ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОДРОСТКОВОЙ КОНФЛИКТНОСТИ

№34-2,

Психологические науки

В настоящее время становится важным исследование природы конфликтности в подростковом возрасте, вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций. В статье представлен анализ психоло-педагогической литературы показывающий влияние на поведение личности подростка в процессе социального созревания конфликта как образа мышления подростка. Социальное созревание подростков фиксируется в последова-тельных стадиях становления личности и отличительные признаки подросткового периода проявляются в фундаментальных изменениях в сфере самосознания, общения, которое чаще носит конфликтный характер в случае не успешно складывающихся отношениях, а также при наличии личностной предрасположенности. Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для понимания возникающего противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения у подростков, что будет способствовать развитию навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с подростками и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость.

Похожие материалы

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Для развития конфликта важными являются такие психологические моменты, как восприятие ситуации ее участниками, их отношение к ней, стратегии поведения. Поэтому одним из центральных вопросов, требующих своего разрешения в исследовании конфликтов, является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций, перерастание их в конфликты. Сложность изучения данного вопроса состоит в том, что трудно проследить весь процесс возникновения и развития конфликтной ситуации.

В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, K. Tомас, К. Томпсон, К. Хорни, К. Юнг), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, А.Я. Анцупов, Н.В. Клюева, Т.И. Марголина, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, Р.Х. Шакуров).

Целью нашего исследования было изучение предрасположенности к конфликтному поведению у подростков с различными формами агрессии.

Гипотезой исследования стало исследование предрасположенности к конфликтному поведению у подростков с различными формами агрессии, которые имеют особенности, определяющиеся степенью выраженности отдельных показателей конфликтности.

Исследование проводилось в Реальной гимназии г. Бийска, в исследовании приняли участие обучающиеся подросткового возраста (от 13и до 14 лет) в количестве 90 человек. Для определения проявляющихся форм агрессии был использован тест «Диагностика состояния агрессии» А. Басса, А. Дарки, а для изучения предрасположенности к конфликтному поведению был проведен «Тест описания тактики поведения в конфликте» К. Томаса (адаптированый Н.В. Гришиной).

Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии поведения. Преобладание одной из стратегий свидетельствует о том, что человек ориентируется в основном на эту линию поведения как в конфликте, так и в поведении. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим (Е. Журавлева) и уровня агрессивности. На выбор стратегии поведения в конфликте влияют возраст человека, склонность к асоциальному поведению.

Анализ способов реагирования (предпочитаемых и отвергаемых) с позиции соотношения своих интересов и оппонента. Такой подход, по нашему мнению, выводит на проблему внутриличностной предрасположенности к конфликту. Например, выбор соперничества и отвержение приспособления свидетельствуют о склонности испытуемого к конфликтному поведению и эскалации конфликта. Тогда как выбор таких стратегий поведения как «приспособление», «уход», наоборот свидетельствует о низком уровне конфликтности поведения и склонности к бесконфликтному общению.

По результатам проведения тестов были получены следующие данные – среди испытуемых преобладали подростки с подростки с такой формой агрессии как обидчивость (20%), форму агрессии раздражение выбирали 16,6% опрошенных подростков, косвенной агрессией пользуются 13,3% подростков, прибегают к физической агрессии - 10%, одинаковый процент (6,6%) поделили между собой подростки с проявлением чувства вины и негативизма, меньше всего испытуемых с такой формой агрессии как подозрительность (3,3%).

В связи с этим, можно сказать что, 23,3% подростков выражают негативные чувства как через эмоциональные проявления (крик, оскорбления), так и через вербальную агрессию выражающуюся в словесных ответах (проклятия, угрозы), 20% подростков завидуют и ненавидят окружающих за действительные и вымышленные действия, 16,6% подростков готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), 13,3% подростков опрошенных используют агрессию, окольным путем направленную на другое лицо или ни на кого не направленную, 10% подростков используют физическую силу против другого лица, 6,6 % подростков принимают оппозиционную манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, а 3,3 % подростков недоверчивы и осторожны по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят им вред.

В большем количестве выборке испытуемых преобладает стиль реагирования в конфликте «соперничество». По результатам исследования большая половина группы подростков (69%) демонстрирует именно этот стиль поведения. 26,6% испытуемых подростков выбирают к «избеганию» как стиль реагирования в конфликте, 13,3 % подростков выбирают в качестве ведущего стиль «компромисс» и менее всего испытуемых (10% и 6,6%) показывают стиль поведения в конфликте «сотрудничество» и «приспособление».

