ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

№75-1,

Экономические науки

В данной статье рассмотрены основные понятия организации муниципальных финансов, принципы этого процессы и элементы. Особенностью статьи будет раскрытие системы формирования местных финансов в европейских странах (Великобритания, Германия, Франция), определение основных проблем и предложены пути для возможного их решения.

Похожие материалы

В современных условиях эффективное развитие муниципальных образований европейских стран, а также уровень жизни их населения напрямую зависит от оптимального способа и качества организации муниципальных финансов.

Так, европейский опыт показывает, что местное самоуправление относится к числу основополагающих факторов, определяющий механизм функционирования «западной системы экономического благосостояния», составляющей частью которой является и организация муниципальных финансов.

В связи с этим процесс организации муниципальных финансов европейских стран имеет, как общие, так и отличительные черты.

Общим является понятийный аппарат и основные принципы рассматриваемого процесса.

Так, под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Данные отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории определенного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

В связи с этим структура муниципальных финансов формируется из следующих компонентов:

  • средства местного бюджета;
  • муниципальные внебюджетные фонды;
  • государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
  • другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Европейская Хартия о местном самоуправлении является базовым документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления.

В тоже время необходимо отметить, что процессы организации муниципальных финансов в конкретных европейских странах могут существенно отличаться друг от друга, что во многом обусловлено формой государственного устройства определенной страны (унитарное, федеративное, конфедеративное).

В связи с этим принято выделять три основных типа местного самоуправления, которые предопределяют развитие муниципальных финансовых систем в различных странах:

  • англосаксонское;
  • немецкое (коммунальное);
  • французское.

Так, в Великобритании сложился особый тип местного самоуправления, получивший название англосаксонского.

В качестве основной особенности данной системы местного самоуправления целесообразно рассматривать отсутствие на местах полномочных представителей правительства, контролирующих деятельность выборных местных органов.

В соответствии с англосаксонской доктриной муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом.

В связи с этим при организации муниципальных финансов, в рамках рассматриваемой модели используются следующие источники получения доходов:

  • дотации и субсидии, направляемые центральными органами власти (около 40%). Наиболее значительной из них является «вспомогательная субсидия по уровню налогов».

Она предоставляется в виде целевого взноса, устанавливаемого в соответствии с финансовыми возможностями каждого местного органа власти и предполагаемыми (согласно предварительной оценке) расходами.

Порядок расходования этих средств на каждый год оговаривается на переговорах между центральным правительством и ассоциациями местных властей. Кроме того, предоставляются целевые субсидии на строительство жилья, содержание полиции, транспорт и капитальные затраты;

  • отчисления в местные бюджеты в виде платы за землю, не находящуюся в сельскохозяйственном обороте, и налог на недвижимость (около 30%);
  • иные доходы: арендная плата за жилье, оплата услуг, предоставляемых местными органами (около 30%).

Таким образом, собственные доходы местных бюджетов составляют около 60%, остальные доходы поступают в виде помощи государства.

Основные расходы (около 70%) составляют затраты на содержание социальной сферы.

Таким образом, доходную часть местного бюджета в Англии, в основном, составляют неустойчивые налоги на собственность.

Власти регламентируют их величину, и это влияние центра воспринимается местными сообществами как ограничение свободы местного самоуправления.

Однако местное самоуправление имеет право устанавливать собственные налоги и полностью контролирует свои финансы.

В связи с этим тема изменения местных налогов является одной из самых значимых в политической жизни Великобритании.

Одной из ключевых проблем организации муниципальных финансов является то, что в Великобритании в ходе реформ не было коренного преобразования системы местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления в последний раз значительно изменялись в XIX веке.

В настоящее время в английском обществе активно проводится в жизнь идея считать функции местного самоуправления услугами, которые власти оказывают населению.

В ходе модернизации удалось повысить эффективность и законность местного самоуправления, но не удается увеличить доходы.

Решение данной проблемы заключается в том, что, понимая финансовые затруднения, которые испытывают органы местного управления, центральное правительство взяло на себя контроль за здравоохранением, некоторыми аспектами деятельности полиции, вопросами водо- и землепользования.

Государственные трансферты направляются на покрытие разницы между предполагаемыми расходами и доходами от местных финансовых источников, это обеспечивается основной дотацией — грантом поддержки доходов (Revenue Support Grant), однако механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности не является приоритетом, основную роль здесь играют собственные доходы местных бюджетов.

Второй моделью организации муниципальных финансов является немецкая.

Так, В Конституции Германии записано правило единообразия жизненных условий для всей нации (установлен минимальный жизненный стандарт для всего населения страны), а также установлены основополагающие принципы муниципальных финансов (финансов земель).

