ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ

№75-1,

Экономические науки

В данной статье раскрыто понятие "дебиторская задолженность", а также отражена её классификация.

Похожие материалы

Итак, что же такое дебиторская задолженность (в английском accounts receivable)? Существует великое множество разнообразных по своей форме определений дебиторской задолженности от самых ёмких до весьма размашистых. Проанализировав их все, в общем виде дебиторскую задолженность можно определить, как положенный к уплате долг одного хозяйствующего субъекта к другому. Должник именуется дебитором — субъект экономики, который имеет имущественные или денежные обязательства перед кредитором [2]. В бухгалтерском учете дебиторскую задолженность определяют к имущественным правам. Имущественные права согласно букве закона являются объектом гражданских прав, а это означает, что дебиторская задолженность относят к имуществу организации [1, ст. 128]. Стоит отметить, что дебиторская задолженность также является одной из частей оборотного капитала фирмы. В современном мире ни одно предприятие (за редкими исключениями) не обходится без дебиторской задолженности. Это логично вытекает из следующих факторов:

  1. дебиторская задолженность для кредитора подразумевает его экспансию на рынки различные рынки сбыта;
  2. а для того предприятия, являющегося должником, дебиторская задолженность предполагает право бесплатной эксплуатации вспомогательных оборотных средств.

То есть подключаются рыночные механизмы: дебиторская задолженность выгодна как кредитору, так и дебитору. Разумеется, это справедливо, когда дебиторская задолженность (в том числе её удельный вес в оборотном капитале) имеет адекватные, нормальные значения. Она в силу своей специфики может нанести серьёзный урон финансовому здоровью. Это, кстати, означает то, что рост дебиторской задолженности должен находится под пристальным контролем финансового департамента предприятия: соответствующая задолженность должна в своевременные сроки быть взысканной. Тогда она будет играть только положительную роль: укреплять финансовую устойчивость и способствовать большей реализации товара в целом посредством привлечения новых клиентов за счёт привлекательных условий.

Основным источником дебиторской задолженности является то время в периоде отношений между сторонами (отношения которых закреплены соответствующими договорами), когда оплата и смена субъекта права собственности не совпадают. Например, когда какая-то услуга была уже оказана, а оплата за неё ещё не была произведена.

Теперь перейдем к классификации дебиторской задолженности. В первую очередь в зависимости от характера задолженности её различают на:

  1. срочную (она же «нормальная»);
  2. и на неоправданную (она же «просроченная»).

Первая подразумевает ситуацию, когда кредитор получил соответствующее благо (работа, товар или услуга), но не оплатил её, однако срок оплаты ещё не подошёл. Возникает в силу специфики договорных отношений между контрагентами. Главная задача дебитора в таком случае — не допустить просрочки платежа. Вторая же олицетворяет ситуацию, когда благо уже получено, и оплата не поступила, но уже в этом случае срок, установленный договором, уже истёк. Такой вид задолженности возникает из-за неорганизованности кредитора, он попросту нарушает дисциплину, прописанную в принятом договоре.

Неоправданную задолженность также делят на несколько подвидов:

  1. вероятная;
  2. трудная;
  3. сомнительная;
  4. подлежащая списанию.

К тому или иному подвиду задолженность определяют, обращая внимание на опыт прошлого взаимодействия с контрагентом, на срок просрочки, на способность и желание договариваться со стороны кредитора, на действующее законодательство и так далее [3, c. 29].

Зачем же вообще классифицировать долги, определять виды? Очевидно для того, чтобы определить, какие приёмы и методы взыскания своих денежных средств необходимы в каждом конкретном случае. В одном случае будет достаточно напоминания своему партнеру, в другом же необходимы более радикальные действия, в третьем же необходимо будет использовать мягкие способы воздействия.

Для убедительности приведем пример: реальный кейс из реальной жизни. Это московская клининг-компания, работающая исключительно с корпоративными клиентами. Списочная численность работников — 60 человек, из них один бухгалтер.

Фирма активно развивалась: заключали новые контракты, докупали спецтехнику, рекламировались в прессе и в интернете. Качество и стоимость услуг — на рыночном уровне. Расчеты с поставщиками и подрядчиками вели как в безналичной, так и в наличной форме. Расходы на развитие и поддержание бизнеса каждый раз утверждал собственник в устной или письменной форме.

Все расходы выглядели обоснованными, однако по итогам декабря 2014 года при обороте в одиннадцать с половиной миллионов рублей за месяц прибыль компании составила только 400 тысяч. Прибыль в 3−6% от оборота ежемесячно собственник получал с начала кризиса. Такой результат не устраивал владельцев бизнеса: в среднем до кризиса рентабельность продаж клининговой компании в их сегменте бизнеса составляла 15%. С началом кризиса рентабельность отрасли упала до 5−10% от оборота, но компания редко выходила и на эти показатели. Было принято ввести финансовый и управленческий учёт, который сразу дал свои плоды. Помимо всех остальных неполадок в бизнес-процессах, которые удалось обнаружить, были выявлены проблемы во взаимоотношении с контрагентами: непомерный рост дебиторской задолженности, хищения и откаты. Эти пробоины были залатаны, конечно, вкупе с решением целого ряда других проблем. Компания сразу намного улучшила свои показатели [4].

Заключая, дебиторская задолженность — важный элемент финансовой структуры предприятия, которому следует уделять соответствующее внимание. От этого зависит финансовая устойчивость организации и, следовательно, её успех.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 512 с.
  3. Саблин М.Т. Взыскание долгов: от профилактики до принуждения: практическое руководство по управлению дебиторской задолженностью. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — 528 с.
  4. vc.ru [Электронный ресурс] / Кейс из России: Как управленческий учет помог клининговой компании увеличить прибыль на 1,2 млн рублей. – Режим доступа: https://vc.ru/21164-management-accounting-for-business , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.