ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКА

№75-1,

Педагогические науки

Стрельба из боевого оружия ассоциируется у обучаемых с чувством боязни, тревоги и страха, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы. Эти чувства затормаживают всю ее функциональную деятельность и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма курсанта (сотрудника). С учетом психологических данных необходимо применять знания комплексно, учитывая индивидуальные особенности курсанта (сотрудника), его темперамент, характер, ценностные ориентации, склонности, затем выстраивать индивидуальную программу психологической подготовки.

Похожие материалы

В процессе учебно-тренировочных занятий зачастую приходится наблюдать, насколько уверенно в классе курсанты (сотрудники) обращаются с учебным оружием. На огневом рубеже — совсем другая ситуация. Некоторые курсанты (сотрудники), судорожно сжимая в руке пистолет, заряженный боевыми патронами, выглядят растерянными и скованными. Они тут же забывают не только то, чему научил их преподаватель, но и даже свой домашний адрес и телефон. Вы спросите, нормальное ли это явление? Да, нормальное, поскольку это естественная реакция человека на действия, связанные не только с непривычными ощущениями (такими, как звук выстрела и отдача оружия), но и с некоторой долей риска и опасностью. Кроме того, стрельба из пистолета для большинства из нас — далеко не частое и обыденное явление, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Стрельба из боевого оружия ассоциируется у обучаемых с чувством боязни, тревоги и страха, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы. Эти чувства затормаживают всю ее функциональную деятельность и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма курсанта (сотрудника). С учетом психологических данных необходимо применять знания комплексно, учитывая индивидуальные особенности курсанта (сотрудника), его темперамент, характер, ценностные ориентации, склонности, затем выстраивать индивидуальную программу психологической подготовки.

Практический опыт позволяет утверждать, что при качественной психологической подготовке, при серьезной личной работе курсанта (сотрудника) над собой, когда уровень его психологической компетентности достаточно высок, всевозможные отрицательные влияния экстремальных условий на него и его действия могут быть успешны.

По мнению А. М. Столяренко, один и тот же человек, в одних и тех же экстремальных ситуациях, но в разное время, может вести себя с неодинаковой успешностью. Причина этого — в решающей роли личностных, индивидуальных особенностей человека, определяющих значимость для него ситуаций и факторов и возможность адекватно реагировать на них.

Курсанты (сотрудники) с большим стажем умеют регулировать свои состояния и добиваться высоких и стабильных результатов. Это умение достигается в процессе длительных тренировок, выработке стабильного психологического состояния одновременно с отработкой стрелковых действий до «автоматизма» в процессе учебно-тренировочных занятий во время которых они усовершенствуют свою тактическую подготовку одновременно с психологической.

Различают три этапа психологической подготовки:

  • на практических занятиях;
  • на тренировках и учебно-тренировочных сборах;
  • во время выступления на соревнованиях, экзаменах и контрольно-проверочных стрельбах.

Основными задачами психологической подготовки курсантов (сотрудников) являются:

  • изучение психофизиологических отклонений, которые происходят в организме курсанта (сотрудника) до момента старта, и их влияние на технику стрельбы;
  • индивидуальный подход и подбор средств и методов для нормализации психического состояния.

Также стоит акцентировать внимания на жесткую систему оценивания у курсантов (сотрудников), так как есть приказ Минюста РФ от 26 февраля 2006 г. №24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы», в котором подробно трактуется система оценивания упражнений учебных стрельб из пистолета. Так, например, для выполнения упражнения №1 на оценку «отлично» нужно выбить 25 и выше очков, оценку «хорошо» от 21 очка, а «удовлетворительно» от 18 очков. Это самое классическое упражнение, для выполнения которого обучаемый должен выполнить последовательно все технические действия максимально одинаково 3 раза подряд. Естественно, обучаемый, психологически не готовый к выстрелу может совершить ошибку и не получить удовлетворительного результата. Однако курсант, получивший оценку «не удовлетворительно» осознает что, это не просто оценка за стрельбу, а оценка, выставляемая в журнал группы. Пятибальная система оценивая еще со школы прививает у старательных учеников боязнь «двоек», тем более в каждом учебно-строевом подразделении существуют рычаги воздействия на курсанта для улучшения его среднего бала по всем предметам и как успеваемости в целом (заслушивания на кафедре, беседы с командиром и т.д). Для сотрудников постоянного состава учебных заведений и сотрудников учреждений ФСИН России существует приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы», в котором описывается порядок определения годовой оценки по служебной подготовке, и конечно оценка «неудовлетворительно» по стрельбе у сотрудников может привести к потери денег в премиях. Несомненно, данные рамки еще больше оказывают негативное влияние на психологическое состояние стреляющего.

