МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

№75-1,

Экономические науки

В данной статье рассматриваются муниципальные финансы в трансформационной экономике. Дается определение трансформационной экономике, рассматриваются основные черты. Также, подробно рассматривается реформа муниципальных финансов 2003 года, приводятся показатели, подтверждающие положительное действие данной реформы.

Похожие материалы

Муниципальные финансы — совокупность денежных фондов, формирование и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления для реализации закрепленных за ними полномочий.

Муниципальные финансы регулируют отношения между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами. Основной целью реализации данных отношений является выравнивание уровней жизни населения и социального развития территорий (городов, районов, поселков и т.п.) на основе единых стандартов. Муниципальные финансы выделяются в самостоятельное звено финансовой системы. Оно характеризуется определенным функциональным назначением и закрепленными источниками формирования и не входит в состав государственных финансов.

Муниципальные финансы в Российской Федерации согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" включают:

  • доходы от местных налогов и сборов
  • отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов
  • отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • иные законные поступления

Трансформационная экономика — «это особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторически сложившейся системы к другой. Это — межсистемное образование».

Трансформационная экономика «характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху, эпоху политических, экономических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от «обычной» экономики той или другой ступени... Это такая экономика, где в отличие от «ставшей», зрелой экономики, важное значение имеет не просто функционирование сложившихся связей и элементов, а прежде всего, "отмирание" старых и становление новых связей и элементов. Для переходной экономики в этом смысле важна институциональная трансформация».

Выделяются особые черты трансформационных экономик:

  • неустойчивость экономических процессов;
  • альтернативный характер развития такой экономики, то есть итоги развития могут быть многовариантны;
  • появление и функционирование особых переходных экономических форм;
  • особый характер противоречий в переходной экономике (противоречия не функционирования, а развития, противоречия различных субъектов и слоев общества);
  • историчность переходной экономики.

Кризис трансформационного (переходного) периода носит системный характер, т.е. для него характерна накладка структурного, финансового, экономического и социального кризисов.

Муниципальные финансы играют важную роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований и самым тесным образом связаны с системой местного самоуправления в рамках федеративного государства. Трансформация системы финансового обеспечения муниципальных образований в условиях повышения их самостоятельности в сфере оказания населению социально значимых услуг должна быть ориентирована на:

  • саморазвитие территориальных образований,
  • мобилизацию собственных финансовых ресурсов;
  • приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения муниципальных образований;
  • создание адекватной финансово-экономической базы местного самоуправления.

Закон о муниципальной реформе

С 1 января 2006 года вступил в силу новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.).

Основной целью Федерального закона является устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Именно с этой целью вводится единая структура территориальной организации местного самоуправления. Полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере регулирования местного самоуправления устанавливаются на основе иных принципов, чем это осуществлено в предыдущей редакции Федерального закона, а также более подробно регулируется деятельность органов местного самоуправления.

Основными крупные проблемами (почему этот закон был создан) были выявлены:

  1. проблемы финансирования
  2. проблема собственности
  3. Проблемы компетенций

Это привело к тому, что российское местное самоуправление оказалось неспособно выполнять свое основное социальное и функциональное назначение:

  • Способствовать оптимизации социального уровня
  • Обеспечивать населению достаточный объем ( по количеству и качеству) социальных услуг

Муниципальная реформа 2003 года была призвана снять эти противоречия, прежде всего, на основе формирования полноценного правового и экономического обеспечения сферы ответственности местного самоуправления.

Суть новаций стартовавшей муниципальной реформы заключается, прежде всего в том, что она:

  • Охватывает все стороны местного самоуправления — от территориальной организации местного самоуправления до финансово-экономического обеспечения его деятельности
  • Было предусмотрено создание муниципальных образований в виде поселений, муниципальных районов и городских округов
  • Произошла концентрация функций местного самоуправления на реализации важнейших потребностей населения, прежде всего, в области социальных услуг, обеспечиваемых за счет бюджетных средств. Проведена четкая грань между вопросами местного значения, устанавливаемыми только федеральным законодательством и передаваемыми органами местного самоуправления государственными полномочиями, и соответственно между источниками их финансирования
  • Конкретизированы экономические, включая финансово-бюджетные, основы местного самоуправления. Предпринята попытка сделать их менее зависимыми от конъюнктурных настроений и субъективных подходов, как на федеральном, так и на региональном уроне.