Полученные данные можно объяснить следующим образом: в конфликтной ситуации подростки не склонны к такому поведению, которое предполагает нахождения более или менее удовлетворительного решения для обеих сторон и еще менее склонны приходить к альтернативе, подростки более склонны к противодействию в конфликте, нежели учету интересов сторон конфликтующих.

Так у подростков с физической агрессией в 70 % случаев отмечается стиль поведения в конфликте «соперничество», что предполагает наличие лидерства с партнерами в общении, а стратегия «приспособление» не проявляется вообще.

У подростков с косвенной агрессией в 26,6% случаев проявляется стиль «избегание» - желание, чтобы ситуация как-то разрешилась самостоятельно без непосредственного участия в ней самого подростка; и лишь в 13,3% случаев наблюдается стиль «сотрудничество» - желание взаимодействовать и понимание, того что решение любой ситуации целиком зависит от полноценной включенности обеих партнеров по общению.

Подростки с формой агрессии обидчивость прибегают к стратегии «компромисс» в 26,6% случаев, что показывает взаимные уступки, которые преобладают у взаимодействующих по общению партнеров.

Подростки с вербальной агрессией, негативизмом и раздражением предпочитают стилю «приспособление» – стиль «соперничество».

Таким образом, получается, что подростки:

  1. с физической, вербальной агрессией, негативизмом и раздражением выбирают стратегию поведения - «соперничество»,
  2. с косвенной агрессией, подозрительностью - стратегию поведения «избегание».

Из проведенного исследования видно, что подростки выбирают две полярные стратегии поведения в конфликте: «соперничество» или «избегание». Итак, полученные данные подтверждают наличие некоторой зависимости между тем, какая форма агрессии у подростка преобладает и какой стиль поведения он реализует в конфликте и в жизни (в собственных стратегиях поведения). Возможно, это обусловлено определенными личностными детерминантами подростка, хотя можно предположить, что это зависит от простого не умения (не знания) решать конфликтные ситуации. Для того чтобы разобраться в природе конфликтного поведения подростков необходимо проанализировать существующие подходы к анализу психологических детерминант конфликта.

Л.С. Выготский отмечал, что переходный период включает два ряда процессов: натуральный ряд составляют процессы биологического созревания личности, включая половое созревание, а социальный ряд – процессы обучения и социализации в широком смысле этого слова. Центральным новообразованием личности подростка является формирование ощущения собственной взрослости.

Но общественное положение подростка не изменяется - он был и остается учеником, сохраняется его материальная зависимость от родителей, тем более что у взрослых остается привычка направлять и контролировать ребенка - взрослый не хочет ограничивать свои права. Создается неблагоприятная воспитательная ситуация, которая тормозит развитие социальной взрослости и приобретение социальной компетентности в общении и поведении.

Большинство ученых считает, что конфликт в школьном коллективе – это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы (Р.И. Ильясов), такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством (В.А. Иванников) как явление создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе школьников, старшеклассников особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) (Ф.Е. Василюк); как внутреннюю борьбу порождающую внешние, объективно данные противоречия (Н.Д. Левитов); как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов (В.А. Иванников); как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения (М.С. Неймарк). Однако, противоречия, возникающие среди подростков, не всегда приводят к конфликту. Многое зависит от изначального уровня конфликтности его участников и способности к саморегуляции и поиску оптимального решения, что у подростков в реальной жизни не всегда получается: как доказало наше исследование они или «соперничают» или реагируют «уходом» от решения конфликта, т.е. это может зависеть от ряда личностных особенностей, свойственных тому или иному подростку.

Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов: это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [1, с. 7]. Социолог Скотт Д. дает такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» [2, с. 123].

Итак, все существующие определения конфликтов подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.

С.Л. Рубинштейн, Е.Л. Доценко рассматривают конфликт в плане целостной структуры личности как нарушение связей ее подсистем и отношений. Они считают, что личность является конфликтной по самой своей природе, поскольку, с одной стороны, она стремится к развитию, самореализации, к эффективной адаптации в социуме, достижению гармонии, а, с другой, - подобные стремления могут наталкиваться на препятствия, обусловленные характером ее противоречивых отношений и связей, эта позиция близка и нам [3, с.281].