В процессе занятий, тренировок, контрольных и проверочных занятиях, экзаменов и выступлении на соревнованиях преподавателю (тренеру) необходимы систематические наблюдения за реакцией сотрудников (спортсменов) на те или иные отклонения от правильной техники стрельбы, в связи с влиянием сторонних факторов.

Следует обратить внимание на разработку индивидуальной программы, которая содержит и психологическую подготовку, например:

  • выработка технических приемов для усовершенствования техники стрельбы;
  • многократное выполнение специальных стрелковых упражнений, приводящих к автоматическому запоминанию;
  • привыкание нервной системы к плохим и хорошим выстрелам;
  • многократное выполнение на тренировках выстрелов в «десятку» и привыкание к ним.

Как известно, психика нормального человека, без специальной подготовки, не способна выдержать боевой стресс. А стрелок — это своего рода «боец» в своей войне за победой. Еще в древности такой подготовке уделялось большое внимание, но только недавно данная область психологии стала предметом научного изучения.

Г. Е. Шумков по праву считается одним из основоположников отечественной военной психологии, он говорил: «Чтобы победить в этой кровавой битве, одного желания, пыла, дозы самоуверенности, желания быть героем и даже умереть, в настоящее время мало». Он доказывал, что «помимо технической подготовки, необходима подготовка психологическая. Психологическая подготовка во многом состоит в том, чтобы честно, откровенно, правдиво и деловито познакомить воинов с их будущей деятельностью и обстановкой. Они должны отчетливо осознавать, что война — не торжественная прогулка и даже не ряд возвышающих душу боев, а сплошные тяготы бивачной, походной, сторожевой службы, с их трудностями, лишениями, болезнями и потерями. Что современные войны выигрываются не лихими, самоуверенными наскоками и распущенными знаменами, а настойчивым измором врага... нередко подвергаясь крайнему истощению, неудачам и даже поражениям, захлебываясь порою в крови».

На основе проведенных исследований нами были сформулированы некоторые рекомендации по проведению тренировочного процесса на начальном этапе обучения курсантов (сотрудников). Они не гарантируют 100 %-го успеха, однако дают возможность несколько по-иному оценить стрельбу как вид деятельности, убедиться в необходимости уделять больше внимания психологической подготовке курсанта (сотрудника):

