ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ = УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

№75-1,

Биологические науки

Физическая и умственная деятельность - разные ли это понятия? Или между ними есть связь? В этом и многом другом попробуем разобраться в данной статье.

Похожие материалы

Спортивная и умственная деятельность... Многие воспринимают эти два понятия как не соотносящиеся друг с другом. Как небо и земля, на первый взгляд, соотносится голова и ноги. Но, как и небосвод связан с землёй, так и наша физическая активность связана с интеллектуальной деятельностью. Да не просто связана, а прямо пропорционально влияет!

Не секрет, что люди, которые ведут активный и здоровый образ жизни, как правило, намного интеллектуальнее развитее, нежели те, кто ведёт противоположный образ жизни. Парадоксально, даже загадочно, не правда ли?

К сожалению, здесь нет никакого волшебства (а так хочется верить в чудеса!). Все можно объяснить с точки зрения биологии, анатомии. Есть особая закономерность, свойственная человеческому организму: во время физической активности к человеческому мозгу более активно приливает кровь с полезными и питательными веществами, а самое главное с кислородом. Наш мозг устроен так, что он не может работать без кислорода, для него он необходим в колоссальном количестве. Чём больше кислорода поступает к мозгу, тем активнее работает «серое» вещество, тем самым происходит процесс повышения умственной активности человека. Есть ещё масса доводов, приводимых биологами на данную тему:

  1. Физическая активность — стимулятор органов и тканей организма
  2. Физическая нагрузка — толчок к образованию и росту ответвлений нервных клеток.
  3. Спорт — способ самоизлечения организма от многих болезней.

Всё это ведёт к тому, что состояние человеческого организма улучшается, что, в свою очередь, ведёт к улучшению мозговой деятельности.

Кстати, у внимательного читателя, вероятнее всего сразу же родится следующий вопрос: «Значит, спортсмены должны обладать сверхспособностями в плане умственной деятельности»? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. И да и нет.

Действительно, научно доказан тот факт, что у спортсменов гораздо выше, нежели у людей, не занимающихся спортом, уровень мозговой активности. Но тогда значит, что все спортсмены должны быть Ломоносовыми и Эйнштейнами?

Должны быть, но не хотят. Многие спортсмены после тренировок «заваливаются» на диван для просмотра занимательного фильма. Куда уж тут до духовной пищи! Конечно, винить таких людей нельзя, но и оправдывать тоже. Ведь приложить немного усилий — и можно добиться невероятных высот! Например, как Платон, который был философом и неплохим борцом или как известный немецкий учёный-физик В.К.Рентген, который занимался альпинизмом, греблей, санным спортом, коньками. В настоящее время среди спортсменов также много таких «разносторонних личностей», которые успевают совмещать несколько совершенно противоположных видов деятельности.

Если рассматривать вопрос с точки зрения психологии, то можно выделить ряд причин и следствий, благодаря которым, по мнению психологов, спорт улучшает мозговую деятельность:

  1. Самое первое и самое главное — спортивная деятельность учит человека самоорганизовывать свою жизнь, правильно распределять и использовать сводное время.
  2. Физическая активность ведёт к стрессоустойчивости, что помогает человеку акцентировать внимание не на своих переживаниях, а на усвоении материала.
  3. Противоположности притягиваются. Тело, получившее физическую нагрузку, требует духовной пищи.

Есть еще множество теорий и просто точек зрения относительно данной темы. Однако вывод у всех у них схож: спорт положительно влияет на интеллектуальную активность.

Но какие виды спорта, в данном случае, являются наиболее эффективными?

Это:

  • танцы;
  • гимнастика;
  • ходьба;
  • йога;
  • дыхательная гимнастика;
  • плавание;
  • теннис;
  • бадминтон;
  • волейбол;
  • футбол

На мой взгляд, начинать нужно с самого простого и с самого важного — дыхательной гимнастики. Только освоив её, вы сможете правильно дышать, занимаясь физическими упражнениями. Напомню, что для мозга самое главное — обильный приток кислорода. Так начните же «баловать» свой мозг.

Я приведу здесь один пример такой техники, который, на мой взгляд, кажется самым эффективным.

Солнечно-лунное дыхание.

Данная техника основывается на теории зависимости ежедневного дыхательного цикла от солнца, луны и звёзд. Мы дышим приоритетно или левой или правой ноздрей в течение всего дня. Если мы дышим правой ноздрёй, а левая «забита», значит, мы слишком устали, а если «забита» правая ноздря, то, значит, мы находимся в состоянии сильного нервного напряжения. Чтобы гармонизировать наш организм, необходимо выполнить следующие упражнения:

  1. сначала большим пальцем правой руки необходимо закрыть правую ноздрю, вдыхать воздух через противоположную ноздрю в течение 2 секунд. Сделайте паузу равную двум секундам, а затем выдохните воздух ровно за 4 секунды.
  2. Повторите те же манипуляции, только с зажатой левой ноздрёй.

Упражнения следует повторять поочерёдно 10-12 раз для каждой ноздри.

Это упражнение позволяет расслабить организм, вывести из состояния усталости и нервного напряжения, тем самым, уравновесить работу левой и правой ноздри.

Хочется повторить, что данная техника не единственная. Есть целые комплексы разработанных упражнений «на любой вкус». Дыхательную гимнастику можно использовать как самостоятельную технику, так и в составе других упражнений.

После выполнения упражнений почувствовали недомогание? Прекратите выполнение упражнения, успокойтесь, подумайте о чём-то хорошем, не паникуйте. Если ваше состояние сильно тревожит вас — незамедлительно обратитесь к врачу. Так же, обратите внимание, что выполнение дыхательной гимнастики для некоторых лиц может быть не рекомендовано или даже противопоказано. Если у вас есть проблемы с сердцем или с органами дыхания, прежде всего, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом, ведь безопасность — превыше всего!

Самое главное — обеспечьте в помещении приток свежего воздуха. Чаще улыбайтесь, ведь всё, что вызывает у нас положительные эмоции, идёт нам на пользу. Занимайтесь с удовольствием!