Необходимо отметить, что при обращении к проблемам психологии личности почти всегда затрагиваются понятия внутренних противоречий, борьбы мотивов, а сам конфликт рассматривается как источник развития индивида, приобретение им качественно новых образований: таких взглядов придерживаются Л.И. Божович, К.А. Коваль, Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова, В.Г. Асеев.

Таким образом, решающее влияние на поведение личности в конфликте оказывает она сама – ее потребности, установки, привычки, образ мышления, опыт решения проблем и модели поведения. Все это – существенный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликтов, переход их в экстремальные и крайне эмоциональные формы, а также возможность снизить вероятность развития межличностных и межгрупповых конфликтов.

Конфликтность личности определяется комплексным действием факторов:

  • психологические факторы (особенности темперамента, уровень агрессивности, психологическая устойчивость и саморегуляция, актуальное эмоциональное состояние, социально-психологические установки и ценности, отношения к оппоненту, компетентность в общении и др.);
  • социальные факторы (особенности условий жизни и деятельности, среда и социальное окружение, общий уровень культуры и др.) [4, c.140].

Итак, под конфликтностью личности обычно понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления человека в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором самого разного рода напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации (Скотт, Г.Д.).

Вопрос о психологических детерминантах возникновения межличностных конфликтов, который позволяет раскрыть глубинные основы конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликта. Для лучшего понимания конфликта и управления им следует четко определить содержание понятий «конфликтность» и «конфликтное поведение».

Представители ситуационного подхода к конфликтам дают свою интерпретацию природы возникновения конфликтов и определения конфликтности. У. Клар конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства. По К. Хорни, конфликтность может быть характеристикой «невротической личности», т.е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают конфликта вообще.

Нельзя отрицать, что у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции.

В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок (Гришина, Н.В., 2000).

В работах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды.

Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом. Такое определение можно найти в работах В.И. Илийчука, Л.О. Петровской, В.И. Ващенко (Гришина, Н.В., 2000).

Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека. У психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению «волны дезорганизации» [5, c.145].

Психологическая стойкость является свойством личности и состоит в сохранении оптимального состояния функционирования психической энергии и является приобретенной (Гришина, Н.В., 2000).

Структура конфликтоустойчивости включает такие компоненты, как эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный. Поэтому, учитывая то, что конфликтность и конфликтоустойчивость находятся на разных полюсах одного континуума, правомерно будет определить структуру конфликтности как идентичную структуре конфликтоустойчивости, но с противоположным знаком.

Конфликтность личности – интегративный комплексный показатель и характеристика личности, тесно связанная с сугубо психологическими и, прежде всего, личностными предпосылками. Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую основу. Компоненты конфликтности, таким образом, будут иметь следующий вид: эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях); волевой компонент (неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю); познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию); мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы); психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой). Определение психологических факторов конфликтности зависит от понимания детерминации психики человека и, в частности от поведения, от предварительных методологических подходов к изучению межличностных конфликтов (Ярцев, Д.В., 1999).

Таким образом, конфликтность является чертой личности подростков, первичными факторами которой выступают природные задатки и социальный опыт, можно допустить, что есть три вида психологических детерминант подростковой конфликтности:

  1. детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);
  2. собственно психологические детерминанты – особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);
  3. социальные детерминанты – факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия «конфликтность» эти детерминанты включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения [7, c.59].

Данные психологические детерминанты в различной степени обуславливают подростковую конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру.

Список литературы

  1. Введение в общую теорию конфликтов [Текст] // Под ред. А.В. Дмитриева, В.Н. Кудрявцева, С.Н. Кудрявцева. – М.: Просвещение. – 1993. – 265с.
  2. Наконечная, О.В., Шевчук, Г.А., Шевчук, А.С. Психологические детерминанты конфликтности подростков (Электронный ресурс) – Режим доступа http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/143/
  3. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. – 456 с.
  4. Скотт, Г.Д. Сила ума: способы разрешения конфликтов [Текст] / Г.Д. Скотт. – СПб.: Спикс, 1993. – 431с.
  5. Латынов, В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта (Электронный ресурс) – Режим доступа // http://www.people.nnov.ru/volkov/conflictology/Latynov_V_conflict_review.html