МЕТОДИКА ВЫБОРА ФОРМ И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

№75-1,

Экономические науки

В высшей школе страны растет число результатов инновационной деятельности, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот и, следовательно, развивать экономику страны в целом. Поэтому инновационной системе высшей школы необходим комплекс научно-обоснованных, организационно-экономических решений по реализации процесса финансирования РИД. В связи с этим, требуют дополнительной доработки вопросы, касающиеся разработки механизмов финансирования инновационной деятельности образовательной организации.

Похожие материалы

Последние годы стали временем перехода многих стран запада на инновационный путь развития, от сырьевой экономики к «экономике знаний», где основным фактором успеха становятся конкурентные преимущества в области уникальных, недоступных другим знаний, создание на их основе инноваций — принципиально новых продуктов, процессов и технологий, и введение их в гражданский оборот.

Сущность инновационной деятельности заключается вузов не только в разработке новшеств, но и в выводе инновационной продукции на рынок (коммерциализации результатов научной деятельности), развитии конкуренции и научно-технического прогресса [2].

Инновационная деятельность включает ряд этапов и важно обеспечивать последовательное их финансирование и всех участников. Составим основные этапы инновационного проекта (табл. 1).

Таблица 1. Основные этапы инновационного проекта

Наименование

Содержание

1

Прединвестиционный этап (Посевная стадия)

Отбор рыночно-ориентированных НИР и разработка проекта.

Стратегические маркетинговые исследования.

Технико-экономическое обоснование проекта, бизнес-план.

2

Инвестиционный этап (Start-up)

НИР и прикладные исследования.

ОКР и технологические работы (создание документации, опытного образца, технологии).

Постановка инновационного продукта на производство (строительно-монтажные и пусконаладочные работы, подготовка персонала, лицензирование и сертификация продукции, услуг, методик, оборудования, персонала).

3

Эксплуатационный этап (Ранний рост + расширение)

Тиражирование инновационного продукта, услуги (серийное производство).

Реализация и послепродажное сопровождение продукции.

Трансфер и коммерциализация инновационного продукта, технологии, услуги

Риск недостаточного финансирования, конечно, меньше, чем риск провала исследования, разработки и внедрения. Тем не менее, он также велик, поэтому стратегия выбора структуры, источников и форм финансирования инновационного проекта имеет непреходящее значение. Рассмотрим подготовительные этапы перед набором действенных инструментов финансового наполнения инвестиционного процесса (рис. 1).

Формы источников финансирования на разных стадиях инновационного бизнес-проекта
Рисунок 1. Формы источников финансирования на разных стадиях инновационного бизнес-проекта

Источники финансирования, которые включаются в первую очередь, называются «3Fs» (family, fiends, fools). Первая стадия, именуемая посевной, подразумевает действия по проверке самой идеи или создание прототипа. Она, как правило, в первую очередь инициирует использование личных сбережений автора идеи, с частичным привлечение средств вуза. Естественно, что это незначительные средства. Но их уже может быть достаточно, чтобы убедиться в состоятельности самой оригинальной идеи.

Наряду со средствами основателей могут быть привлечены и другие источники, например, государственные (гранты) и негосударственные фонды (базовые предприятия вуза, бизнес-ангелы — спонсоры, меценаты, ассоциация выпускников университета). Однако финансы из этих источников труднодоступны, носят весьма ограниченный и жестко целевой характер.

На начальной стадии и в период старта проекта к финансированию могут быть привлечены венчурные инвесторы. Ими считаются инвесторы — физические лица, которые вкладывают значительные суммы от десяти до сотен тысяч валютных денежных единиц. Таким образом они входят в состав участников фирмы, получая весомую долю ее собственности. Их задача — заработать прибыль от продажи своей доли в момент, удобный для выхода из бизнеса [3]. Далее, по мере развития проекта, формы финансирования претерпевают изменения, сменяя друг друга в ходе роста капитализации бизнеса и потребных объемов вложений. Среди источников, возникающих после завершения «посевной» стадии, можно назвать такие, как:

