ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ПО СТРАТЕГИРОВАНИЮ, БЮДЖЕТИРОВАНИЮ, МОНИТОРИНГУ НА ТЕРРИТОРИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№43-1,

Экономические науки

С 11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Сегодня внимание уделяется только документам стратегического планирования, в том числе документам стратегического планирования в Арктике. Однако, комплекс вопросов в рамках стратегического планирования включает вопросы бюджетирования и мониторинга, взаимодействия средне- и долгосрочного планирования, реализации принципов сбалансированности, согласованности и проч.

Похожие материалы

Комплекс базовых стратегических документов Арктической зоны состоит сегодня из «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», и государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».

Однако, перечень инструментов достижения базовых стратегических целей в Арктике гораздо шире. [1] [3] [5] [6] [7] Отражены они в стратегиях и программах федерального и регионального уровня, в стратегиях отраслевых и региональных (стратегиях развития отраслей экономики и социальной сферы и федеральных округов). [8]

Средства федерального и региональных бюджетов на развитие арктической зоны обделены в государственных программах министерств и ведомств, а также в региональных бюджетах (финансирование через программы субъектов Российской Федерации). [2] [4]

С 11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и порядок их взаимодействия в сфере стратегического планирования. Действие закона распространяются на отношения в сфере стратегического планирования, включая вопросы в сферах обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности на территории Российской Федерации, включая морские пространства.

Закон не только регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания (стратегирования), прогнозирования, программирования (бюджетирования) отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В законе значительное место уделено вопросам мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

В соответствии с требованиями закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» большое значение придается взаимосвязи стратегирование – бюджетирование – мониторинг, ориентированной как на реализацию поставленных стратегических целей, так и на эффективность бюджетных вложений для достижения поставленных целей.

В этой связи было бы целесообразно провести анализ не только стратегических документов министерств, ведомств, федеральных округов и субъектов РФ на предмет единства стратегических целей развития Арктической зоны. Важным шагом был бы анализ всех средств, выделяемых через федеральные и региональные программы на развитие территории арктической зоны, реестр финансируемых из бюджетов разных уровней объектов капитального строительства, социальных программ и проч. [10] [9]

Подобный реестр позволит проводить мониторинг реализации программ и эффективности расходов бюджетных средств. Позволит представить предложения по координации действий органов власти и консолидировать усилия на конкретных направлениях, создавая мультипликативный эффект развития без дополнительных расходов средств федерального бюджета.

Данный подход, обеспечивающий прозрачность действий и позволит сконцентрировать усилия на отдельных точках роста в обширном регионе российской Арктики.

Список литературы

  1. Smirnova O. Strategy for a new interstate economic and technological partnerships in Arctic // European Science and Technology: international scientific conference. January 31st, 201. Bildungszentrum Rdk e.V. Germany, Wiesbaden 2012. Р. 769-772.
  2. Абрамов А.Л., Меламед И.И., Смирнова О.О. «Стратегия социально – экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период 2025 года». [Монография]. - Владивосток: Изд. Дальневосточного федерального университета, 2010. - 152 с.
  3. Батова В.Н., Малахова М.Н. Проблемы административно – правового регулирования экономической безопасности в РФ // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 135-143.
  4. Волков В.И., Меламед И.И., Кривелевич М.Е., Смирнова О.О. , Столяров О.И. "Международные организации и финансовые системы стран АТР" [Монография]. М, Международный издательский центр "Этносоциум", 2012, -292 с.
  5. Добромыслова В.Ю., Смирнова О.О. Некоторые вопросы государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне. // ЭКО. 2010. № 12. с. 76-92.
  6. Дорохина Е.Ю., Огольцов К.Ю. О возможных стратегиях устойчивого развития и промышленной экологии // Путеводитель предпринимателя. 2013. № 17. С. 100-108.
  7. Липина С.А. Рецензия на монографию «Геоэкономические аспекты использования потенциала регионов Крайнего Севера (на примере Арктической зоны России)» Микроэкономика. 2015. № 4. С. 96-99.
  8. Смирнова О.О. «Стратегическое государственное планирование в России». [Монография] - М.: Изд. МНЭПУ, 2010. - 175 с.
  9. Смирнова О.О. Арктика - территория партнерства будущего. О стратегии сотрудничества. // Экономические стратегии. - 2011. - № 10. – с.32-39.
  10. Смирнова О.О. О государственных мерах по привлечению и закреплению молодежи для работы во вновь осваиваемых районах севера и Арктики. // Совет Федерации Федерального собрания РФ. Материалы Круглого стола 27 октября 2009 г. М.: Издание Совета Федерации, 2009. –с.9-11.