Безусловно все это составило позитивный потенциал реформы.

Установление границ и определение статуса муниципальных образований

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подписанный президентом 6 октября 2003 года, обязал органы власти всех субъектов РФ до 1 января 2005 года установить границы муниципальных образований в соответствии с новыми требованиями и наделить соответствующие муниципальные образования одним из следующих статусов:

  • городское поселение
  • сельское поселение
  • муниципальный район
  • городской округ.

Сельским поселением может стать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов).

Городским поселением может быть признан город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями).

Муниципальным районом может стать несколько поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией.

Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.

По данным Минфина России по состоянию на 15 октября 2005 года, в России образованы 24.508 муниципальных образования, из них 1.817 муниципальных районов, 526 городских округов, 1.823 городских поселения, 20.106 сельских поселений, 236 внутригородских муниципальных образований

В странах с развитой экономикой в обязанности государства входит эффективное оказание социальных и других услуг проживающему на его территории населению. Решение данной задачи в мировой бюджетной практике происходит через формирование самостоятельных органов управления на местах (местного самоуправления) и наделение их специальными полномочиями. Такое распределение полномочий способствует сокращению издержек по реализации общественных услуг на местах и повышает эффективность этих услуг для конечных потребителей, т.е. населения конкретной территории. Ресурсным обеспечением этих обязательств являются муниципальные финансы.

В федеративных государствах местные органы управления определяют виды и способы финансирования общественных услуг с учетом условий местности и потребностей проживающего на ней населения. Вместе с тем на них распространяется полная ответственность за обеспечение населения необходимым объемом услуг и развитие территории.

В Российской Федерации бюджетная система на местном уровне была упорядочена в 2005 г. в связи с реформированием системы межбюджетных отношений. С этого момента на уровне муниципального образования законодательно формируются два уровня местных бюджетов. К первому уровню относятся бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов (городов), а также бюджеты внутригородских муниципальных образований двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга. Ко второму уровню относятся бюджеты городских и сельских поселений, т.е. денежные фонды деревень, поселков городского типа и т.п.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

На городском уровне также могут образовываться консолидированные бюджеты, если на территории города функционируют самостоятельные внутригородские образования. Это относится прежде всего к крупным городам, являющимся областными или республиканскими центрами. Бюджет городского округа (городской бюджет) и свод бюджетов внутригородских округов, входящих в состав города, образуют консолидированный бюджет городского округа. В остальных городах внутригородские образования функционируют по отдельным сметам.

Таким образом, структура муниципальных финансов в РФ может быть многоуровневой в зависимости от количества административно-территориальных образований на территории конкретной местности. По данным Министерства финансов РФ, в России насчитывается более 24 тыс. бюджетов муниципальных образований. При этом наблюдается тенденция к сокращению бюджетов городских округов и резкому увеличению бюджетов сельских поселений. Эта тенденция определяется активным преобразованием смет действующих поселений как основной формы финансирования муниципального образования в самостоятельные бюджеты в связи с законодательным наделением поселений налоговыми полномочиями. Также, мы изучили различные статистические данные. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что реформа муниципальных финансов действительно работает. Увеличились среднедушевые доходы населения, численность населения с доходами ниже среднего постепенно начала уменьшаться, а значит увеличился и сам уровень жизни населения, что привело к увеличению цен на жилье.

Список литературы

  1. Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г. В. Морунова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 153 с.
  2. Маркварт, Э. Компетенция местного самоуправления - мутация в ходе очередной муниципальной реформы / Э. Маркварт.
  3. Левина, В. В. Стимулирование социально-экономического развития муниципальных образований с использованием межбюджетных трансфетров / В. В. Левина