  • поиск и привлечение инвесторов, в том числе зарубежных источников;
  • подача заявок в венчурные фонды, на привлечение венчурных инвестиций;
  • участие в конкурсе СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно — технической сфере с возможностью привлечения до 1 млн. безвозвратных финансовых средств;
  • участие в государственных, региональных, муниципальных конкурсах, грантах на условиях государственно-частного софинансирования;
  • привлечение кредитов;
  • возможность использования результатов интеллектуальной деятельности в качестве нематериального актива, обладающих определенной стоимостью, для ведения своей коммерческой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83 бюджетные учреждения не имеют права привлекать и предоставлять кредиты и займы. В связи с этим, одной из рекомендаций по совершенствованию финансирования инновационной деятельности вузов предлагается внесение предложения в Государственную Думу по разработке законодательного акта по кредитованию инновационной деятельности для учебных заведений [1]. Банки обладают серьёзным ресурсным потенциалом и способные принять участие в финансировании инновационной деятельности в стране. Да, на посевном этапе они не заинтересованы в инновационных проектах в связи с высоким риском невозврата заемных средств, который связан с рискованностью самой инновационной деятельности, но на этапах раннего роста и расширения уже возможно было бы привлекать и такой источник финансирования вузовских инноваций.

С точки зрения стоимости ресурсов, увеличивающих инвестиционную емкость проекта, сложностей привлечения финансов (особенно на начальной стадии) предпочтительными являются собственные источники владельцев. Однако уповать в современных условиях только на данный вид финансовых ресурсов означало бы «поставить крест» на всех начинаниях в инновационной сфере. Это означает, что нужно последовательно находить комбинированные решения, избирательно рассматривать всю гамму инструментов, действующих на рынке и постоянно инициируемых в ходе воплощения государственной политики.

Хорошо срабатывает тактика диверсификации источников финансирования, желательно избегать крайностей и не делать ставку только на один источник. При этом следует помнить, что каждая из форм обладает своей трудоемкостью, которая в совокупности может оказаться слишком дорогим ограничителем. На обеспечительные издержки нужно смотреть не только с финансовой точки зрения, но и с позиции возможных потерь времени. Иными словами, экономическая целесообразность широкой гаммы средств должна быть оправдана. На рисунке 2 представлена разработка поэтапной методики выбора метода и форм финансирования проекта в секторе высшего образования.

Методика выбора метода и форм финансирования инновационного проекта в секторе высшего образования
Рисунок 2. Методика выбора метода и форм финансирования инновационного проекта в секторе высшего образования

Ревизия состава источников финансирования проекта, выполняемая на каждом этапе, позволяет более рационально привлекать новые средства. Риск недостаточности средств снижается. Своевременный пересмотр помогает снизить и временные затраты на привлечение дополнительных финансовых ресурсов. В связи с этим была разработана методика выбора и форм финансирования инноваций вуза.

На первом этапе необходимо определиться с перечнем возможных источников финансирования.

Далее из этих источников выбираем те, которые подходят для данной стадии проекта. Как уже отмечалось ранее, для каждой стадии имеются свои сложности привлечения того или иного источника финансирования.

Затем проводится расчет стоимости привлечения каждого источника финансирования и принимается решение о финансировании.

Привлечение средств может производиться как на основе одного источника, так и на основе комбинации источников, если это несколько источников, то необходимо определить долю каждого в общем объеме финансирования.

После этого составляется график финансирования и осуществляются все мероприятия, необходимые, для привлечения финансовых средств.

После получения финансовых ресурсов необходим контроль за осуществлением финансирования и ходом реализации проекта.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс]: федер. закон: [№83-ФЗ от 08.05.2010]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/ – Загл. с экрана (дата обращения 03.11.2017).
  2. Кулябина, Е. И. Совершенствование инновационной деятельности вузов: монография / Е. И. Кулябина. – Иркутск : Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2013. – С. 100.
  3. Балабан, А.И. Венчурное финансирование инновационных проектов / А.И. Балабан. - Москва: АНХ, Центр коммерциализации технологий, 2010.