окончательное выражение для расходов на здравоохранение в году t выглядит следующим образом:

x_{lt}=(\left(1-h_t\right)\cdot x_{l0}+h_t*x_{l-1,0})+g_{lt}+b_{lt} (2)

На уровне сектора общие (номинальные) затраты в момент времени t выражаются формулой:

X_t=P_t\cdot\sum_l{{(n}_{lt}\cdot x_{lt})} (3)

где Pt обозначает индекс цен, соответствующий году t (P0 = 1). Как индекс цен, в данной модели предлагается к использованию дефлятор ВВП. Важным преимуществом использования одного дефлятора для всех (суб) секторов сферы здравоохранения является то, что в этом случае реальные значения являются аддитивными по секторам.

В заключение следует отметить прозрачность и практичность методологии, предложенной в этой статье, что способствует ее применимости на различных бюджетных уровнях, а также делает ее доступной для применения в различных странах. Результаты анализа распределения расходов и факторов (драйверов), определяющих появление и тенденцию развития расходов на здравоохранение, оказывают поддержку в выявлении потенциально важных областей для реализации бюджетных и других политических мер по улучшению распределения государственных бюджетных средств.

Список литературы

  1. Astolfi R., Lorenzoni L., Oderkirk J. A Comparative Analysis of Health Forecasting Methods. OECD Health Working Papers, No. 59, OECD Publishing, Paris, 2012
  2. Bacchus Barua, Milagros Palacios, Joel Emes. The Sustainability of Health Care Spending in Canada. Fraser Institute, Vancouver, May 2016
  3. Besseling Paul, Shestalova Victoria. Forecasting public health expenditures in the Netherlands. The Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis, The Hague, 2010
  4. Habib N. Khan, Radzuan B. Razali, Afza B. Shafie. Modeling Determinants of Health Expenditures in Malaysia: Evidence from Time Series Analysis. University Tekonologi Petronas, Tronoh, 2016
  5. Авксентьев Н. А. Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года. Финансовый журнал / Financial journal, Москва, 2017
  6. Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г. В. Морунова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 153 с.