Государственные функции распределяются по вертикали. Центральному уровню принадлежат все законодательные функции, функции перераспределения финансовых ресурсов, формулирование стратегии развития страны. Нижний уровень исполняет те функции, которые передаются с центрального уровня и финансируются из федерального бюджета.

Часть полномочий передаются на нижний уровень без оказания финансовой помощи сверху, например, субсидирование мероприятий по улучшению жилищных условий.

Все основные налоги (налог на прибыль, НДС) получает центральный бюджет совместно с землями. Вертикальное распределение налогов в Германии закреплено в основном законе страны.

Также федеральный центр полностью получает налоги на бензин, табак, кофе, страхование, к исключительной компетенции федерации относятся пошлины и акциз на водку, на которую сохраняется государственная монополия.

Землям достаются налоги на имущество, наследство, автомобили, лотереи и пиво, общинам — на землю, местные («малые») налоги на потребление, а также большая часть промыслового налога. Основные же налоги (свыше 70% объема поступлений) являются совместными по получению.

Одной из ключевых проблем организации муниципальных финансов в Германии является распределение налога с оборота: доли, которые приходятся на федерацию и земли, пересматриваются каждый год и закрепляются в специальном законе. Подвижные пропорции распределения обеспечивают приспособление доходной части бюджета к изменяющимся задачам (а, следовательно, и расходам) разных уровней власти.

В последние годы доля федерации превышает долю земель иногда в соотношении 54:46, а иногда — 50,5:49,5.

Так, если налоговых поступлений не хватает для покрытия расходов, то в финансовом отношении земли могут получать дополнительные перечисления (трансферты), используя эти средства по своему усмотрению. Специальная компенсация из федерального бюджета предусмотрена и в случае, когда определенные мероприятия центра влекут финансовые проблемы (например, строительство военных городков, размещение федеральных ведомств).

Рассматривая французскую модель организации муниципальных финансов необходимо отметить, что она значительно симметричнее английской, что связано с достаточно высокой степенью централизации власти.

Это отражается в системе административного контроля центральной власти над местными органами, иерархической подчиненности местных органов центральным. Контроль осуществляется через специально назначаемых представителей или в других формах.

В связи с этим во Франции четко определены возможные источники пополнения местных финансов, к которым относятся:

  • доходы от имуществ, принадлежащих общине;
  • дополнительные сантимы, то есть суммы, которые община получает в форме процентной надбавки (определенное число сантимов с франка) к государственным прямым налогам: поземельному, личному с поквартирным, к налогу с окон и дверей и к промысловому.

Главный проблемой данной модели организации является то, что расходы муниципальных образований зачастую выше, чем их доходы.

Решение указанной проблемы осуществляется с помощью использования в качестве источника покрытия текущих расходов субсидии от центрального правительства.

Вывод

Таким образом, в европейских странах созданы достаточно эффективные модели и механизмы организации муниципальных финансов, имеющие, как общие, так и специфические черты.

Рассмотренные модели имеют свои особенности, которые их отличают. Так, например, в Великобритании муниципальные финансы формируются в основном за счет местных налогов, арендных платежей, которые составляют более 60 %, но также значительную часть доходов составляют субсидии из центрального бюджета. В Германии меньшую часть доходов (25%) составляют собственные налоги, которые уплачиваются гражданами общины, а остальные расходы покрываются за счет финансовых трансфертов и дотаций из федерального и регионального бюджетов. Таким образом, финансовая основа местного бюджета в Германии не является самодостаточной и местные органы зависят от центральных источников финансирования по сравнению с Великобританией. Во Франции основную часть доходов составляют субсидии, покрывающие все капитальные затраты, которые поступают из центрального бюджета и финансирование здесь строго целевое, почти отсутствует финансовая самостоятельность, что говорит о жестком подчинении местных органов у государственной власти.

Каждая из этих моделей имеет свои достоинства и недостатки. Существующие проблемы решаются правительствами стран исходя из специфики их государственного устройства, уровнем экономического развития и историческими традициями.

Список литературы

  1. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года. – [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=20361.
  2. Кынина Н.А. Организация муниципального финансирования в странах Запада: сравнительный анализ // Региональная экономика: теория и практика. – 2004. - № 3. – С. 54
  3. Марчева Л.М. Проблемы финансирования местного самоуправления в России и Великобритании // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – С.63
  4. Морунова Г.В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике/ Г.в. Морунова.- СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2016 – 153с.
  5. Sullivan H. Local Government Reform in Great Britain // Reforming Local Government: Closing the Gap between Democracy and Efficiency. 2002.
  6. Pahn Р., Fottinger W. Germany / Fiscal federalism in Theory and Practice. Editor Teresa Ter-Minassian. International Monetary fund, 2016