  1. При формировании у курсанта (сотрудника) практических навыков стрельбы на первых этапах обучения необходимо находиться рядом, оценить его характер, попытаться найти такой стиль работы, который позволит ему не просто теоретически воспринять излагаемый материал, но добиться, чтобы обучаемые разделяли многосоставное и быстрое действие как производство выстрела на более меньшие технические сегменты: стойка, хват, дыхание, прицеливание, спуск курка, и однообразно от выстрела к выстрелу его выполняли.
  2. Во время обучения необходимо не только тренировать курсанта (сотрудника) стрелять по мишени, но и позволить ему познать и оценить самого себя в этом виде деятельности, анализировать и контролировать свои действия самостоятельно, без посторонней помощи. В итоге значительно расширится влияние преподавателя на обучение этого курсанта (сотрудника) в период совершенствования навыков. Одного намека или взгляда преподавателя ему будет достаточно, чтобы правильно скорректировать действия и при этом сохранить свой индивидуальный творческий подход.
  3. На начальном этапе обучения не стоит акцентировать внимание курсанта (сотрудника) на результат каждого выстрела. Оценивать тренировку необходимо по количеству правильно выполненных действий.
  4. Не следует ускорять процесс обучения и переходить к сложным видам стрелковых упражнений, пока не будут достигнуты устойчивые положительные результаты при выполнении начальных упражнений.
  5. При выполнении самых первых стрельб из боевого оружия не следует подсказывать стреляющему, и тем более корректировать его действия. Необходимо, чтобы у стрелка — новичка сложились представления о выстреле, а именно он должен почувствовать насколько громко происходит выстрел, как сильно он чувствует отдачу оружия, как отдача относит оружие от линии прицеливания в сторону, и особенно в какой момент выжима рабочего хода спускового крючка происходит выстрел. Как правило стрелок выполняющий боевую стрельбу впервые совершенно забывает о том, как он занимался с учебным оружием и тем более о технике выстрела, однако стреляет достаточно неплохо. Данный феномен связан с тем, что не зная всех факторов описанных выше стрелок не сопротивляется такому явлению как отдача оружия и выстрелы для него происходят неожиданно. Вместе с тем, как только стреляющий выполняет вторую стрельбу результаты на мишени становятся намного хуже. Это говорит о том, что стреляющий осознал что такое выстрел из оружия и теперь не осознано противодействует отдаче оружия, фокусирует зрение только на мишень стремясь попасть в «десятку» забывая о мушке оружия и резко выжимает спусковой крючок за мгновение до того как происходит выстрел. Опытный преподаватель (тренер) должен увидеть эту самую частую ошибку начинающих или просто психологически не подготовленных стрелков наблюдая за поведением дульной части оружия, за долю секунды до выстрела дульная часть резко смещается вниз. Соответственно все выстрелы будут ниже мишени. Это легко доказать разместив под мишенью белый лист бумаги размеров с мишень поясной фигуры. Это происходит по одной причине стрелок психологически не готов и пугается выстрела до его производства.

Для исправления этой ошибки существует метод «мнимой осечки».

Преподаватель сам снаряжает магазин и вместо боевого патрона снаряжает учебный либо немного поднимает предохранитель на пистолете Макарова вверх. Перед стрельбой необходимо дать задание обучаемому сфокусировать зрение на мушке и отслеживать ее отклонения в прорези целика. По команде «огонь» обучаемый не зная что выстрела не произойдет совершает все те действия по противодействию отдаче оружия как при боевом выстреле и наблюдая исключительно за мушкой отмечает резкий кивок оружия вниз. Тут преподавателю необходимо еще раз напомнить и технике спуска курка, а именно о том, что движение указательного пальца не должны создавать колебания оружия. Данный прием повторяется до усвоения. Затем преподаватель готовит оружие к выстрелу боевым патроном. Важно дать понять обучаемому, что по прежнему выстрела не произойдет.

Стрелок, уверенный в очередной холостой отработке выстрела повторяет заученные действия, как неожиданно для него происходит выстрел. Это тот самый эффект, которого необходимо добиться. Преподаватель должен убедиться в том, что обучаемый этот выстрел не ожидал. Осматривая мишень, при технически правильных действиях по спуску курса выстрел будет в желаемом районе. Таким образом, обучаемый устойчиво осваивает технику стрельбы из оружия, где важнейшим фактором производства выстрела является его неожиданность.

Далее для усвоения этой техники подойдет метод аутогенной тренировки, на которой обучаемый внушает себе, что при нажатии на спусковой крючок движение рабочего хода не должно завершиться, а выстрел происходит неожиданно.

Данные рекомендации разработаны на основе личного опыта проведения занятий по огневой подготовке, а так же проведенных различными авторами исследований психологических механизмов формирования навыков точностных движений у курсанта (сотрудника) и представляют несколько нетрадиционный подход к обучению сотрудников. В частности, предпочтение отдается психологической подготовке, формированию у курсантов (сотрудников) механизмов самоанализа, самоконтроля и самоуправления. Преимущество такого метода заключается в том, что он позволяет не только эффективно прививать навыки владения оружием, но и обеспечить надежность и «помехоустойчивость» этих навыков, а самое главное — приобрести способность оперативного принятия единственно правильного решения в любой сложившейся обстановке.

Список литературы

  1. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002.
  2. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. СПб., 2006.